Урок русского языка по теме "От анализа текста – к изложению, от изложения – к сочинению". М.М. Пришвин "Интимные пейзажи". 10-й класс

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 10


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4,9 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Цели урока

  • обучение наиболее развитому виду чтения – рефлексивному чтению:
  • работать над формированием умения понимать и интерпретировать текст на основе текстоцентрического подхода;
  • выражать информацию текста в виде кратких записей;
  • понимать имплицитную информацию текста;
  • анализировать изменения своего эмоционального состояния в процессе чтения, получения и переработки информации и её осмысления
  • формировать эстетический вкус на основе образца художественной литературы;
  • работать над воспитанием читательской грамотности

Оборудование

  • дидактический материал: текст М.М.Пришвина (по упражнению 66 из учебника для общеобразовательных учреждений: базовый и профильный уровни: в2ч. Ч. I / А.Д.Дейкина, Т.М.Пахнова. – М.: АСТ: Астрель, 2011.);
  • Пришвин М.М. Дневниковая проза: В2т. Т.2: Из дневников последних лет. 1940; Незабудки. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2007.
  • портреты М.М.Пришвина ( Г.С.Верейского и С.Харламова);
  • репродукция картины Ю.Н.Рериха;
  • фотографии Соловей Юрий и Татьяна. “Портреты” цветов// Приложение к журналу “Литература в школе”. – 2002. №4. и сайта . kartinki 2008.ru

Ход урока

Слайд 2

Особенности мировосприятия Пришвина наложили отпечаток на его произведения. Говоря о своей творческой манере, автор называл себя “поэтом, распятым на кресте прозы”, а свои пейзажные зарисовки “интимным пейзажем”.

  • Как вы понимаете эти языковые параллели? (Писатель, который в прозаической форме выражает неистово свои чувства)

Слайд 3

Зрительный диктант (1 минуту изучаем, записываем, читаем свои варианты, в это время перед учащимися должен быть следующий слайд№4, к которому обращаемся после анализа зрительного диктанта)

“Многие любуются природой, но немногие её принимают к сердцу, и даже тем, кто к сердцу принимает, не часто удаётся так сойтись с природой, чтобы почувствовать в ней свою собственную душу”. М.М.Пришвин

 

Слайд 4 (Это работа Юрия Николаевича Рериха). Что можем ещё сказать об авторе этих слов? (Человек, стремящийся понять самого себя, человека, через природу).

Слайд 5

Работа с текстом

  • (первичное чтение) Это текст? Докажите. Смысловая цельность, связность (когезия), членимость (предложения, абзацы), диалогичность (обращённость к слушателю, читателю).

У края дороги, среди лиловых колокольчиков цвёл кустик мяты. Я хотел сорвать цветок и понюхать, но небольшая бабочка, сложив крылышки, сидела на цветах. Не хотелось расстраивать бабочку из-за своего удовольствия, и я решил подождать немного и стал записывать, стоя у цветка, одну свою мысль в книжку.

Слайд 6

  • Как вы определяете жанр миниатюры? Почему? Объясните?

(Лирико-философская миниатюра, так как лирика – интимность пейзажа, философская – стремление познать мир, самого себя).

Слайд 7

Анализ текста (ключевые слова). Вспомним теорию: что такое ключевые слова

- понятийно-логические (объективные): слова, связанные с обозначением основных образов, объектов, понятий текста. Найти их необходимо, чтобы определить тему.

- экспрессивно-оценочные (субъективные): выражают доминирующую в тексте авторскую оценку. Следовательно, помогают понять авторскую позицию, идею текста.

(Строгое разграничение видов ключевых слов далеко не обязательно и не всегда доступно, т.к. во многих текстах понятийно-логические и экспрессивные функции нередко объединяются в одном слове или словосочетании).

Слайд 8

- понятийно-логические (объективные)

Дорога, кустик мяты, цветок, бабочка, крылышки, цветка, мысль, книжка

- экспрессивно-оценочные (субъективные)

Кустик мяты, небольшая бабочка, крылышки, не хотелось расстраивать, решил подождать, свою мысль.

(Работа над ключевыми словами решает очень важную задачу: помогает определить тему - человек и природа- и проблему, поставленную автором -человек должен быть наблюдателем-ценителем природы и не вмешиваться в её жизнь).

  • Как можно озаглавить текст?

Слайд 9

Анализ текста (логико-смысловая схема)

(Художественный параллелизм, подчёркивающий единство природных и человеческих законов, - один из излюбленных приёмов Пришвина).

Слайд 10

Анализ текста (тематическая прогрессия) – это движение информации внутри текста, которая определяется языковой связностью (от темы к реме) внутри фраз и от фразы к фразе, от абзаца к абзацу. Тематическая прогрессия реализуется цепной и параллельной связью.

Д 1 (у края дороги) - Н 1 (кустик мяты)
Д 2 (Я) - Н 2 (хотел сорвать и понюхать)
Д 2(2) (бабочка) - Н 2(2) (сидела)
Д 3 ( ) - Н 3 (не хотел расстраивать)
Д 3(2) (Я) - Н 3(2) (решил подождать и стал записывать)

(Параллельная связь без сквозной темы: подчеркивается действие, развивающееся параллельно)

Слайд 11

Анализ текста (лексический и синтаксический уровни)

Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы, слова, употреблённые в переносном значении, слова, стилистически окрашенные (высокие, книжные, разговорные, просторечные, официальные). Какова их роль в тексте?

(Синонимы контекстуальные: кустик мяты – цветок – они незначительные, позволяют лишь уточнить, а вот интересны повторы в таком небольшом тексте (всего – 46 слов: цветок – 3 раза + глагол цвёл (?) может быть, подчеркивается красота, оптимистичность окружающего мира; бабочка – 2 раза, почему бы не заменить на ОНА или НАСЕКОМОЕ?; я-2 раза, свою (-его) -2 раза, личные глаголы (хотел, решил, стал) - 4 раза, – усиление личностного (интимного) восприятия происходящего.

Проанализируйте запятую в первом предложении. Сопоставьте интонацию предложения в авторском варианте и в возможном варианте уточнения “среди лиловых колокольчиков”. Чем авторский вариант лучше? (Если сделать уточняющим членом, то уводим внимание от кустика мяты – это опять личное (интимное) восприятие природы).

Выполните синтаксический разбор безличного предложения в составе третьего. Какова его роль? (Это безличное предложение в роли личного!)

Слайд 12

Анализ текста (диалогичность – обращённость к читателю)

Напишите мини-изложение, воспроизведя характерные черты исходного текста. Дополните небольшим сочинением, распространяющим последние слова “стал записывать... одну свою мысль...” - какую? о чём? с каким чувством?

(Попробуйте выразить лирическое (ваше личное) параллельно с философским размышлением о жизни, о человеке, о его предназначении, о его сущности, постарайтесь при этом не потерять образ бабочки!)

Чтение и обсуждение работ

Слайды 13, 14, 15

Незабудки (отрывки). Чтение учителем авторского продолжения

Вышло так, что я забыл о бабочке и долго писал, а когда кончил, опомнился – оказалось, что бабочка всё сидела на цветке мяты в том же положении.

Но так не бывает! – и чуть-чуть кончиком ноги я толкнул стебелёк мяты. Бабочка сильно качнулась, но всё-таки не слетела. Неужели она умерла на цветке?

А когда я стал её тянуть с цветка, вместе с ней оттянулся скрытый в цветке светло-жёлтый паук с большим зеленоватым шариком. Он всеми своими ножками обнимал брюшко бабочки и высасывал её.

...А мимо проходили дачники и говорили: “Какая природа, какой день, какой воздух, какая гармония!”

Не ясно ли, что природа никакая не гармоничная, но в душе человека рождается чувство гармонии, радости, счастья.

В природе то, что у человека считается постыдным: борьба за существование, пол, бешеная злоба и все прочие прелести бытия – обнажены. Спрашивается, почему же мы, входя в природу, чувствуем радость?

Мы в природе соприкасаемся с творчеством жизни и соучаствуем в нём, присоединяя к природе прирождённое нам чувство гармонии. Всё это – какое-то чистое и единственное чувство и мысль, соприкасаясь с природой, - вспыхивает, оживает; сам человек встаёт весь – происходит какое-то восстановление нарушенной гармонии.

Итак, милые люди, усталые горожане и дачники, вы правы тем, что не хотите видеть в природе ту самую борьбу, от которой так устали в городе.

  • Каковы впечатления?

И всё-таки Пришвин постоянно стремится не только к образному, но и к понятийному выражению своих мыслей, находя единственно возможные, “итоговые” слова. Такой подход определяется ощущением постоянно меняющейся жизни и, в свою очередь, определяет отличие афористичных миниатюр Пришвина от классических (например, пословиц и поговорок) – в них нет категоричности, “непререкаемости мысли и слова”. Для писателя значима мысль о том, что весь процесс существования человека и человечества – это непрекращающийся поиск смысла жизни, правды жизни, что заключается в непрерывности и преемственности.

Слайд 16

Некоторые итоги

Специфику миниатюр Пришвина определяет “поэзия философского контекста”. Идея единства человека и окружающего его мира, их со-существования подчеркивается художественным параллелизмом.

Интересна особенность системы ценностных ориентиров в “интимных пейзажах” Пришвина: всё происходящее в природе (даже трагическое) не подлежит оценке с точки зрения морально-нравственных ценностей человека, хотя через описания и заметно авторское сочувствие.

Пришвинские миниатюры – единство максимально обобщённого и глубоко личного.