Интегрированный урок (физика + информатика) по теме "Исследование и применение силы трения с созданием компьютерной презентации". 7-й класс

Разделы: Физика, Информатика


Цель урока: Показать роль силы трения в природе и технике; создать компьютерную презентацию.

Задачи урока:

  • Повторить определение силы трения, причины возникновения силы трения, виды трений, способ измерения силы трения.
  • Исследовать зависимость силы трения от различных физических величин.
  • Закрепить навыки работы с алгоритмами создания и оформления компьютерной презентации.
  • Создать коллективный проект в форме презентации по теме "Сила трения".

Ход урока

Организационный момент

Объявление темы урока.

Постановка цели урока.

Актуализация знаний по физике.

Учащиеся вместе с учителем повторяют определение силы трения, причины возникновения силы трения, виды трений, способ измерения силы трения. Повторение пройденного сопровождается показом презентации (Приложение 1)

Практическая работа.

Учащиеся по группам выполняют практические задания по исследованию силы трения. Каждой группе предложено индивидуальное задание:

Группа 1

Задание 1

Оборудование: деревянный брусок, набор грузов по 100 г (3 шт.), динамометр, бумага, линолеум, фанера, крышка парты (пластмасса).

1. Положив на деревянный брусок три груза и зацепив его динамометром, равномерно перемещайте брусок по различным поверхностям. При этом каждый раз отмечайте показания динамометра. Полученные результаты занесите в таблицу, предварительно вычертив ее в тетради:

Вид трущейся поверхности Сила трения, Н
Дерево по дереву

Дерево по линолеуму

Дерево по бумаге

Дерево по пластмассе

 

2. Сравните полученные значения и сделайте вывод о зависимости или независимости силы трения от рода соприкасающихся поверхностей. Выберите представителя группы для ответа у доски.

Группа 2

Задание 1

Оборудование: деревянный брусок, набор грузов по 100 г (3 шт.), динамометр, фанерная доска.

1. Положив на деревянный брусок один груз и зацепив его динамометром, равномерно перемещайте брусок по деревянной поверхности. Затем положите на брусок два груза и проделайте то же самое. Третий опыт повторите с тремя грузами. При этом каждый раз отмечайте показание динамометра. Полученные результаты занесите в таблицу, предварительно вычертив ее в тетради:

Нагрузка на брусок Сила трения, Н
Без грузов

Один груз

Два груза

Три груза

 

2. Сравните полученные значения и сделайте вывод о зависимости или независимости силы трения от нагрузки на брусок. Выберите представителя группы для ответа у доски.

Группа 3

Задание 1

Оборудование: деревянный брусок, набор грузов по 100 г (3 шт.), динамометр, деревянная доска с различными поверхностями, бумага газетная, бумага плакатная.

1. Положив на деревянный брусок три груза и зацепив его динамометром, равномерно перемещайте брусок по гладкой деревянной поверхности. Затем проделайте то же самое с шероховатой деревянной поверхностью. Третий и четвертый опыты повторите для различных видов бумаги. При этом каждый раз отмечайте показание динамометра. Полученные результаты занесите в таблицу, предварительно вычертив ее в тетради:

Вид поверхности Сила трения, Н
Дерево

Дерево шероховатое

Бумага гладкая

Бумага газетная

 

2. Сравните полученные значения и сделайте вывод о зависимости или независимости силы трения от шероховатости поверхности. Выберите представителя группы для ответа у доски.

Группа 4

Задание 1

Оборудование: деревянный брусок с различными боковыми гранями, динамометр, фанерная доска.

1. Положив деревянный брусок на большую грань и зацепив его динамометром, равномерно перемещайте брусок по деревянной поверхности. Затем положите брусок средней гранью и проделайте то же самое. Третий опыт повторите с меньшей гранью бруска. При этом каждый раз отмечайте показание динамометра. Полученные результаты занесите в таблицу, предварительно вычертив ее в тетради:

Площадь трущейся поверхности бруска Сила трения, Н
Большая грань бруска

Средняя грань бруска

Меньшая грань бруска

 

2. Сравните полученные значения и сделайте вывод о зависимости или независимости силы трения от значения площади трущихся поверхностей. Выберите представителя группы для ответа у доски.

6. Подведение итогов практической работы

Представитель от каждой группы оглашает вывод, полученный в результате проведения эксперимента.

Учащиеся и учитель делают общий вывод, что сила трения зависит от рода соприкасающихся поверхностей, от веса груза, качества обработки поверхностей и не зависит от площади соприкасающихся поверхностей.

Актуализация знаний по информатике.

Учащиеся вместе с учителем повторяют алгоритмы создания и оформления компьютерной презентации в приложении MS-PowerPoint 2007. Повторение пройденного сопровождается показом презентации (Приложение 1)

Алгоритм создания структуры компьютерной презентации.

Алгоритм вставки рисунка.

Алгоритм оформления презентации с помощью шаблона оформления.

Алгоритм оформления презентации с помощью стилей фона.

Практическая работа

Каждый ученик получает индивидуальное задание: создать презентацию на одну их тем:

Трение в жизни животных (Приложение 2);

Трение в жизни растений (Приложение 3);

Трение в спорте (Приложение 4);

Трение в технике, подшипники (Приложение 5);

Трение и огонь (Приложение 6);

Трение на дорогах (Приложение 7);

Трение на луне (Приложение 8);

Трение при ходьбе (Приложение 9).

Тему учащегося определяли с помощью жеребьевки, проведенной до начала урока.

Для каждой темы предложен дополнительный материал (рисунки и текстовый файл с теоретическими положениями), которые учащиеся должны использовать при создании презентаций.

Перед началом выполнения практической работы учащимся выдают лист оценивания компьютерной презентации с критериями оценивания (Приложение10):

Название темы Критерии оценки презентации Итог
Расположение и читаемость текста на слайде Расположение рисунков на слайде Оформление слайда
Трение и огонь        
Трение в спорте        
Трение на дорогах        
Трение в жизни растений        
Трение в жизни животных        
Трение при ходьбе        

Представление работ.

Используя ресурсы локальной сети, установленной в кабинете информатике из всех работ учащихся формируется общий проект. Каждый ученик, проводит представление презентации, по выбранной теме.

Итог урока.

Учитель физики оценивает работу учащихся за выполнение практической работы.

Учитель информатики, используя полученные от учащихся листы оценивания выводит общую оценку по каждой теме.

4.07.2014