Индивидуальное логопедическое занятие по совершенствованию звукобуквенного анализа и синтеза слов

Разделы: Логопедия


Цели: закрепить и совершенствовать представления ребенка о звукобуквенной стороне слова.

Задачи:

  • Упражнять в сравнении, различении и правильном произношении звуков [л] и [л`].
  • Сравнивать характеристики этих звуков.
  • Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие, используя данные звуки.
  • Упражнять в звуковом анализе и синтезе, определении позиции звука в словах.
  • Развивать зрительное и слуховое внимание.
  • Развивать мелкую моторику руки.
  • Закреплять навыки чтения.

Оборудование: презентация, компьютер, "Чудесный мешочек" с фигурками животных, фигурки животных, символы гласных и согласных звуков, объемный домик с дверкой, четырьмя окнами и шторами на каждом окошке и двери с внутренней стороны, на задней внутренней стенке домика крепятся изображения животных.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Логопед: Здравствуй, Р. Посмотри, кто к нам пришел?

(Выставляются игрушки.)

Р: Волк, белка, крокодил, верблюд.

2. Дыхательная гимнастика.

Логопед: Как ты думаешь, все ли к нам пришли, или кто-то остался дома? Давай проверим. Мы превратимся в ветерок, подуем на шторы этого домика и увидим, кто в домике живет. (лев, лось, лиса, леопард) (определяем первый звук в каждом слове)

Логопед: Посмотри, оказывается, они не могли к нам прийти, потому что сами ждали гостей. Давай поможем льву, лисе, леопарду и лосю встретить гостей.

(Ребенок опускает руку в "Чудесный мешочек", нащупывает фигурку животного, называет его и помещает в домик. Определяем, есть ли звук [л] или [л`] в словах названиях животных.)

3. Работа с индивидуальными зеркалами.

Логопед: Возьми зеркало. Произнеси звук [л].

Что делают наши губы и язычок, когда мы произносим этот звук?

(Губы растягиваются в " улыбке", а язычок поднимается вверх за зубки.)

4. Характеристика звуков.

Логопед: Скажи, какой это звук?

(Звук [л] - согласный, звонкий, твердый.)

Логопед: А почему он согласный?

(Потому что при произношении этот звук встречает преграду: язычок и зубки.)

Логопед: Проверь, действительно ли он звонкий.

(Закроем ручками уши и послушаем, как он звучит.)

Логопед: Каким цветом обозначается этот звук?

(Синим.)

Логопед: Вот символ этого звука.

А теперь произнеси звук [л`]. Где находится язычок во время произношения этого звука?

(При этом звуке язычок также поднимается вверх за зубки, но продвигается дальше, за "бугорки", а губы сильнее растягиваются в "улыбке".)

Логопед: Какой это звук?

(Этот звук согласный, звонкий, мягкий.)

Логопед: Каким цветом обозначается этот звук?

(Зеленым.)

Логопед: Верно. А вот символ звука [л`].

Логопед: Чем похожи эти звуки?

(Они согласные и звонкие.)

Логопед: А в чем их отличие?

(Звук [л] - твёрдый, а звук [л`]- мягкий.)

5. Повторение темы: "Гласные, согласные звуки. Их дифференциация".

Логопед: Ребята, посмотри на этот символ (красный круг), что это за символ?

(Это символ гласных звуков.)

Логопед: Напомните, чем различаются гласные и согласные звуки.

(сказать о наличии или отсутствии преграды)

6. Звукобуквенный анализ и синтез слов.

Логопед: А теперь я предлагаю сесть за компьютер и выполнить несколько заданий.

(Презентация. Приложение 1)

7. Зрительная гимнастика "Солнечный зайчик"

Логопед: Молодец! А сейчас твои глазки должны отдохнуть.

Представь, что у меня на пальчике солнечный зайчик. Давай последим за его передвижением. Но, что бы ни спугнуть его, будем сидеть,? не двигаясь и следить за ним только глазами.

Солнечный мой заинька,
Прыгни на ладошку.
Солнечный мой заинька,
Маленький как крошка.
Прыг на носик, на плечо.
Ой, как стало горячо!
Прыг на лобик и опять
На плече давай скакать.
Вот закрыли мы глаза,
А солнышко играет,
Щёчки теплыми лучами
Нежно согревает.

8. Физкультминутка.

Логопед: Мой пальчик был солнечным зайчиком, а теперь ты превратись в лесного зайчика.

Зайка серенький сидит
И ушами шевелит
Вот так, вот так
Он ушами шевелит.
Зайке холодно сидеть
Надо лапочки погреть
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть
Зайке холодно стоять
Надо зайке поскакать
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать
Зайку кто-то испугал
Зайка прыг и убежал.

Продолжение темы: "Звукобуквенный анализ и синтез слов".

Логопед: А теперь предлагаю выполнить задания в виде теста. Отвечая на вопрос, ты должна выбрать правильный ответ из числа предложенных.

(Презентация. Приложение 1)

9. Самомассаж мышц лица.

Логопед: Молодец! Ты выполнила все задания.

Отдохни. Закрой глаза ладонями. А теперь пальчиками на своем лице нарисуй дорожки. Дороги расходятся в разные стороны, и ты рисуй их в разных направлениях. Мы гуляли по дорожкам, и вдруг пошел дождь. Дождик капает нам на лоб, на щечки, на подбородок, опять на щечки, на носик, на щечки, на лобик. Мы от дождика замерзли, давай погреем щечки.

10. Развитие тактильной чувствительности.

Логопед: Ой, я что-то слышу. Это голос из домика. Давай посмотрим, кто это там шумит. Это наши гости собрались домой.

(Ребенок нащупывает игрушку и старается угадать кто это, вынимает игрушки из домика.)

11. Итог занятия.

- Что мы делали?

- Над какими звуками мы работали?

- Какие задания вызвали затруднения? Оцените свою работу на уроке.