Конспект НОД с детьми подготовительной к школе группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи на тему "Лес"

Разделы: Логопедия


Коррекционно-обучающие задачи:

  • Упражнять детей в точном понимании и употреблении предлогов.
  • Формировать навык ориентировки на листе бумаги.
  • Расширять, уточнять и активизировать словарь по лексической теме "Лес".
  • Упражнять детей в четком произношении звуков.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • Продолжать развивать связную, диалогическую речь (умение задавать вопросы).
  • Развивать интонационную выразительность речи.
  • Развивать слуховое внимание, память, логическое мышление;
  • Развивать мелкую моторику.

Коррекционно-воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважительное отношение к собеседникам: внимательно слушать педагога и детей, слушать ответы сверстников, понимать и точно отвечать на вопросы.
  • Воспитывать бережное отношение к природе, к обитателям леса.

Словарь:

  • Существительные: лес, лесок, деревья, ель, сосна, рябина, осина, береза, кусты, малина, шиповник, пень, болото, избушка, поляна,..
  • Глаголы: растет, шумит, зеленеет, беречь, охранять, искать, находить, помогать,..
  • Прилагательные: густой, дремучий, сказочный, весенний (лес), правее, левее,..
  • Наречия: выше, ниже, быстро, медленно, громко, четко.

Оборудование: игрушка Баба Яга, картинки с изображением деревьев, животных, птиц, рисунок лесной поляны, "звуковая" волна, карандаши, бумага, магнитная доска, магниты.

Методические приемы: беседа, загадка, прием "закрытой" картинки, прием "маленький учитель", вопросы, рисование, рассматривание детских рисунков, сравнение с образцом.

Ход урока

1. Организационный момент

- Дети, отгадайте загадку:

"Дом стоит на курьих ножках,
Не в ботинках, не в сапожках.
Рядом ступа и метла.
Здесь живет...(Баба Яга).

Баба Яга:

- Я в ступе над лесом летала, все мухоморы для супа искала и заблудилась. Где же я?

Я домой хочу! Помогите мне, пожалуйста, отыскать свою избушку.

2. Логопед:

- Дети, давайте поможем Бабе Яге отыскать ее избушку, но с условием, что она не будет никого пугать и обижать.

Баба Яга:

- Я согласна.

Логопед:

- Вначале нужно выяснить, особые приметы избушки.

Дети задают вопросы Бабе Яге, уточняют:

- Из чего построена избушка?

- Где же стоит твоя избушка?

- Избушка находится в городе? В деревне? В лесу?

- Что находится рядом с избушкой?

Дети уточняют: Рядом с избушкой поляна? Деревья? Кусты? Болото? Пень?

Баба Яга:

- Да, рядом с избушкой растет дерево, но не помню, как называется.

Дети перечисляют деревья (береза, рябина, ель, сосна, тополь, ива,..), описывая характерные признаки.

Дети: - Баба Яга, а что это у тебя в кармане?

Баба Яга: - Да это Иванушка рисовал, когда его гуси - лебеди ко мне принесли.

Логопед: - Да это же Иванушка нарисовал поляну, на которой находится твоя избушка!

- Дети, как нам в густом, дремучем лесу отыскать эту поляну?

Лес большой, а картинка одна. Как быть? Как сделать много одинаковых рисунков?

Дети предлагают нарисовать.

3. Физминутка.

"Дети по лесу гуляли,
Избушку Бабы Яги искали,
Вверх на солнце посмотрели
Лица лучики согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали зайчиками дети.
А потом все покружились,
И в медведей превратились.
Прыгать, бегать нам не лень
Искали избушку весь день".

4. Рисование картинки.

I этап - Один ребенок рассказывает, остальные дети с помощью вопросов уточняют, что нарисовано на "закрытой" картинке.

- Скажи, пожалуйста, с какой стороны от избушки растет ель?

- Напомни, пожалуйста, болото справа или слева от избушки? И т.д.

II этап - Второму ребенку предлагается вспомнить, что есть на поляне и выложить магнитами (или символами объектов) на магнитной доске.

III этап - Дети рисуют картинку по памяти, в процессе рисования уточняют расположение объектов.

- Скажи, пожалуйста, болото находится правее или левее избушки Бабы Яги?

- Напомни, пожалуйста, с какой стороны от избушки растет ель? И т.д.

5. Рассматривание и сравнение рисунков детей с образцом.

6. Рассуждение о том, куда лучше развесить рисунки, чтобы их увидели все обитатели леса

Дети: - На сосну, под березу, перед болотом, над дуплом,...

(практическое употребление предлогов).

7. Произнесение двустишия с использованием "звуковой волны", изменяя силу, громкость, тембр голоса (как мышка, как медведь, весело, изображая страх и т.д.): "Здравствуй, лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!"

8. Итог занятия.

Баба Яга благодарит детей и дарит картинки.