Основы религиозных культур и светской этики. Тема: "Россия – наша Родина"

Разделы: Начальная школа


Цель: Показать личностную значимость Родины и Отечества в жизни каждого человека

Задачи:

  • Введение в новый курс “Основы религиозных культур и светской этики”
  • Создание благоприятной атмосферы для формирования гражданско-патриотической личностной позиции
  • Способствование личностному росту учащихся
  • Развитие интереса к истории России

Девиз:

Давайте жить без горя и печали,
Улыбкой озаряя всех друзей!
Всем сердцем только нежность излучая,
Давайте жить и радовать людей!

Основные понятия:

  • Родина
  • Отечество
  • Россия
  • Государственные символы

Ход урока

1. Организация деятельности учащихся.

2. Знакомство с содержанием курса, который предстоит изучать в 4 классе. Характеристика пособия для учащихся.

Мы живём в замечательной стране, имя которой — Российская Федерация, или Россия.

Мы уважительно называем нашу страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что наши отцы, деды, прадеды, прадеды наших прадедов и их предки учились, работали и защищали свою землю, чтобы сохранить Россию для следующих поколений. Мы любовно называем нашу страну РОДИНОЙ, потому что родились и живём в ней.

Человек живёт среди вещей и природы – это материальный мир. Но есть и другой мир — духовный. Духовный мир — это знания и информация, содержащаяся в книгах, произведениях искусства и кино, отношения между людьми. Этот мир отражается в человеке и образует его внутренний мир, который почти все религии мира определяют как душу человека.

В духовном мире есть свои культурные традиции — это богатство нашей многонациональной страны. Все они основаны на таких вечных ценностях, как добро, честь, справедливость, милосердие.

Презентация 1

3. Запись в тетрадь темы урока.

Обсуждение темы урока с учащимися: как вы понимаете тему урока? Скажите, на какие слова похожи слова РОДИНА и РОССИЯ. (род, родители, родиться, родник, родной, родня...; росинка, росы, русский, русый...)

Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.

Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.

Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.

4. Беседа с учащимися.

Примерный план беседы:

  • С чего начинается Родина?

С чего начинается Родина? (подпеваем)

С чего начинается Родина?
С картинки в твоём букваре,
С хороших и верных товарищей,
Живущих в соседнем дворе.

А может, она начинается
С той песни, что пела нам мать.
С того, что в любых испытаниях
У нас никому не отнять.

С чего начинается Родина?
С заветной скамьи у ворот.
С той самой берёзки, что во поле,
Под ветром склоняясь, растёт.

А может, она начинается
С весенней запевки скворца.
И с этой дороги просёлочной,
Которой не видно конца.

С чего начинается Родина?
С окошек, горящих вдали,
Со старой отцовской будёновки,
Что где-то в шкафу мы нашли.

А может, она начинается
Со стука вагонных колес.
И с клятвы, которую в юности
Ты ей в своем сердце принёс.
М.Матусовский

  • Как называется страна, в которой мы живем?
  • Кто является главой нашего государства?
  • Что представляет флаг РФ?
  • Кто изображён на гербе РФ?
  • Покажите на карте Россию. Что вы можете сказать о ее территории, какие реки, моря, озера, горы находятся на территории России? Какие города вам известны? Назовите столицу России, покажите ее на карте.
  • Какие национальности населяют РФ?

Презентация “Россия многонациональная страна”

Подведение итогов беседы.

5. Моя малая Родина.

  • Как вы понимаете смысл понятия “моя малая Родина”?
  • Объясните смысл высказывания “У каждого из нас своя Россия, но все-таки она у всех одна”

Задание “Назовите национальности Томской области”

Татары, японцы, немцы, мексиканцы, англичане, украинцы, русские, узбеки, казахи, монголы, эскимосы, грузины, чукчи, эстонцы, французы, евреи, китайцы, нигерийцы.

Российская семья

Живут в России разные
Народы с давних пор.
Одним – тайга по нраву,
Другим степной простор.

У каждого народа
Язык свой и наряд.
Один - черкеску носит,
Другой надел халат.

Один - рыбак с рожденья,
Другой – оленевод.
Один кумыс готовит,
Другой готовит мёд.

Одним - милее осень,
Другим – милей весна.
А Родина Россия
У нас у всех - одна.

6. Разгадывание кроссворда и выявление ключевых слов урока.

1 – эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях, государственных и других официальных документах.

2 – столица РФ. Один из древнейших городов России, основанный по преданию князем Юрием Долгоруким.

3 – доблестное, важное по своему значению действие; героический поступок, совершённый в трудных условиях.

4 – спокойствие, отсутствие войны. В широком смысле – всё, что существует, вселенная.

5 – торжественная песня, принятая как символ государственного или социального единства.

6 – архитектурное сооружение, предназначенное для совершения богослужений и религиозных обрядов.

Проверяем кроссворд.

Раздаточный материал.

7. Символы России

- герб России.

Он дополняет гимн и флаг,
Любой страны он главный знак.
У России он особый,
Ты назвать его попробуй.

- гимн РФ

Он звучит торжественно,
Все стают приветственно –
Песню главную страны
Уважать мы все должны.

- флаг России

Белый – мира и чистоты,
Синий – неба и надежды,
Красный – славы и отваги.

- берёзка

8. Игра “Дерево дружбы”

Основная идея: положительный эмоциональный настрой.

Ход игры

Дети, взявшись за руки, образуют “цепочку”. Ведущий одной рукой берет первое “звено цепочки”. Другую поднимает вверх, изображая дерево, и предлагает обвиться вокруг “дерева”, не расцепляя рук. Когда последний участник приникает к дереву, ведущий предлагает детям крепко обняться.

9. Копилка народной мудрости. Водоворот пословиц и поговорок.

  • Любовь к Родине сильнее смерти.
  • Нет в мире краше Родины нашей.
  • Родина краше солнца, дороже золота.
  • Родная сторона – мать, чужая – мачеха.
  • Своя земля и в горсти мила.
  • Плоха та птица, которая гнездо своё марает.

10. Рефлексия

- Какими понятиями можно дополнить этот ряд слов?

Родина, ...

- Cоставьте и запишите в тетрадь предложения с этими словами Россия, отечество, патриот, президент и др.

- Как могла бы звучать тема сегодняшнего занятия?

- В каком государстве мы живем?

- Что такое многонациональное государство?

11. Подготовка учащихся к беседе с членами семьи и друзьями.

Вопросы к учащимся:

  • Что ты расскажешь членам своей семьи о нашей Родине после сегодняшнего урока?
  • Как ты объяснишь слова патриот, Отечество, Родина.

12. Закрепление основных понятий урока. Запись в тетрадь терминов и понятий.

Словарь ценностей: Россия, Родина, патриот, отечество, столица, президент, государственные символы.

13. Домашнее задание

Расскажи родителям, что ты узнал нового на уроке.

Проведи интервью с членами семьи по вопросам:

- Каких героев России Вы знаете, в чём их заслуга перед отечеством?

- Есть ли среди родственников те, кто много сделал для Родины? Кто это, в чём их заслуга?

14. Клип “Улыбка”