Проблема одаренности детей с точки зрения психодидактики

Разделы: Физика, Школьная психологическая служба


На современном этапе модернизации российского образования очень остро стоит проблема одаренности детей. Какого ребенка считать одаренным и как современному учителю взаимодействовать с таким ребенком в процессе обучения? Психологическая литература предлагает различные описания личностных особенностей одаренного ребенка.

Например, Ю.З.Гильбух отмечает “ необычайно раннее проявление высокой познавательной активности и любознательности”. А.И. Савенков так характеризует когнитивное развитие одаренного ребенка: высокая концентрация внимания, отличная память, гибкость мышления, склонность к задачам дивергентного типа, способность к прогнозированию. [1]

С.Ю. Тарасова считает, что наиболее часто встречающееся проявление одаренности ребенка – ранняя речь. Кроме того, незаурядные способности также характеризуются отличной памятью, ненасытной любознательностью и высокой степенью концентрации.[2] Любимое увлечение таких детей – коллекционирование. В плане восприятия окружающего мира, одаренные дети являются очень ранимыми и часто страдают от некоторого социального неприятия со стороны сверстников. Чрезмерная ответственность и понимание последствий какого-либо явления у таких детей заставляет их преувеличивать опасность.[1] И может впоследствии спровоцировать появление неврозов. Поэтому учителю на своих уроках необходимо учитывать все вышесказанное и грамотно подходить к выбору педагогических технологий, методов, приемов. В этом существенную помощь школьным учителям – предметника может оказать школьный психолог, взаимодействие с которым поможет снизить тревожность и повысить уверенность в себе у школьников.

Наибольший интерес при сотрудничестве психолога и учителя представляет концепция одаренности Дж.Рензулли. Эта концепция описывает одаренность как взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальных способностей, высокой увлеченности при выполнении задачи и высокого уровня креативности. Таким образом, модель Дж Рензулли включает в себя три компонента: интеллектуальный (уровень развития процессов внимания, памяти, мышления), креативный (уровень развития творческого воображения, его оригинальность и продуктивность), мотивационный (познавательная и исследовательская активность). Пересечение трех компонентов при достаточно высоком уровне их развития дает качественное своеобразие ярко выраженных способностей , которым и отличается одаренный ребенок.[1]

Познавательную и исследовательскую активность обучающихся возможно развивать посредством организации школьных научно-практических конференции, на которых ребенок выступает и докладывает результаты своего исследования. А также путем введения в урок соответствующих заданий практического характера.

Креативный уровень можно развивать обязательным наличием творческих заданий, которые выполняет ребенок после того, как пройдена какая-либо тема. Или при проведении обобщающих уроков.

Интеллектуальный уровень развивается на уроках при внедрении заданий, направленных на развитие разных видов памяти и логического мышления.

Не менее важным является и мотивация, где существенную роль может сыграть использование пропедевтического подхода, т. е. предварительное обучение, введение в предмет. Особенно актуальна эта проблема при переходе школьников из начальной школы в основную. Пятиклассникам бывает очень трудно адаптироваться к новому образу жизни. Именно на этом этапе есть вероятность утраты или нежелания проявлять ребенком свою одаренность.

Учитывая вышесказанное, в нашей школе была предпринята попытка создания адаптационного обучающего мероприятия “Путешествие в страну Естественный наук”, при разработке которого учителя - предметники и педагог-психолог опирались на концепцию Дж. Рензулли . В данное мероприятие вошли такие науки школьного курса, как физика, химия, биология, география и математика. Из вышеперечисленных наук в 5 классе изучается только математика. Остальные науки будут изучаться только с 6 класса. Фрагменты данного мероприятия ниже прилагаются.

ФИЗИКА

Цель: Познакомить школьников с историей возникновения науки физики, привитие интереса к данному предмету по средствам изложения интересных фактов и опытов.

Задание:

Преодоление препятствия: На нитях с помощью скрипочек закреплены буквы. Нужно собрать два слова, которые показывают главные объекты физического явления, которое происходит когда вы "вылавливаете буквы" магнитом.

(магнит, железо )

Ведущий 1: Вы прибыл на станцию “ Физика”. Как вы думаете что изучает физика? Как переводится слово"физика" с греческого зыка?

Отгадайте загадки:

1)

Голубой платок, красный
колобок – по платку катается,
людям усмехается. (Солнце) [6]

2)

Летит птица орёл, несёт в зубах огонь,
Огневые стрелы пускает,
никто её не поймает.(Молния)

3)

Ты кричал – оно молчало,
Ты молчал – оно кричало.(Эхо)

Красивое коромысло
над лесом нависло. (Радуга.)[6]

Сейчас мы вам расскажем, где и когда появилась наука физика. Покажем интересные опыты и объясним их с физической точки.

Ведущий 2: Итак, в 298/7 г. до н.э. греческие философы, занимающиеся наблюдением и объяснением природных стихий, Деметрий Фалерский и Стратон Физик оказываются в Александрии, вступив в должности воспитателей сыновей Птолемея Сотера - будущих правителей Египта. Вместе со Стратоном Деметрий предлагает Птолемею Сотеру организовать в Александрии Музейон, основные функции которого состояли бы в проведение научных исследований, а также обеспечении самого высокого уровня образования наследникам престола и подрастающей элите Египта. [4]

Ведущий 1: Приглашенные Птолемеем философы для организации работы Александрийского Мусейона и  Александрийской библиотеки Стратон Физик и Деметрий Фалерский стали основателями научных исследований , в том числе и по физике. Они привлекали к работе в Александрии именно тех исследователей, которые впоследствии составили славу науки. Существовало некоторое разделение сфер влияния: Деметрий Фалерский, должно быть, курировал вопросы гуманитарных исследований, Стратон – был более влиятелен в вопросах естественных наук ( физики).

Ведущий 2: Известно, что во времена Птолемея II при Музейоне появились обсерватория, анатомический театр, зоопарк и ботанический сад. Однако, изначальным ядром Музейона, являлись место для прогулок, общения и научных бесед - “экседра”. Музейон обладал исключительно богатой материально-технической базой для ведения научных исследований.[4]

Ведущий 1: Первые шаги наука физика начала с работ Стратона Физика.

Кто первый ввел в русский язык слово "физика"?

Ведущий 2: В современном мире значение физики чрезвычайно велико - появление телефонов и позже мобильных телефонов, создание автомобиль и паровозов, развитие электроники, появлению компьютеров.

Отгадайте загадки:

6)

К дальним сёлам, городам
Кто идёт по проводам?
Светлое величество
Это ... (Электричество). [6]

7)

День и ночь стоит на крыше
этот чудо – постовой:
Что увидит, что услышит
- всем поделится со мной.(Антенна) [6]

Физика — удивительный и интересный предмет, занимательная наука.

Вот интересный из физики звука.

(Звучит музыка Бетховина)

Ведущий 2: Быть глухим не значит ничего не слышать, и тем более не значит не иметь “музыкальный слух”. Великий композитор Бетховен, например, вообще был глухим. Он приставлял к роялю конец своей трости, а другой ее конец прижимал к зубам. И звук доходил до его внутреннего уха, которое было здоровым.

Если взять в зубы тикающие наручные часы и заткнуть себе уши, то тиканье превратится в сильные, тяжелые удары — настолько оно усилится.

Удивительные факты — почти глухие люди разговаривают по телефону, прижимая трубку к височной кости. Глухие часто танцуют под музыку, ведь звук проникает в их внутреннее ухо через пол и кости скелета. Вот какими удивительными путями доходят звуки до слухового нерва человека, но “музыкальный слух” при этом остается.

Ведущий 1:

О том, что физика наука молодая
Сказать определённо, здесь нельзя
И в древности науку познавая,
Стремились постигать её всегда.

Цель обучения физики конкретна,
Уметь на практике все знания применять.
И важно помнить – роль эксперимента
Должна на первом месте устоять.[5]

Ведущий 2:

Удивительный подсвечник

Приборы и материалы: свеча, гвоздь, стакан, спички, вода.

Этапы проведения опыта

Не правда ли, удивительный подсвечник – стакан воды? А этот подсвечник совсем не плох.

  1. Утяжелить конец свечи гвоздём.
  2. Рассчитать величину гвоздя так, чтобы свеча вся погрузилась в воду, только фитиль и самый кончик парафина должны выступать над водой.
  3. Зажечь фитиль.

Когда свеча перестанет гореть?[5]

Ведущий 1:

 Вертящаяся змейка

Приборы и материалы: плотная бумага, свеча, ножницы.

Этапы проведения опыта

  1. Из плотной бумаги вырезать спираль, растянуть её немного и посадить на конец изогнутой проволоки.
  2. Держать эту спираль над свечкой в восходящем потоке воздуха, змейка будет вращаться.

Почему змейка вращается?[5]

Ведущий 2: “Золушка” Сортировка

Как ты думаешь, удастся ли тебе разделить перемешанные перец и соль? Если освоишь этот эксперимент, то точно справишься с этой трудной задачей!

Подготовка

  1. Расстели на столе бумажное полотенце.
  2. Насыпь на него соль и перец.

Начинаем научное волшебство!

  1. Предложи кому-нибудь из зрителей стать твоим ассистентом.
  2. Тщательно перемешай ложкой соль и перец. Предложи помощнику отделить соль от перца.
  3. Когда твой помощник отчается их разделить, предложи ему теперь посидеть и посмотреть.
  4. Надуй шарик, завяжи и потри им о шерстяной свитер.
  5. Поднеси шарик поближе к смеси соли и перца. Что ты уведешь? [8]

Объяснение

Это ещё один пример действия статического электричества. Когда ты трёшь шарик шерстяной тканью, он приобретает отрицательный заряд. Если поднести шарик к смеси перца с солью, перец начнёт притягиваться к нему. Это происходит потому, что электроны в перечных пылинках стремятся переместится как можно дальше от шарика. Перец прилипает к шарику.

Соль не притягивается к шарику, так как в этом веществе электроны перемещаются плохо. Когда ты подносишь к соли заряженный шарик, её электроны всё равно остаются на своих местах. Соль со стороны шарика не приобретает заряда – остаётся незаряженной или нейтральной. Поэтому соль не прилипает к отрицательно заряженному шарику.[8]

Отгадайте загадки:

1)

Накормишь — живёт,
Напоишь — умрёт.
(Огонь)

2)

Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
(Вода)

3)

Круглый, гладкий, как арбуз...
Цвет — любой, на разный вкус.
Коль отпустишь с поводка,
Улетит за облака.
(Воздушный шар)[6]

Ведущий 2: Наиболее полно Вы изучите физику, когда будите учиться в старших классах. На память мы вам дарим эти магнитики.

Побывав на этой станции Вы соприкоснулись с наукой "физика" и заслужили звание "юных физиков".

Предлагаю продолжить путешествие.

Список литературы.

  1. Бац Н.Н., Маркова Н.Г. Соотношение интеллектуального и творческого компонентов одаренности //Психологическая наука и образование. 2002. №1
  2. Тарасова С.Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей//Психологическая наука и образование. 2002 .№1
  3. П.С. Гуревич. М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМа ПРЕСС Образование, 2007. 800с.
  4. Тайны Александрийской библиотеки.[Электрон. Ресурс] http://kometa-vozmezdie.ru/196-aleksandriyskaya-biblioteka.html (Обращение 24.09.20113)
  5. http://festival.1september.ru/articles/524485/ Занимательные опыты по физики. Фестиваль педагогических идей. [Электрон. Ресурс] (Обращение 16.09.2013)
  6. Игры.загадки [Электрон. Ресурс] http://viverra.ucoz.ru/forum/29-132-1. (Обращение 30.09.2013)
  7. Александрийская библиотека [Электрон. Ресурс] http://www.demetrius-f.narod.ru/alexandria/library.html (Обращение 24.09.20113)
  8. Уроки волшебства [Электрон. Ресурс] http://www.lmagic.info/sortirovka.html.(Обращение 30.09.2013)