Путешествие в музей "Ангарская деревня"

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: Формировать представления о родном городе, стране. Развивать патриотические и гражданские чувства.

Задачи по образовательным областям:

Социализация: продолжать обогащать социальный опыт детей о родном городе, о коренных народах Приангарья, их традициях и о людях населяющих сейчас наш город. Воспитывать толерантность по отношению к людям разных национальностей, проявлять уважение по отношение к взрослым и сверстникам.

Познание: способствовать освоению детьми разных способов обследования, установлению связей между способом обследования и познаваемым свойством предмета. Побуждать к планированию предстоящей продуктивной деятельности конструирование: обследование, сравнение, преобразование, поисковые действия).

Труд: формировать представления о труде взрослых, о мастерах своего дела, о предметах материальной культуры, созданных трудом человека.

Физическая культура: прививать интерес к русским народным играм – хороводам, благоприятствовать эстетическому, физическому развитию, способствовать сохранению и укреплению здоровья.

Коммуникация: развивать и обогащать словарь детей за счет расширения представлений о родном крае, быте, традициях коренного народа и жителях Братска. Развивать интеллектуальные способности: умение оперировать имеющимися знаниями, обобщать, сравнивать, делать выводы.

Чтение художественной литературы: прививать любовь к поэзии поэтов-земляков, уважение к их творчеству.

Способствовать к самовыражению при чтении стихов.

Предшествующая работа: автобусная экскурсия по городу, беседы об увиденном, рассматривание иллюстраций, альбомов, открыток, заучивание стихов, песен о Братске, гимн о Братске. Изготовление макетов “улицы родного города”, “Достопримечательности Братска”, поисково – исследовательская деятельность, строительство из конструктора “Братский острог”, “музей краеведения” с использованием схем, открыток, иллюстраций. Составление рассказов, сказок, сочинение стихов о родном крае. Оформление книжек – самоделок с рисунками на стихи Братских писателей, поэтов, словотворчество детей. Создание игровых, проблемных ситуаций. Использование моделей, дидактических игр при ознакомлении с историей родного края. Литературные, интеллектуальные викторины. Использование слайдов, видеофильмов о Родном крае, городе Братске.

Материал: слайды “Добро пожаловать в город Братск”, стихи, конструктор, модули, схемы, модели музея Ангарская деревня.

Ход занятия

Воспитатель приглашает детей посмотреть слайды “Добро пожаловать в город Братск”. Фотографии какого города вы видите на экране? Как вы узнали, что это город Братск? (Братская ГЭС, Братский острог). Покажите город Братск на карте России. Вот каким маленьким выглядит город на карте, словно точка. Для кого – то это просто точка на карте, а для нас – это родина. Что же такое родина? (Ответы детей). Да, дети, родина – это место, где человек родился, где его родной дом. Все мы любим свою родину, и если, став взрослыми, покидаем её, то все равно всю жизнь помним свою малую родину, вспоминаем её красоту. Не зря ведь пословицы гласят: “На чужой сторонушке рад своей воронушке”, “На чужой стороне и весна не красна”.

Воспитатель: Дети, я приглашаю вас в путешествие в музей “Ангарская деревня". Вы посетите два сектора: русский, эвенкийский.

Экскурсовод: Первый сектор русский. Здесь вы видите отреставрированные памятники деревянного зодчества, перевезенные из деревень Приангарья. Жилье и хозяйственные постройки русского народа. Усадьбы и отдельные постройки (кузница, амбары). Дети рассматривают, воспитатель и экскурсовод отвечают на вопросы детей и спрашивают, как понимают дети увиденное, видели ли они эти памятники раньше и где? Какие материалы использовались в их строительстве? Почему этот сектор называется русский?

Слышится русская народная песня, и появляются в русских костюмах юноши и девушки и приглашают детей поводить с ними русский хоровод “Во поле березка стояла”.

Экскурсовод: Второй сектор эвенкийский. Эвенки - это коренной народ Приангарья. Рассказ и рассматривание реконструированного жилья, хозяйственных и культурных построек эвенков. Рассматривание памятников крестьянской архитектуры – избы, амбары. Они уникальны безгвоздевой конструкцией кровель, старинной резьбой наличников. Воспитатель объясняет значение слов резьба, амбар, кровля.

Дети рассматривают коллекции этнографии русских и эвенков. Экскурсовод рассказывает, что главным занятием их была охота, рыболовство, земледелие. Детям все это показывают. Скажите ребята, а дома, в которых вы живете из чего построены? Какой материал использовали строители? Кто их строил? Чем отличается быт, традиции русских и эвенков, что общего?

Сейчас наш город многонациональный, здесь живут люди разных национальностей. У каждого народа своя культура, свой язык, свои сказки, национальные костюмы, но все люди любят свой город.

Назовите национальности жителей города Братска? Ответы детей: русские, татары, казахи, армяне, азербайджанцы, чуваши и др.

Дети, но главное богатство нашего края – это люди, люди – труженики, в большинстве веселые и добрые, люди, умеющие и спеть, и сплясать, и стихи, и музыку сочинять. Наш край прославили известные уроженцы и жители города Братска: писатели и поэты Ю.Е. Черных, Г.П.Михасенко; спортсмены – саночники В.И.Клейб, А.В. Родионова; гандболист Н.К. Муравьева; актриса театра и кино А.Г. Овсянникова.

Я вам желаю, дети, когда вы вырастите, кем бы вы ни стали, где бы ни жили, помнили бы свой родной Братск и могли бы с гордостью сказать: “Мы – Братчане!”

Ребята, в каком музее города Братска мы с вами побывали? Воспитатель предлагает детям построить из строительного материала, мягких модулей “Ангарскую деревню”

Дети читают стихи Братских поэтов.

Любите свою родину, помогайте взрослым охранять природу, наша, родина – лучшая на свете!

И в заключение я хочу вам прочитать простые, но идущие от сердца, от большой любви к моей малой родине строчки:

“О, родина, край не забвенья!
Тебя я всем сердцем люблю,
Твою красоту дорогую
Всю жизнь я в душе сберегу”.