Внеклассное занятие "Всякое дело мастера боится"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: содействие расширению представлений воспитанников о разнообразном мире профессий.

Задачи:

  • показать важность труда в любой профессиональной деятельности;
  • содействовать формированию реалистических представлений о труде людей;
  • обогащать словарный запас, развивать связную речь: учить давать полные ответы на вопросы;
  • активизировать внимание и память, развивать логическое мышление.

Ход урока

Здравствуйте, ребята! Здравствуйте строители и швеи, повара и сапожники:, не удивляйтесь, что я вас так называю.

Пройдут школьные годы, и именно вы построите уютные дома, сошьёте красивую и удобную одежду, испечёте самый вкусный в мире пирог, сошьёте такие сапожки, что позавидует любая модница.

Но чтобы кем-то стать в жизни, вам надо прежде вырасти и выучиться. Поэтому сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по стране профессий. Во время него каждый сможет подумать, какая профессия ему больше нравится и, возможно, уже сейчас вы сможете определить то, что больше всего любите делать, что привлекает вас в жизни.

А как возникли профессии?

Профессия - это труд, которому человек посвящает свою жизнь. (Работа ученика с толковым словарём)

Представьте первобытных людей, живших в далёком каменном веке. Люди одного племени занимались разными делами. Какими?

Ответ ученика: мужчины изготавливали орудия для охоты - лук, стрелы, дротики. С хорошим оружием охота обычно была успешной, и охотники приносили крупную дичь, оленя, кабана или буйвола.

Скелет, какого крупного животного мы видели на экскурсии в краеведческом музее?

(Ответ ученика: мамонта)

А чем занимались женщины?

Ответ ученика: они растили детей, собирали ягоды и плоды, коренья, обрабатывали звериные шкуры, шили из шкур одежду и одеяла.

Мы видим, что уже в те древнейшие времена люди разделяли между собой разные дела. Профессии появились тогда, когда между людьми возникло разделение труда.

Как же всё-таки узнать, какую профессию выбрать?

Некоторые дети очень рано чувствуют своё призвание. Девочки любят рисовать фасоны модных платьев, шить, вязать, вышивать. Мальчики что-то мастерить, строить модели кораблей. Многие дети свободно держатся на сцене: любят петь, читать стихи, танцевать. Профессия должна приносить

радость и самому человеку и людям. Профессий много. С какими профессиями знакомят у нас в школе?

(Ответ ученика)

Послушайте шутливый стих о том, кем мечтают стать в жизни ваши одноклассники.

В кухне шторка не нужна,
Нету вида из окна.
Кукле платье я строчу,
Модельером стать хочу.

Нужны ли специалисты, чтобы люди были модно одеты?

Ответы.

Для того, чтобы стать хорошим модельером, нужно обладать талантом и фантазией, уметь придумывать новые модели одежды, хорошо рисовать, вести математические расчёты и составлять чертежи. Для этого нужно серьёзно учиться.

Друзья, помните ли вы считалочку:

"На златом крыльце сидели: царь, царевич, король, королевич, сапожник, портной:"

Коль, королевич и сапожник сидят рядом! Ещё бы! Портной - очень древняя и уважаемая профессия! Портной = швея. Портные одевают нас и летом, и зимой, и осенью, и весной, даря нам сарафаны и красивые платья, юбки, блузки и рубашки, пальто и куртки.

(сообщение ученика)

В давние времена, когда первобытные люди одевались в одежды из звериных шкур, они научились сшивать их с помощью воловьих жил. А первобытная игла представляла собой тонкую заострённую пластинку из камня. Много позже появилась стальная игла и льняная нитка. С их помощью портные сшивали куски кожи, меха, ткани. В 18-19 веках появились первые швейные машины. Сначала они выполняли только самые простые операции по сшиванию краёв ткани, но постепенно механики вносили в устройство швейных машин всё новые и новые усовершенствования. И вот с помощью швейной машины стало возможно не только шить, но и вышивать, обмётывать петли, простёгивать подкладку и даже пришивать пуговицы.

Подумайте, ребята, какие качества нужны портному?

Ответы.

Общительность - умение легко и свободно общаться с заказчиком, умение его выслушать и понять, каким ему хочется видеть свой новый наряд. Ещё нужен вкус, умение работать аккуратно, кропотливо, добиваясь совершенства, чтобы люди сказали: "У этого портного - золотые руки!"

Тесто круто навела, пирожки я испекла:
Сладкие, солёные, горькие, перчёные
Всё в них щедро положила
И до слёз всем угодила.

Чтобы стать хорошим поваром, что нужно знать и уметь?

Ответы

Да, профессия повара очень важна. Если он готовит еду вкусную и полезную, то дарит нам здоровье и хорошее настроение.

(сообщение ученика)

Старинная русская пословица гласит: "Добрый повар стоит доктора". От питания во многом зависит здоровье человека. Питание всухомятку, на бегу, не вовремя, может привести к болезням желудка, так же, как и питание однообразное, в котором не хватает витаминов и других полезных веществ.

Выбирают профессию повара обыкновенно человек, который любит готовить, проявлять фантазию, выдумку. Многие повара сами придумывают новые блюда. Послушайте любопытную историю о том, как появились "пожарские" котлеты.

(сообщение ученика)

Один путешественник ехал из Москвы в Петербург и остановился в городе Торжке. Он зашёл в трактир (так в старину называли небольшие придорожные рестораны) и попросил трактирщика приготовить ему котлет из телятины. Но телятины не оказалось, и трактирщик, фамилия которого была Пожарский, приготовил котлеты из куриного мяса.

Путешественнику они очень понравились, и с тех пор эти котлеты вошли в меню под названием "пожарских" котлет.

Словарная работа: меню - подбор кушаний, а также листок с их перечнем.

Знают повара секреты
Приготовленья вкусных блюд.
Спасибо скажем им за это -
Быть поваром - нелёгкий труд.

Каждая профессия требует крепких знаний. Чтобы стать профессионалом, надо хорошо учиться и не бояться труда. Ведь не зря у нас так много пословиц о труде. Ребята, поиграем?

Условно мы поделимся на 2 команды, каждой команде дан набор карточек с пословицами. К первой половине пословицы вам нужно подобрать вторую половину так, чтобы она имела законченный смысл.

За каждый правильный ответ - жетон.

Финны любят повторять: принеси сперва издалека - близкое всегда взять (успеешь).

Немцы сложили такую поговорку: люби порядок - он сохранит тебе (время и силы).

Армянская пословица гласит: не откладывай на завтра то, что (можно сделать сегодня).

Русские говорят так: делали наспех, а (сделали на смех).

Афганская пословица утверждает: неоконченное дело, что (конь о трёх ногах).

Вьетнамцы говорят: легко нажитое богатство и без ног (убежит).

Проверка работы

Вот так каждый народ разными словами говорит, в сущности, об одном и том же. О чём?

Ответы.

Второе задание "Перестрелка".

Игроки одной команды по очереди зачитывают начало пословицы игрокам другой команды, которые должны быстро закончить её одним словом. За правильный ответ - жетон.

Команда 1

  1. Дерево смотри в плодах, а человека :в делах.
  2. Умелые руки не знают :скуки.
  3. Без труда не вытащишь и рыбку из :пруда.
  4. Была бы охота - будет ладиться :работа.

Команда 2

  1. Землю красит солнце, а человека :труд.
  2. Птица крепка в полёте, а человек в :работе.
  3. Окончил дело - гуляй :смело.
  4. Труд человека кормит, а лень :портит.

Игра "Определи профессию".

Игроки из мешочка достают записки с заданием: имитация запланированных действий. За правильный ответ - жетон.

Команда 1

Портные. Один шьёт швом "вперёд иголку", второй вдёргивает нить в иглу, третий завязывает узелок, четвёртый раскраивает ткань, пятый выполняет плетение.

Команда 2

Столяр. Один строгает, другой пилит, третий вбивает гвозди, четвёртый шлифует, пятый красит.

Хорошо, ребята, получите жетоны за правильный ответ

Задание 4.

Угадайте, какая профессия у человека по ключевым словам.

Ножницы, фен, причёска:

Топор, пила, гвозди:

Весы, товар, прилавок:

Плита, кастрюля, блюдо:

Краски, кисти, побелка:

Кирпичи, цемент, дом:

Теплица, рассада, овощи:

Динамическая пауза

Игра "Передай другому"

Двум участникам игры в каждой команде даётся мяч. Игрок удерживает его на сгибе локтя и старается, не уронив, передать другому. Другой участник без помощи кисти руки пытается перехватить предмет, не уронив его.

Молодцы! Такое качество, как ловкость, пригодиться в любой профессии.

Чтоб уметь всё делать ловко,
Нам нужна во всём сноровка.
Нужно многому учиться,
Постараться не лениться,
И тогда хорош финал:
Станешь - профессионал.

Подсчитаем жетоны и выясним, кто же оказался профессионалом в нашем путешествии:

Призы.

Мы увидели, что каждый из вас будет настоящим мастером своего дела, профессионалом, если не будет бояться трудностей. Придёт время, и вы будете стоять перед выбором, кем быть? Но сегодня ваш главный труд - это учёба. А кроме хорошей учёбы вы должны уметь и себя обслуживать, и помогать маме, папе, бабушке:

Передо мной открыты все дороги,
Как много от судьбы своей я жду.
Но помню я со школьного порога:
Всё, что посею, то же и пожну.
Знайте, ребята! От знаний зависят
Сила страны и здоровье людей.
"Троечный" трактор в труде не помощник,
Воин на двойку - врага он страшней.
Труд наш сегодня - это учёба.
Разве нам стыдно свой труд показать?
Так постараемся сделать работу
Пусть на четыре, а лучше на пять.

Итак, ребята, о чём состоялся наш сегодняшний разговор?

Ответы

О каких профессиях мы говорили?

Ответы

Попробуйте поставить каждый себе оценку за работу на занятии и объясните, почему.

Спасибо за работу.

Литература:

  1. Ромашина Н. Ф.[Текст]: "Классные часы". - Волгоград: Учитель, 2008. - 129 с.
  2. Герасимова В. А.[Текст]: "Классный час играючи": Выпуск 1. - М.: ТЦ Сфера,2006г.- 64 с. (Дружные ребята)