Составление сценария по прочитанному произведению. И.Бунин "Темные аллеи"

Разделы: Литература


Программа по литературе под ред. И.Сухих

Место урока в системе уроков.

Данное произведение рассматривается в теме “О любви”, раздел “ о любви – в прозе”. Данный урок – 2-ой час по произведению, на 1 уроке – знакомство с текстом, первичное восприятие, общий анализ.

Данный урок – творческая работа. Создание киносценария по рассказу И.Бунина “Тёмные аллеи”. Работа в группах.

Цель использования работы в малых группах

  • Знакомство с особенностями жанра литературного сценария и режиссёрского сценария.
  • Создание киносценария как вариант понимания и интерпретации рассказа “Тёмные аллеи”.
  • Взаимообогащение учеников новыми мыслями и новым впечатлением от прочитанного.
  • Развитие навыков сотрудничества в учебной работе.

Способ деления класса на малые группы. Класс на группы делит учитель. В каждой группе по 6 человек, именно столько ролей предлагается при создании киносценария.

В первую группу собраны все те, кто высказал желание в 9 классе сдавать экзамен по литературе (5 человек) + 1 человек, в ком учитель видит достаточно высокий уровень знаний.

Остальные группы разделены равномерно по своим способностям. В каждой группе есть сильный ученик и творческий ученик, увлекающийся музыкой, или танцами, или рисованием.

Таким образом, в классе получилось 4 группы.

Задание для работы в группе (приложение 1)

Представьте, что вам предложили снять мини-фильм по рассказу И.А.Бунина “Тёмные аллеи”.

Ваша группа – это ваша съемочная бригада. Вам необходимо написать сценарий кинофильма. Опишите подробно, что и как будет показано на экране. Подумайте, какие чувства вы хотите вызвать у зрителя в каждом эпизоде и как это сделать средствами киноискусства.

Для организации работы воспользуйтесь советами.

1. Ознакомьтесь с особенностями создания киносценария и посмотрите пример такого текста (приложение 2, приложение 4).

2. Познакомьтесь с кинопрофессиями, чьими усилиями создаётся фильм (приложение 3).

3. Распределите “роли” кинопрофессий, учитывая склонности и способности членов группы.

4. Посмотрите шаблон для создания киносценария, определите в группе, кто за какой раздел отвечает, исходя из выбранных ролей, напишите фамилию в соответствующем столбике (приложение 5).

5. Перечитайте текст в группе, обращая на важные для вашей роли художественные детали.

6. Режиссёр распределяет количество кадров в вашем сценарии. Заполните соответствующие вашей роли графы.

7. В итоге вашей работы должен получиться готовый киносценарий по рассказу.

Система оценивания.

Работа участников группы будет оценена индивидуально. Если все участники группы справятся со своей частью работы успешно (не ниже четвёрки), то все участники группы в дополнение к своей оценке получают ещё одну (среднюю в команде).

 Сценарии все сдаются на проверку и оцениваются учителем. Но на следующем уроке оценки не объявляются сразу. Сначала даётся возможность всем просмотреть все сценарии и самим отметить интересные находки и комментарии в работах учащихся. Оценить работы друг друга, а потом услышать комментарии учителя.

Использованные материалы

  • Библиотека сценариста сайта Сценарист.РУ