Универсальные учебные деятельности для самореализации человека

Разделы: Физика, Русский язык, Общепедагогические технологии


Сегодня главная цель средней общеобразовательной школы – способствовать умственному, нравственному эмоциональному и физическому развитию личности, всемерно раскрывать ее творческие возможности, формировать гуманистические отношения, обеспечивать разнообразные условия для расцвета индивидуальности ребенка с учетом его возрастных особенностей. Установка на развитие личности растущего человека придает «человеческое измерение» таким целям школы, как выработка у молодых людей осознанной гражданской позиции, готовности к труду, жизни и социальному творчеству, участию в демократическом самоуправлении и ответственности за судьбу страны и человеческой цивилизации».

Современное информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться, готового к принятию решений. Вот почему в настоящее время приоритетным направлением новых образовательных стандартов является реализация развивающего потенциала общего среднего образования. Актуальной задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Все это достигается путем сознательного, активного присвоения обучающимся социального опыта. При этом знания, умения и навыки рассматриваются как производные от соответствующих видов целенаправленных действий, т.е. они формируются, применяются и сохраняются в тесной связи с активными действиями самих обучающихся.

Новые социальные запросы, отраженные в тексте ФГОС, определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие обучающихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как «научить учиться».

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин. Именно поэтому ФГОС определяет не только предметные, но и метапредметные (умственные действия учащихся, направленные на анализ и управление своей познавательной деятельностью), а также личностные требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу среднего (полного) общего образования.

Личностные требования включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме.

Метапредметные требования включают освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, способность к построению индивидуальной образовательной траектории, владение навыками учебно-исследовательской, проектной и социальной деятельности.

Предметные требования включают освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной предметной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных и социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений, владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приёмами.

Смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру. Связь внутреннего и внешнего в человеке обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальным узловым основаниям мира и человека. В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования». Рассмотрим универсальные учебные действия, и собственно деятельности, осуществляемые на их основе с позиции данного принципа.

Согласно ФГОС, универсальные учебные действия - это способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Образовательный стандарт включает в себя требования к результатам освоения основной образовательной программы. В качестве таких требований в том числе указано:

  • воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям информационного общества, инновационной экономики, задачам построения демократического гражданского общества на основе толерантности, диалога культур и уважения многонационального, поликультурного и поликонфессионального состава российского общества.
  • развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования. (ФГОС НОО)

ФГОС ООО: Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника основной школы»):

  • любящий свой край и своё Отечество, знающий русский и родной язык, уважающий свой народ, его культуру и духовные традиции;
  • осознающий и принимающий ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального российского народа, человечества;
  • активно и заинтересованно познающий мир, осознающий ценность труда, науки и творчества;
  • умеющий учиться, осознающий важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способный применять полученные знания на практике;
  • социально активный, уважающий закон и правопорядок, соизмеряющий свои поступки с нравственными ценностями, осознающий свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;
  • уважающий других людей, умеющий вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;
  • осознанно выполняющий правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей его среды;
  • ориентирующийся в мире профессий, понимающий значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы».

Таким образом получается, что: несмотря на то, что в явном виде в стандартах не прописаны требования к работе по самореализации ученика, все эти требования заложены в предметное и метапредметное содержание. Независимо от того предмета, который ведет учитель, формируя УУД, тем самым он (учитель) формирует жизнь и деятельность ученика в целом, отношение его к жизни и самореализацию его в жизни. Это относится как к начальной школе, так и к средней и старшей. Нельзя «оторвать» учение от воспитания (все это знают и понимают). И нельзя «вменить в обязанность» воспитание только классному руководителю.

Но встает вопрос: каким образом учителю-предметнику заниматься еще и воспитательной работой? И как строить урок, чтобы УУД на разных предметах (математика, история, химия, русский язык, технология…) приводили к тому результату, который описан в «модели выпускника»?

Как, например, формируя когнитивные (познавательные) УУД на уроке алгебры при изучении темы «Интегралы», формировать у ребенка любовь к Отечеству, уважение к закону и осознание здорового образа жизни? Или надо разделять: любовь к Отечеству пусть воспитывают учителя истории и обществознания, здоровый образ жизни – учителя физкультуры и ОБЖ, правила экологической безопасности – учителя биологии и химии, а осознание важности образования, ценностей человеческой жизни , уважение к другим людям – классный руководитель?

Но в таком случае получается отвержение представления о единстве мира и опять, как и в старых стандартах, каждый учитель-предметник будет ставить целью «научить детей запоминать и применять на уроке формулы и правила». Ребенок и научится заучивать правила и вычислять логарифмы. А зачем? И как тогда выполнять требования стандарта об универсальности учебной деятельности и метапредметности образования? И как ребенок в реальной своей жизни будет жить и действовать, не понимая и не умея в этой жизни ничего? А заученные формулы-правила-даты-имена будут для него мертвыми знаками, которые он благополучно и забудет. И самореализовываться в жизни человек будет с учетом принципа «забудьте все, чему вас учили в школе». Логичен вопрос – зачем нужна школа?

С точки зрения образования цели учителя «научить вычислять корни квадратного уравнения» или «дать представление о реформах Петра I», а еще «лучше» «расширить кругозор учащихся» – никак не соотносятся с целями образования Человека.

На самом деле ответы скрыты в самих вопросах. Чтобы их найти, надо преобразовать свой урок из «дательного» в «творительный» (скорее в «со-творительный»). (Приложение №1)

В основе современного урока лежит образовательная ситуация – ситуация образовательного напряжения, возникающая спонтанно или организуемая учителем, требующая своего разрешения через деятельность всех её участников. А деятельность организуется во время выполнения заданий различного уровня, рассчитанные на усвоение материала. Цель задания – создание учащимися нового продукта.Главный признак – открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения.
Главная задача учителя создать условия для достижения этих результатов.

Представляю урок в новой форме:

План-конспект урока по теме «Агрегатное состояние вещества»

1. Предмет физика
2. Класс 8
3. Тема урока Агрегатное состояние вещества, 13 урок из темы «Тепловые явления» (25 ч.)
4. Тип урока изучение нового материала; первичное закрепление знаний.
5. Техническое сопровождение мультимедийный проектор, компьютер учителя, интерактивная доска, компьютеры обучающихся с выходом в сеть Интернет, бланк опорного конспекта для каждого обучающегося.
6. Базовый учебник Перышкин А.В. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2010./ учебник для общеобразовательных учреждений.
7. Цель урока сформировать представление о процессах плавления и кристаллизации, продолжить формирование представлений о строении вещества.
8. ЗадачиОбразовательная: Развивающая: Воспитательная: повторить и закрепить основные положения МКТ.
  • формирование представления о процессах плавления и отвердевания;
  • продолжить формирование представления о строении вещества.
  • совершенствовать навыки самостоятельной работы,
  • активизировать мышление школьников, умение самостоятельно формулировать выводы, развивать речь.
  • развитие познавательного интереса к предмету,
  • развитие чувства взаимопониман ия и взаимопомощи в процессе совместного решения задач.
9. Методы обучения репродуктивный, частично-поисковый, индивидуальная работа.

Личностные результаты:

  1. сформировать познавательные интересы и мотивы, направленные на изучение природы;интеллектуальные умения (анализировать,сравнивать, делать выводы и др.); эстетическое отношение к объектам природы.

Метапредметные результаты:

  1. давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять;
  2. умение работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  3. умение адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию.

Предметные результаты:

  1. выделение существенных признаков физических процессов;
  2. сравнение физических процессов, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения;
  3. овладение методами науки: наблюдение и описание объектов и процессов;
  4. знание и соблюдение правил работы в кабинете физики;
  5. соблюдение правил работы на компьютере.

(Приложения)

Список литературы:

  1. Перышкин А.В. Физика. 8 класс. – М.: Дрофа, 2009./ учебник для общеобразовательных учреждений.
  2. Волков В.А. Поурочные разработки по физике: 8 класс. М.: ВАКО, 2006.-368 с. -/ в помощь школьному учителю.
  3. Максимов Л.К., Максимова Л.В. Информационно-методические материалы по проблеме контроля и оценки в учебной деятельности школьников: Учебно-методическое пособие. - Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2007.

Ресурсы Интернет:

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов school-collection.edu.ru/
  2. Каталог Федерального центра информационно-образовательных ресурсов fcior.edu.ru/

Интернет порталы:

  1. www.openclass.ru/ - Сетевые образовательные сообщества. Открытый класс.
  2. www.eidos.ru/ - Центр дистанционного образования "Эйдос".