Урок-викторина по сказкам Г.Х. Андерсена "Час любимой сказки"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Формировать понимание у учащихся идеи сказок Г.Х. Андерсена, характеров героев на основе их поступков и поведения;
  2. Развивать умение монологической речи;
  3. Воспитывать любовь к сказке, интереса к книге и процессу чтения.

Оборудование: портрет Г.Х. Андерсена; иллюстрации учеников к сказкам Андерсена; цветные квадраты для викторины; вымпел «Знатоки сказок Г.Х. Андерсена».

Ход урока

1. Закрепление знаний учащихся о сказках.

Беседа:

– Что называется сказкой?

– Чем отличается литературная сказка от народной?

– Как вы понимаете изречение «Сказка – ложь, да в ней намек – добрым молодцам урок»?

2. Беседа об Андерсене.

Звучит начало фонограммы «Снежная королева», пьеса Е.Шварца до слов:

«…А я вот сказочник»

– Кто же этот удивительный человек, который всю свою жизнь думал о том, как доставить людям радость?

– Что вы знаете о писателе? (ученики рассказывают о детстве Андерсена, вспоминая статью П. Паустовского «Великий сказочник», о том, что в каждом уголке земли люди знают и любят сказки Андерсена, что в родном городе писателя создан музей сказочника, и королевский сад украшает памятник Андерсену(об этом они узнали на предыдущих уроках).

3. Сообщение темы и цели урока.

Сегодня нам предстоит встреча с героями сказок Г.Х.Андерсена, которых вы хорошо знаете и любите, их вы изобразили и на своих иллюстрациях.

Рассматриваем иллюстрации.

Сообщаем условия викторины:

– класс делится на 3 команды; выбираем 3-х арбитров (в их распоряжении цветные квадраты:

  • красный– отлично, ответ полный;
  • зеленый – хорошо, ответ полный, но имеются недочеты;
  • синий – удовлетворительно, ответ неполный, допущены неточности;
  • желтый – плохо, ответ неверный).

За каждый ответ учащиеся получают соответствующий квадрат. В конце викторины арбитры суммируют квадраты, выявляют команду победителей и лучших учащихся.

4. Викторина.

Вопросы задает учитель, оценивают арбитры. В процессе работы используется презентация.

  1. О ком это сказано: «У нее только две ножки! Какое убожество! У нее даже нет усиков! Какая у нее тонкая талия! Фи! Как она некрасива!» (о Дюймовочке говорят майские жуки)
  2. Кто рассказал автору историю Дюймовочки? (ласточка)
  3. Почему одного из Клаусов называли маленьким, а другого большим? Как называется эта сказка? Что осуждает писатель?(Жадность,зависть, тупость)
  4. «Король наградил обманщиков орденом, приказав носить его в петлице, и пожаловал им звание придворных ткачей». О каких обманщиках идет речь и за что наградил их король? Как называется эта сказка? Над кем смеется автор? («Новое платье короля»)
  5. Откуда эти строки: «Чтобы хоть немного помочь ей, мышки, шмыгавшие по полу, стали собирать и приносить к ее ногам разбросанные стебли крапивы, а дрозд, сидевший за решетчатым окном, утешал ее своей веселой песенкой». О ком идет речь? Какие качества привлекают вас в Элизе? Героине какой сказки присущи те же качества? («Дикие лебеди». По своей верности, преданности и любви к братьям Элиза напоминает Герду)
  6. Какой музыкальный инструмент сам играл все вальсы и польки, какие только существуют на белом свете? (трещотка в сказке «Свинопас)
  7. Каково было «музыкальное образование» принцессы из сказки «Свинопас»? (она умела играть одним пальцем одну песенку: «Ах, мой милый Августин…»)
  8. О чем пел соловей больному императору в сказке «Соловей»? (он пел о Жизни, о счастливых и несчастных, о добре и зле, обо всем, что скрыто от императора)
  9. Из какой сказки это описание: «В открытом море вода синяя, как лепестки красивейших васильков, и прозрачная, как тончайшее стекло. Но зато и глубоко же там! Так глубоко, что никакие якори не достигнут дна, и на него пришлось бы поставить немало колоколен одну на другую, чтобы верхняя высунулась из воды»? («Русалочка»)
  10. Как Русалочка могла спастись от гибели, и почему она не воспользовалась этой возможностью? (Убив принца, она могла снова вернуться на дно морское к своим родным, снова стать русалкой, но ее любовь к нему была сильнее жажды жизни. Она любила его беззаветной, самоотверженной любовью)
  11. «На следующий день, когда служанка выгребла золу, она нашла в топке оловянное сердечко. А от танцовщицы осталась только блестка. Но она уже не сверкала – почернела, как уголь». О героях какой сказки идет речь? («Стойкий оловянный солдатик»)
  12. «Ах, я плохо ночевала. Я всю ночь напролет глаз не смыкала. Один бог знает, что такое попало ко мне в постель. Я лежала на чем-то твердом, и теперь у меня все в синяках. Это просто ужасно!» Какая героиня себя так охарактеризовала? Какие чувства она вызывает? («Принцесса на горошине»)

5. Заключительное слово учителя.

Каждая сказка Андерсена полна мудрости, очарования, жизнерадостности. Писатель высмеивает такие недостатки, как высокомерие, жадность, трусость, глупость, изнеженность. В этом вы сами убедились на нашем сегодняшнем уроке и на предыдущих.

Все сказки Андерсена – это поучительные истории, взятые из самой жизни. В любой сказке сквозь богатую фантазию видна сама жизнь с ее горестями и радостями.

В каждой сказке чувствуется любовь писателя к людям. Вот почему и сам автор, и мы, читатели, вместе с героями сказок радуемся и страдаем, плачем и смеемся.

(тем временем арбитры подводят итоги викторины)

6. Вручение вымпела «Знатоки сказок Г.Х. Андерсена».

Презентация