Урок окружающего мира по теме "Петр Великий. Российская империя". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


4 класс. Программа «Гармония». Автор учебника: О.Т. Поглазова, В.Д. Шилин

Цели:

  1. сформировать представление о Петре I – первом императоре; познакомить учащихся с преобразованиями Петра I; формировать у учащихся образное представление о России начала XVIII века;
  2. развивать умения работать с текстом; выделять главную мысль; делать выводы и обосновывать их развивать познавательную активность учащихся.
  3. Способствовать воспитанию у учащихся чувства гражданственности, патриотизма на примере жизни деятельности Петра I; прививать интерес к истории родного государства и малой Родине.

Оборудование: музыкальное оформление, портрет Петра I; фотографии Санкт-Петербурга; историческая карта; карточки; презентация слайдов.

Ход урока

I. Организация класса.

– Здравствуйте, дорогие ребята.

– Здравствуйте, уважаемые гости.

– Мы рады видеть вас на уроке. Надеюсь, что у всех хорошее настроение.

Перед вами, ребята, два цветочка – красный и белый.

Красный цвет – цвет радости, белый цвет – цвет печали.

В конце урока вы посадите два дерева – дерево радости и дерево печали.

Вы оцените своё настроение от урока и украсите одно из деревьев.

II. Проверка домашнего задания.

  1. На карточках соединить стрелками. При каком князе были построены стены Кремля: деревянные, белокаменные, кирпичные? (Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III) (Приложение №1)
  2. Чем знамениты города Золотого кольца? (работа по карте) (Переславль – Залесский, Ростов, Ярославль, Суздаль, Владимир.Строительство городов, монастырей, дворцов, церквей, соборов)

III. Мотивация.

– Ребята, послушайте отрывок из стихотворения А.С. Пушкина. Этот поэт посвятил много произведений Великому человеку Петру I

То академик, то герой,
То мореплаватель,
То плотник –
Он всеобъемлющей душой
На троне вечный был работник.

– Сегодня мы узнаем, как был основан в начале XVIII века новый город – Санкт-Петербург и конечно же о его создателе.

IV. Изучение нового материала.

1) Знакомство с личностью Петра и его делах.

Рассказ учителя. Петр Алексеевич (1672 – 1725гг)

30 мая 1672 года у царя Алексея Михайловича и царицы Натальи Кирилловны родился сын – царевич Петр. Родители души в нем не чаяли, не могли нарадоваться на своего младшего сыночка. Рос мальчик на редкость крепким и здоровым, очень подвижным. Он любил игрушки, особенно лук со стрелами, узорчатый щит, сабельку и маленьких солдатиков.

Когда пошёл ему восьмой год, он начал учебу.

Весной 1682 года Петр был провозглашен царем, но правили тогда за него другие. Он с матерью переселился в село Преображенское. Здесь учеба вскоре прекратилась. И зажил царь привольной жизнью. В то время был обычай (правило) приставлять к царевичам из знатных семей сверстников для игр и потехи.

Образовался целый «потешный полк», который назвали «Петровым». Одев солдат в темно-зеленую форму, Петр приказал иноземному офицеру обучать их военному делу. И сам начал службу простым барабанщиком.Однажды Петр, забравшись в сарай, обнаружил в дальнем углу большую лодку. Он узнал, что это английский бот, который может плавать под парусом даже против ветра.

По его приказу среди иностранцев, живших в Москве, нашли опытного моряка, который починил бот. При помощи «потешных ребяток» спустили бот на воду реки Яузы. Когда бот поплыл резво как по ветру, так и против, не было конца восторгам Петра.

2) Как же был создан первый русский флот?

Ботик, который построил Петр I, сохранился до наших дней. Он находится в музее.

Русские мастера обладали немалым опытом кораблестроения. Однако Петр решил поучиться и в европейских странах. Он сам провел многие дни на верфях Голландии и Англии, стремясь постичь секреты мастеров. (Верфь – место постройки и ремонта судов)

Был издан царский указ о возведении корабельной верфи на Азовском море.

3) Град Петра.

а) Решил Петр I заложить в устье реки Невы город. Берега были болотистые, пустынные. Частыми были наводнения. Но решение царя было непреклонным. «Государев указ вышел. Спешно строиться будем»– так го-

ворили в народе. На работы сгоняли ежегодно более 40 тысяч человек со всей России. Осушали болота, рыли каналы, делали насыпи, мостили топкие улицы.

б) Работа по картине «Постройка Петербурга при Петре I»

– Что вы видите на картине?

– Какое настроение вызывает картина?

– Какие чувства вас охватили?

в) Строился город долго – ведь техники-то не было, почти все делалось вручную.

Прошло сто лет, и юный град,
Полнощных стран краса и диво,
Из тьмы лесов, из топи блат
Вознесся пышно, горделиво...

г) Для обороны города строители заложили на Заячьем острове весной 1703 года крепость, назвав её Санкт-Петербургом, что означает город святого Петра. Отсюда начинался новый город.

Видеоролик №1

4) В 1710 году на берегу Невы для музея редких вещей построили специальное здание. Первый музей России – Кунсткамера – в переводе – «кабинет редкостей».

В него поместили собранные самим Петром и приобретенные за границей оружие, посуду, инструменты, чучела редких птиц и зверей. Музей все время пополнялся. Разрешил Петр «в оную Кунсткамеру впредь всякого желающего впускать и водить, показывая и изъясняя вещи».

– Когда строили Петербург, Карл XII говорил: «Пусть русские строят город, а жить в нем будем мы». Но история доказала, что это не так.

5) Видеоролик №2

Знаменитый Полтавский бой принес новую славу Петру и России. Карл XII не выдержал натиска русских воинов.

Длилась война более 20 лет, а в историю вошла под названием «Северной».

В народе жива поговорка: «Бит, как швед под Полтавой». Это значит, разбит наголову.

В 1721 году шведы запросили мира, наша страна получила, наконец, выход к Балтийскому морю.

Физминутка

Волны плещут в океане
Что там чудится в тумане?
Это мачты кораблей.
Пусть плывут сюда скорей!
Мы по берегу гуляем,
Мореходов поджидаем
Ищем ракушки в песке
И сжимаем в кулаке.
Чтоб побольше их собрать,–
Надо чаще приседать.
Сядем дружно на песок
Продолжаем наш урок.

6) Новый календарь.

В России был год 7207 (от сотворения мира)

А в Европе – 1699 (от Рождества Христова)

20 декабря 1699 года он издал указ: «В знак ...доброго начинания и нового столетнего века в царствующем граде Москве ... друг друга поздравлять с новым годом; между тем по большим улицам...поставить украшения от древ и ветвей сосновых, еловых и можжевеловых...кроме того, где место позволит, зажигать по ночам с 1 по 7 января костры и смоляные бочки...»

Так в России пришел Новый год – 1700, за которым начинался новый век – XVIII, так появился новый календарь.

7) Первая русская печатная газета.

В XVII веке специально для царя и его ближайших придворных делали переводы зарубежных газет. Газету стали печатать в типографии. Назвали «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и во иных окрестных странах», или просто «Ведомости».

8) Почему Петра I прозвали Великим.

В русской истории Пётр I был самым необычным царём: любознательный, энергичный, трудолюбивый. Руки его были вечно в работе, с них никогда не сходили мозоли. За свою жизнь он освоил 15 ремесленных специальностей. Был и кораблестроителем, и плотником, и кузнецом. Но особенно любил Петр морское дело.

Петр I любил говорить : «Я царь, а у меня мозоли на руках».

9) «Я ученик и нуждаюсь в учителях», – вырезал Петр на своей личной печати. Он постоянно учился сам и заставлял учиться других.

Доброе дело сделал Петр I – он велел заменить старославянскую сложную азбуку на более простую, чтобы чтение и письмо стали более доступными всем желающим знать грамоту.

10) Петр заботился о нравах и поведении молодых дворян и купцов. Для них он приказал перевести с немецкого языка книгу – «Юности честное зерцало», где давались наставления, как надо себя вести в обществе.

– Прежде всего, дети должны отца и мать уважать и относить к ним с великим почтением. Все приказы родителей выполнять.

V. Работа с печатной тетрадью.

Прочитайте стихотворение в рабочей тетради стр.24 №24

... И думал он:

В Европу прорубит окно...» А. Пушкин

Словарная работа:

Сановник (устар.) крупный влиятельный чиновник, занимающий высокое положение. Царский сановник.

«Окно в Европу» (сценка показана детьми) (Приложение №3)

– В 1721 году Сенат (орган управления страной) за выдающиеся заслуги торжественно присвоил царю титул (звание) Петра Великого, Отца Отечества и Императора Всероссийского. Россия была провозглашена империей – так называли большие и сильные государства.

  1. – Кого победила Российская армия? Какого «надменного соседа»? (Шведов)
  2. – С каким историческим деятелем России связано название города? (Петр I)
  3. – Почему этот город назвали «Окном» в Европу? (Россия получила выход через Балтийское море в Атлантический океан и стала морской державой)
  4. – Как называли Петра I? Поясни почему. (Царь-плотник)

VI. Закрепление изученного.

«Много потрудился Петр великий для славы России»

– Какие дела Петра I вы бы назвали великими?

Чтобы ответить на этот вопрос, вы поработаете с учебником, на карточках указаны страницы учебника. Прочитайте указанные страницы, выберите ответы-предложения, которые относятся к делам Петра.

Дела Петра можно назвать реформы.

Устав работы в группе.

  1. Уважай своего товарища.
  2. Умей каждого выслушать.
  3. Не согласен – предлагай.

Работа по учебнику в группах.

1-я «Армия и флот» стр.72–73 (учебник)

Вывод: Россия стала морской державой.

2-я «Государство» стр. 74 (учебник)

Вывод: Россия из боярской страны превратилась в европейское государство, с которым стали считаться уважать, торговать, заключать мир. Это помогло стране становиться крепким государством – Империей.

3-я «Культура» стр. 75-76 (учебник)

Вывод: люди стали образованнее, стали ездить за границу, складывались новые традиции. Всё помогало движению России вперед. Образование школ – развитие науки, наука – новые изобретения – развитие предприятий.

Разгадаем кроссворд

  1. Как называлась первая русская газета. (Ведомости)
  2. Орган управления страной, введённый Петром I. (Сенат)
  3. При Петре был построен русский... (флот)
  4. В ходе Северной войны со шведами при Петре появилась русская (армия)
  5. Навигацкие, инженерные, «цифирные» ... (школы)
  6. Область, которой управлял губернатор. (губерния)
  7. Кунсткамера – это первый русский .... (музей)

– Какое слово получилось по вертикали «Великий»

– Кого мы называем таким именем?

– А почему?

Тест. (Приложение №4)

Проверка: ответы на экране

Мы справились с тестом.

Город Санкт-Петербург, является памятником Петру Великому, его делам, свершениям. Оценивая деятельность Петра Великого, русская императрица, Екатерина II, повелела установить Петру I памятник, человеку основавшему город на европейский лад. Этот памятник мы знаем под названием «Медный всадник».

И мне хотелось бы закончить, словами А.С. Пушкина:

«Красуйся, град Петров, и стой Неколебимо, как Россия»

– Почему российские императоры не жалели средств на его украшения? (новая столица)

– Что имел в виду А.С.Пушкин, который писал о Петре I: «на троне вечный был работник»?

VII. Итог.

С именем Петра I Великого преобразователя России, мы связываем грандиозные успехи страны. Это были настоящие преобразования во всех областях: науке, технике, экономике. Россия, наконец-то, воспряла ото сна и на весь мир властью заявила о себе. Спасибо вам за то, что многие из вас проявили себя знающими, пытливыми, находчивыми.

– Давайте украсим наши деревья.

Если вам было интересно на уроке, вы многое узнали, у вас радостное настроение, то украсьте «дерево радости» красными цветами; – а если вам было не интересно говорить о прошлом нашей страны, вам было скучно, у вас изменилось настроение, в худшую сторону – то вы украсьте «дерево печали».

VIII. Домашнее задание и выставление оценок.

– С помощью рисунков рассказать о наиболее важных делах Петра Великого стр. 72–77. Подобрать стихи, рассказы о делах царя. Ответить на вопросы в рабочей тетради с.24 №25

Приложение.

20.07.2014