Урок окружающего мира по теме "Семейный бюджет"

Разделы: Начальная школа


Цель: Создать условия для формирования элементарных экономических представлений о бюджете семьи.

Задачи:

Образовательные:

  • Познакомить учащихся с экономической жизнью семьи, правилами ведения домашнего хозяйства, семейным бюджетом.
  • Формировать представление о структуре семейного бюджета.
  • Повторить изученные экономические понятия.

Развивающие:

  • Формировать целостность взглядов на семью, её роль в обществе, её экономические, социальные устои, традиции.
  • Развивать познавательный интерес, речь детей.
  • Развивать умение делать оптимальный выбор.

Воспитательные:

  • Формировать умение работать в группе.
  • Воспитывать организованность, бережливость, самоуважение.

Оборудование: карточки – схемы, карточки с новыми словами, раздаточный материал (список товаров, список советов для экономии), листы для самооценки, компьютер, интерактивная доска, мультимедиапроектор, таблички с названием «кирпичиков», клип с песней С. Солнцевой «Давайте дружить!», рисунки цветов.

Регламент: 40 минут.

Содержание темы: Данная тема по программе 3 класса любого действующего учебника по окружающему миру из Федерального комплекта.

Тип урока: Урок изучения нового материала с применением ИКТ, содержит материал по формированию ЗОЖ.

Организационные формы общения: коллективная, индивидуальная, групповая.

Структура урока:

  1. Организационный момент
  2. Мотивационная беседа с последующей постановкой цели.
  3. Закладка фундамента.
  4. Кирпич Мудрости.
  5. Кирпич Понимания.
  6. Кирпич Находчивости.
  7. Кирпич Хозяйственности
  8. Кирпич Здоровья.
  9. Кирпич. Дружбы.
  10. Кирпич Взаимопомощи
  11. Крыша хорошего настроения (рефлексия). Улыбки.

Литература:

  1. А. А. Плешаков «Мир вокруг нас» учебник для 3 класса в 2-х частях. Часть 2. – М.: Просвещение, 2010.
  2. О.Д. Дмитриева Поурочные разработки по курсу «Окружающий мир» 3 класс. – М.: Вако , 2008.

Ход урока

1. Организационный момент.

(Слайд 1)

Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а учиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

Ребята, я знаю такой ключ, который открывает все «замки» в душах людей. Это улыбка. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь мне, друг другу.

Мы спокойны, добры, приветливы. Я желаю вам хорошего настроения.

– Определите свое настроение на начало урока(оценивают своё настроение). Приложение 1.

2. Вступительное слово учителя.

(Слайд 2)

У каждого человека есть мечта: кто-то мечтает об отличной отметке, кто-то хочет уехать путешествовать, кто-то выбрать редкую профессию. Есть мечта и у меня. Я хочу, чтобы знания учащихся 3 класса по окружающему миру были глубокие и прочные. Моя мечта – построить для вас «дом» знаний из «кирпичиков», кирпичиков – знаний, чтобы ваши знания были ровными, объёмными, крепкими, чтобы все они были плотно соединены друг с другом, как кирпичи при строительстве дома. Поэтому строительным материалом сегодня будут «кирпичи», и не просто «кирпичи», а «кирпичи мудрости, понимания, взаимопомощи, находчивости, улыбки и т. д. Почему мы будем строить именно дом? У каждого человека должен быть дом – не просто жилище с крышей над головой, а то место, где его любят и ждут, понимают и принимают таким, каков он есть, где тепло и уютно.

Ваша сегодняшняя цель – построить план-проект дома, где каждый кирпичик – это ваши знания о бюджете.

3. Закладка фундамента. Актуализация опорных знаний.

(Слайд 3)

Любой дом имеет фундамент, нашим фундаментом будут теоретические знания. Итак, закладываем первый камень фундамента.

Блиц-опрос

  • Что такое государственный бюджет? План доходов и расходов государства.
  • Что обозначает выражение «денежная сумка»? Бюджет страны.
  • Как называются деньги, которые в неё кладут? Доходы.
  • Как называются деньги, уходящие из государственного бюджета? Расходы.
  • Что составляет доход государства? Налоги граждан и организаций.

4. Кирпич мудрости. Введение в тему.

(Слайд 4)

Объявляется конкурс за право заложить первый «кирпич», «кирпич» Мудрости. Постановка проблемы.

– А может ли быть другой бюджет, кроме государственного?

– Как называются люди, которые живут вместе и ведут общее хозяйство? Семья.

– Может ли у семьи быть свой бюджет? Да.

– Вы уже знаете, из чего складывается государственный бюджет, а как вы думаете, из чего складывается Семейный бюджет? Из доходов и расходов. Закладываем первый «кирпич» Мудрости.

5. Кирпич Понимания.

(Слайд 5).

А теперь закладываем следующий «кирпич» Понимания. Что значит «понимать»? Понимать – значит, с полуслова или вовсе без слов знать, что чувствует и хочет сказать собеседник.

– Какая же будет сегодня тема урока? Семейный бюджет.

– Как вы думаете, что такое семейный бюджет?

Семейный бюджет – это план расходования денежных средств семьи в течение месяца.

Предоставляется заложить кирпич Понимания.

6. Кирпич Находчивости.

(Слайд 6)

Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, но живут так, что денег порой не хватает до зарплаты. А другие и получают меньше, но всегда при деньгах? Не умеют планировать свой семейный бюджет. Молодцы! Закладываем «кирпич» Находчивость. В жизни хорошо быть находчивыми.

7. Кирпич Хозяйственности. Изучение нового материала.

(Слайд 7)

Если есть планирование бюджета, то вы можете, видя, что появляются расходные статьи бюджета, которые не вписываются в ваши расходы, можно их скорректировать.

Чтобы в нашем доме поселился достаток, и не было места для скуки, плохого настроения. Что нужно иметь? Иметь в семье нужно хороший доход, хорошего хозяина, который правильно вёл бы хозяйство, т.е. был хозяйственным человеком. Ведь доход семьи –это её бюджет. А в чём измеряется бюджет? В деньгах.

Мы уже знаем, что деньги бывают разные. Вот и у нас на уроке будут свои деньги –колобки. Давайте рассмотрим их. Что вы увидели на купюре?

Пословица «Деньги счёт любят», как вы её понимаете? Предложение «храните деньги в банке». Как вы думаете, в каком банке нужно хранить деньги?

Физкультминутка для глаз

Что говорил Колобок, когда укатился от бабушки?Действительно, деньги как вода, быстро утекают сквозь пальцы. Давайте глазками покажем движение нашего колобка: колобок катится вправо, влево, подскакивает вверх, вниз. Давайте глазками напишем слово колобок. Молодцы! Продолжаем работу дальше.

– Из чего складывается семейный бюджет? Из доходов и расходов.

  • А для того, чтобы иметь хороший доход, необходимо -… работать.Если человек работает, то он получает зарплату. Давайте узнаем, какая может бытьоплата труда. (Слайд 9)
  • Работник может получать зарплату за сделанную работу. Например, токарю надо выточить в месяц 1000 деталей. Если он их не сделает, то получит меньше денег. Если сделает больше деталей, то получит больше. Такая форма оплат труда называется сдельной.
  • Оплата работы может быть почасовой. Тогда, за каждый час работы начисляется какая-то определенная сумма. Так, например, работают охранники.
  • (Слайд 10) Люди, некоторых профессий получает не зарплату, а гонорар. Гонорар — вознаграждение за труд по договору. Писатель или поэт заключают договора с издательствами, которые выпустят их книги.
  • Композиторы договариваются с исполнителями или музыкальными продюсерами.
  • Художники договариваются с покупателем или владельцем художественного салона, который выкупит картину. Гонорары могут выплачиваться не каждый месяц. Ведь не так легко написать хорошую книгу.
  • (Слайд 11)
  • Если вместе с вами живут бабушки и дедушки, то к семейному бюджету добавятся их пенсии.
  • Это денежное обеспечение за выслугу лет (когда человек проработал определенное количество лет), по инвалидности или нетрудоспособности.
  • (Слайд 12) Если один из членов семьи студент, то он получает стипендию. Стипендия — постоянное денежное пособие, выдаваемое учащимся в учебном заведении.
  • Если женщина находится дома в декретном отпуске по уходу за маленьким ребенком, то она будет получать небольшое пособие — денежную помощь.
  • Также денежное пособие выплачивается тем, кто стоит на бирже труда и ищет работу.
  • – Так что такое доход семьи? (Сумма, заработанная членами семьи за месяц.)
  • Какие доходы могут поступать в семейный бюджет? (З/плата, пенсия, стипендия, пособие, рента – доход от сдаваемой в аренду квартиры, проценты от сбережений.)
  • Мы рассмотрели, из чего состоит доход семьи, но нам предстоит выяснить: куда тратится семейный бюджет.
  • – Какие могут быть расходы в семье?
  • Расходов много: налоги, квартплата, питание, транспортные услуги, одежда, обувь, сладости, оплата за телефон, оплата за газ, покупка новой техники, незапланированные расходы.
  • Таким образом, бюджет – это своеобразный план семьи. При распределении средств должны учитываться интересы всех членов семьи.
  • – А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета? Высказывания учеников. Важно помнить, чтобы расходы не превышали доходы.
  • Теперь надо представить, что вы семья. И вам необходимо выбрать товары для себя. Посоветуйтесь и вместе решите, что вам необходимо купить. Работаете тихо. Если будут замечания, то семья будет оштрафована на 5 колобков; если замечаний не будет, то премия в размере 5 колобков. Вам нужно купить товара на 100 колобков.
  • Приложение 2.Работа с приложением.
  • Что вы купили? А теперь переверните страницу, хватит ли вам на всё денег? Подведём баланс.
  • Но что делать, если мы не укладываемся в бюджет? Что можно сократить? Что значит экономить?На чём можно сэкономить? Сладости, игрушки, развлечения…
  • (Слайд 13) Можно ли сэкономить на транспорте? Если вы не пользуетесь проездным, то некоторые небольшие расстояния можно пройти пешком, заодно и прогуляться. Можно ли сэкономить на квартплате? На какой ее части? Каким образом? Надо следить за тем, чтобы в доме не горело лишнее освещение, не лилась вода. Часто бывает так, что вы ушли из своей комнаты, оставив там включенными телевизор и свет. Пока вы пьете чай на кухне, электричество горит зря. Выключив его перед уходом, вы экономите деньги. Как вы думаете, жадный и экономный – это одно и то же? Чем отличается? Высказывания детей. Приложение 3. Прочитайте.
  • – Как можно экономить деньги в семье? Каждой семье предлагаю дать советы для экономии семейного бюджета. Вам нужно выбрать верные утверждения:
  • Планируйте семейный бюджет, исходя из доходов. Уходя из дома, не забывай выключать свет. Требуя новую игрушку, подумай о семейном бюджете. Проси у родителей новую игрушку к каждому празднику. Экономя семейный бюджет, откажись от экскурсии в музей. Сходил в магазин, оставь сдачу себе. Бережно относись к своим вещам. Напоминай родителям о своевременной оплате налогов. Чаще пользуйтесь услугами такси. Пользуйтесь услугами доставки горячей пиццы. Чаще разговаривайте по сотовому телефону с друзьями. – Замечательные ваши советы, но чтобы доходы семейного бюджета были больше расходов, нужно…трудиться. Ведь недаром говорят: по доходам и расходы; копейка рубль бережёт. Не случайно есть целая наука экономика, которая учит как надо вести хозяйство, планировать расходы, учитывать доходы. Вы будете изучать её в 11 классе. Ведь люди давно уже задумывались над этими вопросами, и народная мудрость отразилась в таких пословицах.

Каждый зачитывает 1 пословицу, объясняет смысл.

Денежки счёт любят.
Бережливость лучше богатства.
Тот без нужды живёт, кто деньги бережёт.
Копейка рубль бережёт.

Молодцы! Думаю, все вы будете хорошими хозяевами. Закладываем кирпич «Хозяйственности».

8. Кирпич Здоровья.

(Слайд 14).

А теперь пришла пора для закладки следующего «кирпича» здоровья.Большинство из нас являются «преступниками» по отношению к собственному здоровью. Мы очень часто засиживаемся за партами на переменах вместо того, чтобы подвигаться. Движение – это жизнь. В целях пропаганды здорового образа жизни, а также в целях приобретения других полезных для дома умений предлагаю провести «спортивный забег». (Задание на доске).

Физкультминутка

Под весенние напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх, руки вниз!
Вверх! И снова наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правою ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левою ногой!
Повернись направо к другу.
Правую дай руку другу.

Отдохнули. Закладываем «кирпич» Здоровья. Продолжаем дальше строительство нашего дома.

9. Кирпич Дружбы. Закрепление нового материала.

(Слайд 15)

Все члены семьи всегда должны быть добры друг к другу, дружны, и тогда в семье будет всегда мир и покой. Как говорит один из героев мультфильма «Давайте жить дружно!» И тогда в семье всегда всё будет получаться. Нужно заложить «кирпич»Дружбы.

Ролевая игра «Источники доходов семьи»

У нас 2 семьи. На доске карточки прикреплены магнитами. Учитель распределяет роли и раздаёт реквизит.

Бабушке – платочек, очки

Папе – галстук

Старшему брату – студенческий билет

Маме – фартук, куклу

Сыну – игрушку

Дедушке – газета, очки

Задание. Каждый член нашей семьи должен выбрать свой источник доходов (карточки на доске).

Проверка у доски. Семья встаёт у доски. Каждый из них держит карточку, указывающую на источник его доходов.

Читают дети хором источник доходов.

Учитель – Дети:

  • бабушка – пенсия
  • папа – зарплата
  • старший сын – стипендия
  • Мама с маленькой дочкой – Пособие
  • сын – б/о
  • дедушка – пенсия

(СЛАЙД 16) А теперь выполним более сложную работу.Теперь у нас будет одна большая семья.

На доске вы видите слова: зарплата, налоги, пенсия, стипендия, транспортные услуги, гонорар, пособие, квартплата, продукты, одежда.

Распределите их в два столбика: Доходы и Расходы. Молодцы!

– А могут ли в семье появиться незапланированные доходы? Лотерея, премия, наследство.

– А непредвиденные расходы? Болезнь, несчастье.

(Слайд 17) Проверка распределения семейного бюджета.

Заложить «Кирпич» дружбы предоставляется…

10. Кирпич Взаимопомощи.

(Слайд 18)

– Ребята, на наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помочь!»

Срочно нужна помощь маленькой девочке на дорогостоящую операцию.

Обсудите в своей семье, согласны ли вы помочь. Прокомментируйте свой выбор.

Мы должны помогать друг другу. Я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется деньгами. Главное:

Больше работаешь – лучше живёшь,
Лучше живёшь – больше людям даёшь,
Старым и малым, и тем, кто в нужде.
А будет нужно – помогут тебе.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить ее? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути.

Все кирпичи заложили, дом почти готов. Чего не хватает? Крыши.

И не просто крыши, а крыши хорошего настроения.

11. Крыша хорошего настроения.

(Слайд 19).  

Стихотворение «Что может быть семьи дороже?»

Клип с песней «Давайте дружить!»

12. Подведение итогов урока.

Для чего нужен семейный бюджет?

Рефлексия

Учащимся предлагаются рожицы с положительными эмоциями и отрицательными (учащиеся оценивают своё настроение). Приложение 1.

Домашнее задание

– Представьте, что на день рождения вам подарили 1000 рублей. Составить план своих расходов.

– Составь список расходов своей семьи на 1 день.

Задание: прислушайтесь к себе, своему внутреннему эмоциональному состоянию, выберите себе соответствующее «фото». Эти фото прикрепляются к доске. Получается групповая «фотография» на память.

В результате прикрепления на доску «кирпичиков» получился «дом».

Вот, какой можно построить дом! Но у каждого в жизни будет свой дом, который вы должны всегда содержать в чистоте и порядке.

Спасибо за урок!

Дополнительный материал

«Что может быть семьи дороже?»

Что может быть семьи дороже?
Теплом встречает отчий дом,
Здесь ждут тебя всегда с любовью,
И провожают в путь с добром!
Отец и мать, и дети дружно
Сидят за праздничным столом,
И вместе им совсем не скучно,
А интересно впятером.
Малыш для старших как любимец,
Родители – во всем мудрей,
Любимый папа – друг, кормилец,
А мама ближе всех, родней.
Любите! И цените счастье!
Оно рождается в семье,
Что может быть ее дороже.
На этой сказочной земле!

Приложение