Урок русского языка по теме "Учимся писать безударные окончания имен существительных 2-го склонения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цели:

  1. Закреплять способы проверки безударных гласных в окончаниях существительных 2-го склонения, тренировать в написании безударных окончаний имён существительных.
  2. Развивать умения наблюдать, делать выводы, осуществлять контроль и за своими действиями.
  3. Учить учебному сотрудничеству.

Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» С.В.Иванов¸ компьютер с мультимедиапроектором и экраном¸ «Лист самооценки», алгоритмы работы по методике КСО «Взаимные диктанты», карточки по методике КСО «Взаимные диктанты».

Ход урока

I. ОРГАНИЗАЦИОННО-МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

Запись даты.

Учитель. Сегодняшний урок я хочу начать с отрывка-заклинания:

Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть по-моему вели! (Слайд 1)

Назовите произведение, автора и имя главной героини. (Слайд 2)

Что подарила волшебница Жене?

Я попросила волшебный цветок на сегодняшний урок русского языка. (Слайд 3)

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ

1. Словарная работа

Учитель. Выпишите из текста-заклинания все названия сторон света в начальной форме.

Проверка задания.

(Слайд 4) (запад, восток, север, юг)

Организация работы в группах. (Класс делится на четыре группы, каждая группа получает задание.)

1 группа

Задание

Являются ли выписанные слова словарными (орфографическими)?

Дети распределяют действия между членами группы: 1-й ученик определяет место ударения в словах, 2-й ученик выделяет буквы, которые надо запомнить, т. к. их проверка невозможна, 3-й ученик определяет, какое из слов не является словарным, 4-й ученик читает интересный материал по учебнику (с. 65) из истории языка.

Запад – слово общеславянское, образовано от слова «западать, закатываться за горизонт». Действительно, солнце садится на западе, «падает» за горизонт. Вот потому-то эту часть света и назвали запад.

Действия выполняют последовательно, обсуждают, делают вывод. 5-ученик докладывает решение группы о том, что слова восток, запад, север являются орфографическими.

2 группа

Задание

Записать как можно больше родственных слов.

1-й ученик группы работает со словом восток. 2-й ученик группы работает со словом запад, 3-й ученик группы работает со словом север, 4-й ученик группы работает со словом юг. Все члены группы внимательно слушают ,дополняют друг друга.

Возможный набор слов: восточный, востоковед, западный, северный, северянка, североморский, южный, южанка, северо-восточный, юго-западный.

5-й ученик докладывает решение группы.

3 группа

Задание

Составить и записать предложение.

1-й ученик работает со словом восток, 2-й ученик работает со словом запад, 3-й ученик – со словом север, 4-й – со словом юг. Все члены группы внимательно слушают, обсуждают предложения. 5-й ученик представляет классу лучшее предложение группы.

4 группа

Задание

Что общего у этих слов?

1-й ученик определяет часть речи выписанных слов, 2-й определяет одушевлённое или неодушевлённое существительное, 3-й ученик определяет род существительных, 4-й – склонение. 5-й делает вывод и докладывает решение группы классу, что это имена существительные, неодушевлённые, мужского рода, 2-го склонения. (Слайд 4)

Проверка и оценка работы в группах.

По мере представления работы групп, класс заслушивает решения, записывает 2 – 3 родственных словарных слова, предложение.

Учитель. Подведём первый итог и поставим в «Листе самооценки» полученный балл.

Подпишите «Лист самооценки». Если вы верно и легко справились с заданием, то в столбике «Количество баллов» поставьте «!», если испытывали небольшие затруднения, то поставьте «?», а если сильно затруднялись – «-».

Лист самооценки_______________________________________________ 

Виды работ на уроке Количество баллов
Словарная работа
Знание алгоритма
Самостоятельная работа
Работа в паре

2. Самооценка учащимися собственных знаний и умений

Учитель.Сейчас вам предстоит самостоятельно записать эти имена существительные в форме творительного и предложного падежа. Оцените свою готовность к выполнению самостоятельной работы. Используйте «Оценочную линейку». Что означает крестик вверху линейки? Внизу? В середине? Кто поставил крестик вверху линейки? А кто сомневается в своих силах? Поднимите руки, кто думает, что не справится с работой? Как можно помочь сомневающимся ученикам?

Ученик. Вспомнить вспомогательные слова, вопросы, на которые отвечают имена существительные в творительном и предложном падежах, алгоритм проверки написания безударных окончаний имён существительных.

3. Повторение алгоритма определения падежных окончаний имён существительных

Групповая работа.

Задание. Каждой группе предлагается лист с действиями алгоритма, которые необходимо расставить в правильной последовательности.

Алгоритм.

  1. Определить падеж существительного.
  2. Поставить опорное слово в падежную форму либо воспользоваться таблицей окончаний.
  3. Определить склонение существительного.

Проверка работы в группах. (Слайд 5)

Учитель. Назовите вспомогательное слово творительного падежа, падежные вопросы.

Ученик. Любуюсь (кем? чем?) (Слайд 6)

Учитель. Назовите вспомогательное слово предложного падежа, падежные вопросы.

Ученик. Говорю (оком? о чём?) (Слайд 6)

Учитель. Какие опорные слова будете использовать для проверки окончаний выписанных имён существительных? Почему?

Ученик. Опорные слова слон, колесо, т. к. эти существительные 2-го склонения.

4. Физминутка

1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения.

И.п. – сидя, руки на поясе. 1 – поворот головы направо, 2 – и.п., 3 – поворот головы налево, 4 – и.п., 5 – плавно наклонить голову назад, 6 – и.п., 7 – голову наклонить вперед. Повторить 4 – 6 раз. Темп медленный.

2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти.

И.п. – сидя, руки подняты вверх. 1 – сжать кисти в кулак, 2 – разжать кисти. Повторить 6 – 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.

5. Самостоятельная работа с последующей проверкой

Учитель. Записать имена существительные восток, запад, север, юг в форме творительного и предложного падежа, выделить окончания.

Проверка выполнения самостоятельной работы. (Слайд 6)

Учитель. Подведём второй итог работы и поставим в «Листе самооценки» полученные баллы. Поднимите руки, кто правильно написал безударные окончания имён существительных. Кто допустил ошибки? Почему возникло затруднение?

Ученик. Был невнимателен, забыл опорные слова, не знаю алгоритма.

5. Определение темы урока (Слайд 7)

Учитель. Попробуйте сформулировать тему нашего урока, чтобы все ученики класса писали безударные окончания без ошибок.

Ученик. Будем упражняться в написании безударных окончаний имён существительных 2-го склонения.

III. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

1. Тренировка в написании безударных окончаний имён существительных 2-го склонения. Работа в парах постоянного состава по методике КСО «Взаимные диктанты».

Алгоритм

  1. Первый ученик пары орфографически читает текст карточки, второй ученик пишет.
  2. Другой ученик пары (тот, кто перед этим писал) читает текст своей карточки, а первый, прежде диктовавший, пишет.
  3. Каждый берёт тетрадь своего партнёра и без заглядывания в карточку проверяют написанный им диктант.
  4. Открывают карточки и по карточкам проверяют вторично (но уже вместе) сначала один диктант, а потом – другой.
  5. Допустивший ошибки, делает устно работу над ошибками под контролем диктовавшего.
  6. В тетрадях друг друга ставят подписи: «Проверял …»
    Совместная работа в паре заканчивается. Обмениваются карточками и переходят в новую пару.
  7. Во второй паре работают так, как в первой (по пунктам 1–6).

В Д Карточка 1

ехать в автобусе, купался в море, ходил за хлебом, растёт на болоте


В Д Карточка 2

отправился с хозяином, лежала на месте, ушли утром, гулял в парке

2. Подведение итогов работы в «Листе самооценки»

3. Учитель. Вернитесь к «Оценочной линейке». Оцените ещё раз свою готовность к выполнению самостоятельной работы. Если у вас возникают затруднения, то вы можете воспользоваться «помощником» – памяткой.

Памятка

(порядок орфографических действий при написании безударных падежных окончаний имён существительных)

  1. Нахожу имя существительное с безударным падежным окончанием.
  2. Определяю склонение.
  3. Подставляю имя существительное с ударным окончанием того же склонения.
  4. Под ударением слышу … .
  5. Пишу ту же гласную в безударном окончании.

4. Самостоятельная работа (с.64, упр. 3) с последующей самопроверкой (Слайд 8)

IV. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ И РЕФЛЕКСИЯ

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения? (Слайд 9)

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

С.65, упр. 5 (Слайд 10)

По выбору – тест «Имя существительное» в СДО РУСАЛ

Приложение.