Урок математики по теме "Умножение трехзначного числа на однозначное"

Разделы: Математика, Начальная школа


Цели урока:

  • Ознакомление с алгоритмом письменного приема умножения трехзначных чисел на однозначное число. Закрепление умения решать задачи, уравнения, выражения на порядок действий.
  • Развитие внимания, памяти, математической речи, взаимосвязи логического и алгоритмического мышления.
  • Воспитание аккуратности, коммуникабельности, взаимопомощи, самостоятельности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, Презентация Power Point, карточки для групповой и индивидуальной работы, аудиозапись Tango in Space.

Педагогические технологии:

  • технология игрового обучения, информационно-коммуникационная,
  • технологии развивающего обучения, элементы проблемного обучения.

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивирование к учебной деятельности.

Сегодня перед уроками к нам в класс пришло необычное послание (учитель показывает фотографию инопланетянина Янта, с которым дети знакомы из курса "Информатика в играх и задачах").

- Почему кожа Янта зелёного цвета?

Ответ: Он недавно прилетел на Землю с другой планеты и поэтому многого не умеет и не понимает. Когда Янт себя плохо чувствует, его кожа становится зеленой, а уши-локаторы опускаются вниз.

- Давайте на воображаемом космическом корабле отправимся на планету к Янту и вместе поможем разобраться нашему другу с его проблемой. Вы готовы? Покажите свою готовность. В пути для успешной работы нам пригодятся сноровка, наши светлые умы и взаимовыручка.

Откройте ваши бортовые журналы (рабочие тетради), запишите число и вид работы.

II. Устный счет.

Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

1). Давайте узнаем название нашего корабля.

Определите порядок действий, найдите значения выражений, запишите ответы в свои бортовые журналы.

35 + (42 : 7) = 41 56 : (4 · 2) * 3 = 21

14 + (100 - 50) = 64 (45 + 5) - 8 * 5 = 10

40 : (16 - 8) = 5 (67 - 17) : 10 * 9 = 45

После проверки ответы построить в порядке возрастания, получится название корабля "Дружба".

2). Проверим как работают все системы нашего космического корабля.

Возьмите ваши бортовые компьютеры.

Ученики достают учебные планшеты. На доске записаны примеры, учащиеся считают и на планшетах показывают ответ:

420 : 7 200 * 4

840 : 2 205 * 3

480 : 60 170 * 3

480 : 3 120 * 4

600 : 200 132 * 3

100 : 50 212 * 4

630 : 30 246 * 2

910 : 7 315 * 3

На последних примерах дети начинают испытывать затруднения.

III. Проблема урока. Постановка учебной задачи.

- Я вижу, что у некоторых ребят лица стали такие же грустные, как и я Янта. Какие примеры вызвали трудности? Почему возникли затруднения? Трудно умножать устно трехзначные числа?

Давайте подробно распишем решение одного из примеров, представив первый множитель в виде суммы разрядных слагаемых:

132 * 3 = (100 + 30 + 2) * 3 = 300 + 90 + 6 = 396

- Так легче умножать. Но это долго. А как проще? Что мы делаем, когда трудно складывать устно трехзначные числа? (выслушиваются ответы детей).

Совместно учащиеся приходят к выводу, что данный пример можно записать и посчитать столбиком.

- Над чем мы сегодня на уроке будем работать?

Дети формулируют тему урока: умножение трехзначного числа на однозначное столбиком.

- Какую цель мы поставим перед собой? Научиться записывать умножения трехзначного числа на однозначное число в столбик.

Давайте наметим шаги, предстоящей нашей работы:

Выяснить способ умножения трехзначного числа на однозначное.

Составить алгоритм умножения трехзначного числа на однозначное.

Учиться решать примеры, используя алгоритм.

IV. Открытие нового знания.

Найдем значение этого выражения, записав числа столбиком.

3x132

1. Запишем числа в столбик второй множитель под первым, единицы под единицами

Знак "х" - это знак действия умножения.

2. Умножаю единицы на число 3, результат записываю под единицами.

3. Умножаю десятки на число 3, результат записываю под десятками.

4. Умножаю сотни на число 3, результат записываю под сотнями.

5. Читаю ответ: 396

- На помощь нашему Янту спешит другой наш общий друг - робот Боб (учитель показывает фотографию робота Боба, с которым дети знакомы из курса "Информатика в играх и задачах"). Боб предлагает составить алгоритм, который поможет при вычислениях.

Один ученик выходит к доске и из заготовленных карточек выкладывает на доске последовательность шагов алгоритма.

Пишу :
Умножаю единицы:
Умножаю десятки:
Умножаю сотни:
Читаю ответ:

V. Первичное закрепление.

Решение примеров столбиком с объяснением у доски, используя алгоритм.

223 * 3

212 * 4

246 * 2

315 * 3

VI. Самостоятельная работа по алгоритму с взаимопроверкой.

Презентация - слайд 1.

143 * 2

213 * 3

124 * 3

216 * 3

После решения проводится проверка и взаимопроверка.

Каждый учащийся должен для себя сделать вывод о том, что он уже имеет.

Физкультминутка.

Проводится под музыку Tango in Space.

Дети выполняют движения танцующего Янта.

VII. Включение нового знания в систему знаний.

- Вы верно вправились с заданием, Янт тоже научился решать примеры вместе с вами, теперь он хочет рассказать немного о себе.

1). Больше всего Янт любит разводить на своей планете цветы. Об этом он предлагает вам задачу.

Презентация - слайд 2.

Вдоль всей своей планеты Янт посадил 3 ряда жёлтых лютиков по 112 штук в каждом ряду и 4 ряда красных лютиков по 75 штук в ряду. Сколько лютиков всего посадил Янт?

Анализ и решение задачи по действиям, с использованием изученного приема.

2). Решение геометрических задач.

Презентация - слайд 3.

Возле дома свои любимые лютики Янт посадил на две клумбы. Янт просит узнать периметр своих клумб, чтобы знать сколько метров ему придется обходить свои владения.

Анализ и решение задачи по действиям, с использованием изученного приема.

VIII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (Подведение итогов).

Презентация - слайд 4.

Как видите Янт, прощаясь, благодарит вас за помощь.

А сейчас проанализируйте свою работу на уроке.

Было ли сложно? Почему?

Какое задание понравилось?

Какие были трудности?

Как вы себя оцениваете? Поднимите звёздочку определенного цвета:

  • если вы хорошо поняли прием умножения трехзначного числа на однозначное число и можете объяснить своим друзьям - поднимите красную карточку;
  • если вы поняли прием умножения трехзначного числа на однозначное число, но считаете, что вам надо еще потренироваться, - поднимите желтую карточку;
  • если вы совсем не поняли прием умножения трехзначного числа на однозначное число и еще болеете, так же как болел Янт, - поднимите зеленую карточку.

Спасибо за урок. Впереди нас ждут другие приемы умножения трехзначных чисел.

Приложение.