Мастер-класс "Современный урок физики и пути его совершенствования в условиях реализации ФГОС"

Разделы: Физика


На сегодняшний день в образовании произошли глобальные изменения: введены новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС), принят Федеральный закон об образовании в Российской Федерации, 5 июля 2013 года был принят закон "Об образовании" Кемеровской области. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения. [1] Теперь учитель на каждом этапе должен критически относиться к подбору форм, методов работы, содержания, способов организации деятельности учащихся. Урок должен быть направлен на получение новых результатов: личностных, метапредметных и предметных. Современный урок выступает как основная форма реализации требований ФГОС.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Современный урок - это:

  • урок с использованием техники (компьютер, диапроектор, интерактивная доска и т.д.);
  • урок, на котором осуществляется индивидуальный подход каждому ученику;
  • урок, содержащий разные виды деятельности;
  • урок, на котором ученику должно быть комфортно;
  • урок, на котором деятельность должна стимулировать развитие познавательной активности ученика;
  • современный урок развивает у детей креативное мышление;
  • современный урок воспитывает думающего ученика-интеллектуала;
  • урок предполагает сотрудничество, взаимопонимание, атмосферу радости и увлеченности.

В данной работе представлена разработка мастер-класса, показывающая, как меняется деятельность учителя и обучающегося в рамках стандарта второго поколения. Мастер-класс разработан по учебнику "Физика 8" автора Кривченко И. В.

В МБОУ "СОШ № 2" г. Ленинска-Кузнецкого второй год проходит апробация учебника физики, автора Кривченко Игоря Викторовича. УМК в целом, и учебники в частности, соответствуют всем общедидактическим принципам организации обучения: научности, системности, последовательности и соответствия возрастным особенностям учащихся. Наряду с этим реализованы и следующие принципы:

Соответствие объема и глубины изложения учебного материала реальному количеству учебного времени (62-64 час/год).

Соответствие требованиям подготовки к ГИА. Наличие компонентов, адресованных школам с различным уровнем оснащенности кабинетов физики.

Максимизация меж- и внутрипредметных связей при одновременном усилении роли физических теорий как дидактических единиц на основе электронных образовательных ресурсов. Деятельностный подход с использованием натурных и цифровых практикумов, творческих заданий. Высокая степень структурированности и иллюстрированности.

На сегодняшний день, это единственный учебник, который имеет постоянно - действующий сайт http://fizika.ru, который представляет собой информационно-образовательную среду как неотъемлемую часть УМК "Физика" (7-9 классы) автора Кривченко Игоря Викторовича (приложение 1, приложение 2). Среда сайта поможет пользователям изучать или преподавать физику, используя интернет-поддержку. Это и размещенные на сайте материалы, и контакт с автором, и дистанционное общение с коллегами в форуме для учителей, где можно обсудить различные общие вопросы методики и частные вопросы обучения физике. Сайт представляет собой информационно-образовательную среду по физике для разных категорий пользователей: учителей физики, учащихся и их родителей.

На сайте представлены не только учебные материалы - учебники физики для 7, 8 и 9 классов, сборники вопросов и задач, описания лабораторных работ, но и средства проверки и контроля знаний, электронный дневник ученика и электронный журнал учителя.

Учителя здесь найдут обзоры учебной литературы, тематические и поурочные планы, методические разработки. Ученикам предложены упражнения и контрольные задания в занимательной форме в полном соответствии с материалом учебника и практикума из состава УМК.

Для того чтобы перейти нужный раздел, необходимо щелкнуть по ссылке с его названием. Без регистрации доступна только демонстрационная версия сайта.

Учащимся и родителям

Основные разделы сайта?для учащихся и родителей: "Учебники", "Медиалекции", "Проверялкин", "Тесты", "Задачи", "Решалкин", "Факультатив", "Мой дневник".

Раздел "Учебники" содержит учебники физики для 7-9 классов.

Главная цель раздела "Медиалекция" - дополнить учебник новым визуальным и аудиальным восприятием, дать в прямом и переносном смысле новый взгляд на изучаемый материал.

В разделах "Проверялкин"и "Тесты" www.fizika.ruразмещены тренировочные и контрольные варианты тестов и письменных работ.

В разделе "Факультатив" собран дополнительный и необязательный материал, поэтому он находится не в учебнике, а на сайте.

В раздел "Задачи" находятся тематические подборки задач по различным темам курса физики.

В разделе "Решалкин" страница разбита на два поля - левое и правое. На левой стороне страницы расположен параграф, где есть подходящие продолжения на задания вопросы и неоконченные фразы, расположенные ниже. Для работы необходимо выделить отрывок текста (из поля слева) мышкой и перетащить в пустые ячейки для ответов (в поле справа). В отрывке, который перенесен в ячейку для ответов, менять уже ничего нельзя.

Для учителей физики

Основные разделы сайта для учителей физики: "Доска почета", "Иллюстрации", "Лабораторные", "Творчество", "Методичка", "Контакты", "Форум", "Мой журнал".

"Доска почёта" - в разделе опубликованы претенденты в номинации "Лучший размещённый материал".

"Иллюстрации" - в разделе собраны все картинки из учебника по физике 7-9 классов и медиалекций. В разделе "Лабораторные" размещены лабораторные работы и опыты по темам учебников.

В разделе "Методичка" дано описание состава учебно-методического комплекта Физика 7-9, представлены рекомендации по работе с конспектом теоретического материала и с заданиями тестов, описаны приемы работы с разделами "Проверялкин" и "Решалкин" на сайте.

В разделе "Творчество" размещено приглашение принять участие в наполнении рубрик сайта. Представлена информация об авторе сайта и о членах команды.

В разделе "Контакты" дана контактная информация, в разделе "Форум" можно задать вопросы, обменятся опытом с коллегами и так далее.

Отдельный интерес представляет раздел "Мой журнал". Это учительский журнал в клубе "Физика.ru". Зарегистрировавшись, учитель может войти на сайт, чтобы увидеть результаты работы своих учеников, которые, возможно, учатся в одном классе или живут в разных уголках страны. Находясь дома, они успешно выполняют тесты, задания "Проверялкина" и "Решалкина". Все они имеют такую возможность благодаря своему учителю физики.

Физика.ru - это интернет-сообщество учителей физики и всех заинтересованных интернет-пользователей, имеющих отношение к преподаванию физики: методистов, преподавателей вузов, авторов учебников.

Конспект мастер-класса

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.

Методики, технологии, подходы: информационные технологии, личностно-ориентированное обучение, исследовательское обучение.

Форма работы: групповая, парная, индивидуальная.

Целевая аудитория: методист, учителя-предметники.

Класс: 8 класс

Тема и цель урока не были предъявлены в готовом виде, а сформулированы с участием ребят, так как это позволяет, с одной стороны, убедиться, что ребята понимают, о чем пойдет речь, с другой - мотивируют их на активное участие в общей познавательной деятельности.

Используемое оборудование:компьютеры, интерактивная доска, видеопроектор, рабочие тетради ученика, мензурка (5 шт.), горох, пшено, тонкая длинная стеклянная трубка, фломастер, флакон со спиртом, водой, марганцовка, набор цилиндров со стругом, ластик, пружина.

Используемые учебники и интернет - поддержка учебника: учебник Кривченко И. В. "Физика 8", сайт www.fizika.ru.

Ход работы

Вступительное слово: Уважаемые коллеги, приглашая вас к участию в мастер-классе "Систематизирующая роль МКТ". Я хочу представить вариант современного урока, в котором гармонично сочетаются различные формы работы, суть которой сводится к одному - эффективному получению знаний учащимися. В ходе проведения мастер-класса не предполагается полный показ всех этапов урока. Будут представлены только фрагменты, показывающие особенность работы по данному учебнику автора Кривченко И. В.

I этап урока. В начале урока детям предлагается разбиться на три группы (предлагают звездочки разного цвета). Каждой группе дается карточка с заданием.

Карточка № 1. Возьмите на демонстрационном столе комплект оборудования: флакон со спиртом, водой, стеклянную длинную палочку, фломастер, мензурку, горох и пшено. Продумайте и проделайте эксперименты с соответствующим оборудованием. Сформулируйте вывод, что доказывают проделанные вами опыты.

Карточка № 2. Возьмите на демонстрационном столе комплект оборудования: ластик, пружина, цилиндры со стругом. Продумайте и проделайте эксперименты с соответствующим оборудованием. Сформулируйте вывод, что доказывают проделанные вами опыты.

Карточка № 3. Возьмите на демонстрационном столе комплект оборудования: мензурки (4 шт), марганцовка, сосуд с водой. Продумайте и проделайте эксперименты с соответствующим оборудованием. Сформулируйте вывод, что доказывают проделанные вами опыты.

Учитель: сейчас мы выслушаем представителей от каждой группы. Вы сейчас проделали разные эксперименты, а как вы думаете, есть ли что-то общее между этими явлениями. Да, действительно, эти эксперименты являются экспериментальными доказательствами основных положений молекулярно-кинетической теории. Я предлагаю каждой группе назвать то положение МКТ, которое доказывает их эксперимент (называем, учитель корректирует ответы). Спасибо, молодцы!

II этап урока: работа на сайте www.fizika.ru. Открываем медиалекцию к параграфу 7 - д. Прослушиваем ее.

III этап урока: выполняем на сайте следующий вид работ. Первая группа "Рассуждалку" 07-3, вторая "Тестилку" 07-1, третья группа "Вычислялку" 07-1. На работу дается 10 минут (это была домашняя работа).

IV этап урока: Подведение итогов. Ребята, в начале урока у нас не была озвучена ни тема, ни цель. Попробуйте сейчас сформулировать тему нашего занятия и сформулировать цель. Учитель выступает в роли помощника.

V этап урока: Рефлексия. А теперь посмотрите друг на друга и на учителя. Покажите мимикой, какое чувство у вас сейчас после урока. Спасибо вам за работу, молодцы. Удачи всем и творческого потенциала!

Список литературы

  1. Фундаментальное ядро содержания общего образования / под. Ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. - М.: Просвещение, 2009. - 59 с. - (Стандарты второго поколения).
  2. Интернет- ресурсы: www.standart.edu.ru, www.fizika.ru

3.08.2014