Урок химии по теме "Гомологические ряды алканов, алкенов, алкинов"

Разделы: Химия


Урок химии - первый курс (программа 10 класса)

(Урок рассчитан на 45 минут)

Тип урока: изучение нового материала.

Цель урока: изучение основных групп ациклических углеводородов через понимание генетической связи между углеводородами.

Задачи:

1. Образовательные:

- Знать основные классы ациклических углеводородов.

- Понимать генетическую связь между углеводородами.

- Уметь составлять молекулярные формулы углеводородов.

- Уметь давать названия углеводородам.

- Знать понятие “гомологи”.

- Решать задачи на нахождение молекулярных формул.

2. Развивающие:

- Развивать логическое мышление и самостоятельность при решении задач.

- Закрепить умение составлять структурные формулы молекул.

- Расширить кругозор обучающихся.

3. Воспитательные:

- Вызвать интерес к изучению предмета “Химия”.

- Пробудить интерес к самостоятельному решению заданий.

- Формировать и укреплять коммуникационные компетенции.

Оборудование: ПК, мультимедийный проектор; презентация к уроку “Гомологические ряды алканов, алкенов, алкинов”, карточки с заданиями.

Задачи этапа Деятельность преподавателя Деятельность обучающихся
1. Организационный этап (1 мин.)
Настроить обучающихся на урок, создать условия для работы на уроке Приветствие обучающихся, проверка подготовки к уроку Приветствие преподавателя
2. Этап проверки домашнего задания (7 мин.)
Проверить уровень усвоения материала предыдущего урока Самостоятельная работа обучающихся: проверка знания определений основных положений теории строения органических соединений А.М.Бутлерова (перекрестный опрос);

Слайд 1 и 2 (Приложение 1) Выполнение задания на нахождение формул изомеров из числа, предложенных в карточках-заданиях. (Приложение 2)

1.Обучающиеся дают определения основных положений теории строения органических соединений А.М.Бутлерова, отвечая на вопросы преподавателя.

2. Обучающиеся выполняют задание на нахождение формул изомеров углеводородов, взаимная проверка работ (сверка со слайдом 3)   (Приложение 1).

3. Этап актуализации знаний (3мин.)
Настроить обучающихся на восприятие нового материала Слайд 4(Приложение1) На его примере рассмотрим классификацию ациклических углеводородов. По этой схеме мы находим формулы, определяющие количественный состав трех основных базовых рядов: СпН2n+2 -– алканы, СпН2n-–алкены, СпН2n-2 -– алкины.

Диеновые углеводороды в ходе данного урока не рассматриваются.

Предлагается обучающихся самостоятельно подставить вместо пчисло 1 в формулы трех гомологических рядов и подсчитать.

Прошу составить структурные формулы для составов: СН4, CH2и С, с учетом валентности углерода, опираясь на знания теории строения органических соединений, сделать самостоятельные выводы.

Обучающиеся самостоятельно подставляют вместо пчисло 1 в формулы трех гомологических рядов и подсчитывают.

Они получают СН4, CH2и С. Составляют структурные формулы.

Делают вывод, что в гомологических рядах алкенов и алкинов нет одноуглеродных представителей, их существование невозможно.

Исходя из слайда 1 формулируют задачи урока.

4. Этап усвоения новых знаний
Узнать о понятии “гомолог” на примере углеводородов предельного ряда. Научиться самостоятельно, составлять молекулярные формулы углеводородов ряда алканов, применяя гомологическую разность и общую формулу для данного гомологического ряда. Научиться трансформировать полученные знания при изучении гомологических рядов алкенов и алкинов. Слайд 5 (Приложение 1)

На слайде представлена схема образования углеводородов предельного ряда, путем добавления гомологической разности. Обучающимся предлагается дать определение понятий: гомологи, гомологический ряд с использованием понятия “гомологическая разность СН2– метилен).

Предлагается обучающимся самостоятельно, после просмотра слайда, составить таблицу основных представителей гомологического ряда алканов,

применяя и основную формулу, характерную для данного гомологического ряда, и его гомологическую разность, и дать им названия, опираясь на справочник по органической химии.

1. Находят гомологическую разность СН2   – метилен (слайд 5) (Приложение 1). формулируют определение понятий “гомолог”, “гомологический ряд”.

2.Самостоятельно составляют таблицу основных представителей гомологического ряда алканов, применяя и основную формулу, характерную для данного гомологического ряда, и его гомологическую разность

  Слайд 6 (Приложение 1)

Для проверки, выполненных обучающимися работ по составлению формул и их названий используем слайд 6, обращаем внимание на физические свойства гомологов алканов, определяем зависимость физических свойств веществ от их агрегатного состояния и зависимость агрегатного состояния вещества от его массы.

3.Сверяют составленные ими формулы и названия в соответствии с таблицей слайда 6 (Приложение 1). устанавливают зависимость физических характеристик (кипение, плавление) от масс углеводородов.
  Слайд 7(Приложение 1)

Демонстрирую обучающимся слайд 7, не комментируя его. Прошу обучающихся самостоятельно сделать несколько выводов по презентации, представленной на

слайде 7 (Приложение 1)

4. После просмотра презентации слайда 7

(Приложение 1) делают выводы:

о взаимосвязи и взаимопревращении углеводородов разных гомологических рядов: алкены содержат на два атома водорода меньше, чем алканы;

о сохранении гомологической разности для представителей одного гомологического ряда;

о преемственности в номенклатуре углеводородов разных гомологических рядов, изменение суффикса в названиях алкенов (-ен);

об образовании двойной связи из-за уменьшения числа атомов водорода.

  Предлагается самостоятельно составить формулы и дать названия представителям гомологического ряда алкенов. Предлагается использовать общую формулу данного гомологического ряда, гомологическую разность и путем изменения числа атомов водорода в формулах алканов. 5.Обучающиеся самостоятельно составляют формулы и дают названия углеводородам ряда алкенов.
  Слайд 8 (Приложение 1) Для проверки, выполненных обучающимися работ по составлению формул алкенов и их названий используем слайд 8

( Приложение1).

6.Сверяют составленные ими формулы и

названия в соответствии с таблицей слайда 8 (Приложение 1),

  Слайд 9 (Приложение 1) Перед демонстрацией слайда 9 (Приложение 1) обучающимся предлагается самостоятельно в ходе просмотра определить для себя задачи и самостоятельно оформить отчет в соответствии с представленной на слайде 9 ((Приложение 1) информацией. 7. После просмотра презентации слайда 9 делают выводы:

о взаимосвязи и взаимопревращении углеводородов разных гомологических рядов: алкины содержат на два атома водорода меньше, чем алкены и на четыре атома водорода меньше, чем алканы;

о сохранении гомологической разности для представителей гомологического ряда алкинов;

о преемственности в номенклатуре углеводородов разных гомологических рядов, изменение суффикса в названиях алкинов (-ин);

об образовании тройной связи из-за уменьшения числа атомов водорода.

8.Обучающиеся самостоятельно составляют формулы алкинов и дают им названия.

  Слайд 10 (Приложение 1) Для проверки, выполненных обучающимися работ по составлению формул алкинов и их названий используем слайд 10

(Приложение 1)

9.Сверяют составленные ими формулы и названия в соответствии с таблицей слайда 10 (Приложение 1)

Устно представляют отчет, сделанный в соответствии со слайдом 9 (Приложение 1)

  Преподаватель акцентирует внимание обучающихся на понятии генетической связи между классами органических соединений, которое будет использоваться на протяжении всего курса органической химии.  
5. Этап закрепления
Определить уровень усвоения новых знаний и выявить проблемы для дальнейшей корректировки. Для закрепления понятия “гомологи” преподаватель использует задания на определение молекулярных формул углеводородов. (Приложение 3) Задания разбираются на доске. Обучающимся предлагается самостоятельно выполнить несколько заданий. Обучающиеся определяют молекулярные формулы углеводородов трех гомологических рядов, сверяясь с доской. Могут выполнять задания с опережением.
6.Рефлексия.
Развивать умения самоанализа. Подводим итоги работы, ставим новые цели, выявляем удовлетворенность работой. - Помогла ли вам такая форма работы понять и запомнить понятия: гомологи, гомологическая разность, генетическая связь?

- Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться?

“Что нового я узнал на уроке?”, “Каким образом я получил новые знания?”, “Каким образом я смогу полученное на уроке использовать при изучении следующего учебного материала?”

7. Комментирование выставленных оценок за урок
  За урок были выставлены оценки:

- по вопросам повторения;

- за выполнение заданий по составлению молекулярных формул и определению названий углеводородов различных гомологических рядов;

- за проведение анализа сопоставления состава и названий углеводородов различных гомологических рядов;

-за выполнение заданий в соответствии с приложением 3

 

Литература.

Химия. Органическая химия. 10 класс: учеб.для общеобразоват. учреждений с прил. на электрон. носителе: базовый уровень/Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман. – 13-е изд.-М.: Просвещение,2009

Общая химия. для образовательных учреждений СПО / И.Г. Хомченко – издательство:Новая волна,2011 

Интернет-ресурсы.