Разработка общешкольного мероприятия, посвященного празднику народного календаря "Наум-грамотник"

Разделы: Внеклассная работа


В свете новых государственных образовательных проектов, программ современная школа видится многом как научно-информационный, технически оснащённый центр, в котором формируют грамотную, обладающую радом необходимых компетенций, успешно социализирующуюся личность выпускника. Мы же видим такую личность через призму исторического наследия, доставшегося нам от наших предков и, к счастью, ещё кое-где сохранившегося в наших деревнях. Интерес к этнокультурному наследию не только сохраняется в нашем образовательном учреждении, но и развивается, благодаря системному подходу в этом направлении.

МАОУ Приданниковская СОШ представляет опыт многолетней работы по воспитанию на народных традициях, который может быть полезен и использован в деятельности других образовательных учреждений.

Нами была разработана и в течение последних лет действовала Программа развития, направленная на формирование социализированной личности школьника посредством этнокультурных традиций. Главная проблема в реализации Программы заключалась в том, как наполнить учебный процесс этнокультурным содержанием. В этом нам прежде всего помогла региональная программа Урал. Человек. Истоки., которая, начиная с начального звена и заканчивая 7 классом, преподаётся у нас в школе. Кроме того, использование в учебном процессе интегрированных уроков, организация классных часов и творческих гостиных с фольклорными коллективами и народными умельцами, существующая много лет система дополнительного образования, – всё это свело всю нашу работу в единое целое и позволило реализовать задуманное.

Смысловым стержнем всего учебно-воспитательного процесса у нас является народный земледельческий календарь, его традиции, обряды, праздники. Проведение их стало традицией нашей школы.

Наиболее удачный включения народных праздников в учебный процесс – это празднование 14 декабря Дня Наума–грамотника, покровителя учения. В этот день мы включаем во все уроки элементы этноса. С наиболее интересными разработками вы сможете ознакомиться в данном сборнике.

Проведению этого дня предшествовала тщательная подготовка. День прошёл в форме интеллектуального марафона. Основной целью его было привлечь учащихся к образовательному процессу средствами народных традиций и праздников, а для педагогов – введение в учебный процесс инноваций, мотивация оценивания на уроке большего числа учащихся, индивидуализация учебного процесса.

День начался построением на линейке. После показа театрализации “Наум, наведи меня на ум” всем классам были выданы маршрутные листы и объявлены критерии проведения уроков. Родители могли присутствовать на любом уроке по выбору.

Начался обычный учебный день по школьному расписанию. Необычность была в том, что каждый урок в каждом классе был основан на фольклоре русского народа. Кроме того, ученики “зарабатывали” “медали” и “ордена” - своеобразные эквиваленты отметок. В маршрутных листах учителя отмечали наиболее активных учеников.

После уроков учащихся пригласили в актовый зал. Здесь был разыгран турнир знатоков. Две сборные команды были составлены из самых активных учеников марафона с 1-го по 11 – й класс.

Ученики, набравшие по 5 “орденов”, получили бонус на дополнительную в этот день пятёрку по одному из предметов. Такой психологический приём направлен на популяризацию знаний и интерес к учёбе.

Подведение итогов - важный этап мероприятия. В день марафона результаты 1 этапа был помещены на школьном стенде. Участники могли получить информацию об уровне своих ключевых компетенций.

На линейке были объявлены результаты, вручены грамоты победителям среди учеников и среди классов, каждому ученику вручены сертификаты участников для портфолио.

По итогам Интеллектуального марафона, посвящённого Науму-грамотнику для учителей был организован “круглый стол” по обсуждению мероприятия, высказаны мнения, замечания, рекомендации. Все методические разработки уроков были собраны в базу данных методического кабинета школы.

Таким образом, внедрение фольклора произошло не только во внеклассной деятельности, была продемонстрирована прямая связь с прошлым по всем предметам. Школьники убедились, что знания, заложенные много веков назад, востребованы, на них базируется и современный учебный процесс.

Стоит отметить наиболее яркие и оригинальные разработки уроков у Каратаевой Раисой Леонидовной в 4 классе по математике, русскому языку, литературному чтению и природоведению. Учитель продемонстрировал связь с другими праздниками народного календаря, проводимыми в школе, благодаря чему, у детей формируется целостное представление об учебно-воспитательном процессе.

Учитель математики Бадина Валентина Николаевна использовала возможности школьного компьютерного класса. На уроках математики в 5, 6, 7, 9, 10 классах ученики познакомились с изображением Святого Наума в интернете, узнали его историю. Элементами уроков было использование компьютерных презентаций, выполненных учениками. Все уроки были посвящены старинным русским мерам, но в каждом классе тема была представлена в соответствии с уровнем учебной программы, уроки были интегрированы с литературой, историей, информатикой.

Анализ результатов марафона показал, что учащиеся готовы к любым нововведениям в учебном процессе, активно принимают участие в нетрадиционных формах обучения.

Историческая справка про пророка Наума

Материал к уроку

Святой пророк Наум жил за 700 лет до Рождества Христова. Книга пророка Наума, вошедшая в Ветхий Завет, содержит предсказание гибели ассирийского города Ниневии за беззакония и пророчества о распространении веры Христовой апостолами. Умер он на 45-м году жизни и погребён в своей родной земле Галилее.

На Руси пророка Наума считали покровителем учащихся и называли Грамотником. В прописях и азбуковниках XVII века можно найти молитву: “Святый пророче Божий Науме, вразуми мя и накажи своею милостию добре руководствию навыкати”, что значит “хорошо постигать наставления”. В народе к этому святому обращались за помощью и тогда, когда требовался разум в житейских делах: “Пророк Наум, наставь нас на ум”, “Батюшка Наум, наведи на ум”…

В старину учебный год в школах начинался не в один день, как сейчас, да и сами школы сильно отличались друг от друга. Кто начинал учение в августе, кто в сентябре, кто 14 ноября, в день святых бессребреников Космы и Дамиана, кто 14 декабря, в день Наума Грамотника… Для сельских ребят, помогавших родителям убирать урожай, пора учёбы наступала лишь с окончанием страды.

Для семьи это был особый праздник, к нему готовились заранее, договариваясь с учителем – приходским дьячком. Принарядившись, все шли в храм, где после Литургии служили молебен, испрашивая благословение на учение отрока. Дома у ученика учителя встречали с почётом, сажали на лучшее место, угощали и одаривали. Отец передавал сына учителю с просьбой не жалеть его, а научить уму-разуму. Затем ученика трижды легонько ударяли по спине плёткой, чтобы не озорничал, а учился прилежно.

На следующий день спозаранку отрок отправлялся постигать церковнославянскую грамоту.

Положение

о проведении интеллектуального марафона
для учащихся 1-11 классов
“Наум-грамотник”

1. Общие положения Интеллектуального марафона

Учредитель Марафона – методический совет школы.

Марафон проводится для учащихся МОУ Приданниковская средняя общеобразовательная школа.

Принимают участие ученики с 1-го по 11-й классы, учителя – предметники, классные руководители, члены клуба “Берегиня”.

Настоящее Положение определяет условия организации и проведения Интеллектуального марафона и направлено на интеграцию учебного процесса и дополнительного образования учащихся в рамках реализации вариативной части учебного плана.

Настоящее Положение гарантирует административную поддержку школьникам, проявляющим способности в различных видах интеллектуальной деятельности во время прохождения марафона и поощрение таких учащихся отметкой “пять” во второй четверти по любому выбранному им предмету, стоящему в расписании класса в этот день.

2. Цели и задачи Интеллектуального марафона

2.1. по отношению к участникам:

  • стимулирование познавательной активности учащихся 1 - 11 классов через народные традиции;
  • подготовка учащихся к участию в различных Олимпиадах и конкурсах;
  • создание “ситуаций успеха”, повышение у учащихся мотивации и интереса к обучению;
  • формирование у учащихся коммуникативных и речевых компетенций;
  • создание благоприятных условий для проявления детской инициативы, последовательной реализации детьми и подростками их интеллектуальных способностей и интересов;
  • формирование стремлений к освоению универсальных способов деятельности.
  • осуществление связи урочной деятельности с фольклорным наследием.

2.2. по отношению к педагогам:

  • освоение инновационных методов работы;
  • освоение приемов и методов, направленных на развитие учащихся с учётом рекомендаций, предложенных системой мониторинга;
  • создание условий, направленных на развитие индивидуализации учащихся;
  • создание условий для повышения педагогической активности в инновационной деятельности.

2.3. по отношению к администрации:

  • выявление уровня сформированности ключевых компетенций учащихся на промежуточном этапе;
  • создание условий для внедрения педагогических инноваций в учебный процесс;
  • создание методической копилки педагогических инноваций учителей школы.

3. Порядок проведения Интеллектуального марафона

3.1. Интеллектуальный марафон проводится в два этапа:

  • I этап - активное участие учащихся в учебном процессе.

Участники интеллектуального марафона единолично выполняют задания, подготовленные учителями, зарабатывая баллы как для себя (личный зачёт), так и для класса в целом (классный зачёт) во время учебного процесса и демонстрируя знания, основанные на фольклоре русского народа. Учитель оценивает интеллектуальную деятельность каждого класса в баллах, а также “выявляет” среди учащихся “умников” и “умниц”. Данные заносятся в маршрутный лист.

Маршрутный лист:

Ф.И. Отметка
за урок
Уровень
сформированности
коммуни-
кативного навыка
Уровень активности
учащегося на уроке
выс. средн. низк. выс. средн. низк.

Количество медалистов __________________

Количество орденоносцев ________________

Общая отметка класса за урок _____________

Отметка “4” - медаль, отметка “5” - орден.

  • II – этап - участие в школьной сборной интеллектуальной команде.

Участники (2 ученика), набравшие в I этапе конкурса наибольшее количество баллов, делегируются классом для участия в заключительном этапе марафона и зарабатывают баллы для школьной сборной интеллектуальной команды.

4. Подведение итогов и награждение победителей Интеллектуального марафона

После обработки результатов I этапа конкурса выявляются победители: ученики, набравшие наибольшее количество “орденов” и “медалей”, и класс, имеющий наибольшее число “орденоносцев” и “медалистов”. Система мониторинга поможет узнать результаты и рейтинг участников и получить информацию об уровне сформированности ключевых компетентностей. Узнать о результатах I этапа можно будет на школьном стенде в день проведения Интеллектуального марафона.

Итоги II этапа Интеллектуального марафона будут подведены на следующий день и озвучены на школьной линейке.

По результатам обоих этапов марафона состоится награждение победителей на школьной линейке:

  • сертификаты участников Интеллектуального марафона;
  • грамоты победителей Интеллектуального марафона;
  • отметка “пять” по любому предмету на выбор для победителей Интеллектуального марафона;
  • размещение информации о победителях в школьном СМИ и на школьном сайте.

5. План проведения Интеллектуального марафона

1 день

  1. 8.15 – открытие Интеллектуального марафона (линейка в спортивном зале).
  2. 8.30 – 13.15 – I этап Интеллектуального марафона (6 уроков по 40 мин., перемены - 1–5 мин., все остальные – 10 мин.).
  3. 13.20 – II этап Интеллектуального марафона.

2 день

  1. Подведение итогов.
  2. Награждение победителей на общешкольной линейке.

6. Форма отчётности учителей

Оформление и сдача в методический кабинет конспекта урока, проведённого в рамках Интеллектуального марафона “Наум-грамотник”. (В электронном варианте)

Приложение 1

Приложение 2