Профилактика наркомании среди детей и подростков. Тренинг для педагогов и родителей

Разделы: Работа с родителями, Социальная педагогика


В последнее время проблема подростковой наркомании стала очень актуальной, наблюдается устойчивая тенденция производства все новых видов наркотических средств. Большую популярность среди подростков и молодежи приобретают так называемые “дизайнерские наркотики” (синтетические вещества, полученные путем незначительного изменения химической структуры уже известного наркотика). Наркотические вещества в наш век информационных технологий становятся доступны через сеть интернет, в особенности социальные сети.

Для того чтобы справиться с растущей волной наркомании необходимо проводить больше просветительской и профилактической работы не только среди подростков, но и работников системы образования и родителей. Значимость воспитательной деятельности образовательных учреждений в профилактике наркомании очевидна. Правильно организованная воспитательная работа в школе позволяет формировать и развивать духовно-нравственные ценности и в их структуре ценностные ориентации на здоровый образ жизни. Именно педагогам и родителям отводится ключевая роль в формировании у обучающихся знаний, установок и навыков, необходимых для сознательного отказа от наркотиков.

У учителей есть возможность первыми заметить изменения в поведении подростка, которые могут быть вызваны употреблением наркотика, но зачастую они думают, что это – трудности переходного возраста. Когда становится ясно, что это связано с приемом наркотиков, подросток уже перешел рубеж первой стадии болезни, получил наркотическую зависимость. Как известно, бороться с уже сформировавшейся наркотической зависимостью очень трудно. Тренинг “Профилактика наркомании среди детей и подростков” направлен в помощь педагогам и родителям в своевременном выявлении наркотической зависимости у детей и подростков, а также на предотвращение употребления подростками наркотических средств и пропаганду здорового образа жизни.

Цель тренинга: обозначение проблемы наркомании в современном обществе и предупреждение первого употребления наркотиков и других психоактивных веществ среди детей и подростков.

Задачи тренинга:

1) повышение уровня информированности педагогов и родителей по проблеме наркомании;

2) осознание мотивов, толкающих детей и подростков на употребление наркотиков;

3) помощь педагогам и родителям в формировании у подростков стойкого неприятия к наркотикам, выработке зрелой, обоснованной позиции в отношении употребления наркотиков;

4) установление психологически грамотной, развивающей системы взаимоотношений педагогов со школьниками, основанной на взаимопонимании и взаимном восприятии друг друга;

5) обучение навыкам разрешения проблем, оказания психологической и социальной поддержки в процессе взаимодействия со школьниками;

6) формирование здорового жизненного стиля, высокоэффективных стратегий поведения и личностных ресурсов, препятствующих злоупотреблению наркотическими и другими психоактивными веществами.

Этапы программы тренинга:

1) Организационный этап (продолжительность: 2 часа)

Цели данного этапа включают в себя сбор материалов по проблеме наркомании среди детей и подростков, первичную диагностику. Кроме того, на этом этапе необходимо подготовить помещение, где тренинг будет проводиться. Комната должна быть не маленькой, но и не огромной. Участникам должно быть комфортно. Необходимо заранее подготовить стулья для участников (лучше расставить их по кругу). В комнате должно быть окно, помещение должно проветриваться. В помещении должно быть не жарко, однако необходимо исключить и низкую температуру воздуха. Важно, чтобы в момент проведения тренинга в помещении не было посторонних.

2) Этап введения педагогов в тему наркотической зависимости, работа в группе (продолжительность: 1, 5 часа)

Цели данного этапа заключаются в умении осознавать свой опыт, связанный с наркотиками, а также в умении осознавать мотивы, толкающие детей и подростков на прием дурманящих средств.

3) Этап подведения итогов работы в группе (продолжительность: 30 минут)

На данном этапе необходимо провести рефлексию пройденного тренинга и полученного участниками в нем опыта. Рекомендуется также провести повторную диагностику участников с целью измерения динамики работы в группе.

4) Этап документации и подведение итогов работы (продолжительность: 2 часа)

После завершения работы группы тренер должен оценить эффективность тренинга, задокументировать результаты, подвести итог работы.

Место и сроки проведения

Место проведения тренинга: просторное помещение или зал. Занятие организовывается из группы 10-15 человек, продолжительность занятия 2 часа.

Список литературы

  1. Большаков В. Ю. Психотренинг: Социодинамика. Упражнения. Игры. СПб.: Социально-психологический центр, 1996. - 380 с. 
  2. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 1999. – 256 с.
  3. Жмуров, В.А. Наркомания и токсикомания у подростков и детей / В. А. Жмуров, Л. Г. Красовская. – Иркутск: ИГПИ, 1995. - 112 с.
  4. Наркомания в России: состояние, тенденции, пути преодоления: Пособие для педагогов и родителей / Под общ. ред. д-ра социологич. наук, проф. А.Н. Гаранского. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. – 352 с.
  5. Предупреждение подростковой и юношеской наркомании / Под ред. С.В. Березина, К.С. Лисецкого. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2003. – 256 с.
  6. Профилактика наркоманий и токсикоманий у подростков / В.Ю. Котляков, О.В. Смердов. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 1997. – 64 с.
  7. Психология. Словарь. Под ред. А. Петровского. - М., 1991.
  8. Психотренинг для учителей и старшеклассников. / Г.Н. Сартан. – Методические пособия, М., 1992.
  9. Психотренинг: игры и упражнения. /Н. В. Цзен, Ю. В, Пахомов. – М., Физкультура и спорт, 1980.
  10. Пузиков, В.Г. Технология ведения тренинга / В.Г. Пузиков. – СПб.: Речь, 2007. – 224 с.
  11. Сирота Н.А. Профилактика наркомании и алкоголизма / Н.А. Сирота, В.М. Ялтонский. М.: – Академия, 2009. – 176 с.
  12. http://azps.ru/training/indexrz.html
  13. http://drugsnamnedrug.ru/archives/5467
  14. http://trepsy.net/
  15. http://www.narkotiki.ru/expert_6983.html

Приложение