Рабочая программа элективного курса "В мире оптики"

Разделы: Физика


Актуальность программы

Программа элективного курса ориентирована на расширенное изучение вопросов раздела “Световые явления” по предмету “Физика и химия”, получение дополнительных сведений о световых явлениях.

Актуальность программы подтверждается требованиями к обучающимся основной школы по самостоятельному приобретению новых знаний, анализу и оценке новой информации на основе собственного опыта для развития интеллектуальных и творческих способностей, исследовательской и проектной деятельности.

Социальная значимость программы

Ценным является то, что содержание данной программы решает проблему социальной адаптации школьников посредством включения их в активную социально значимую исследовательскую и проектную деятельность, способствует накоплению опыта самостоятельного принятия решения, позволяет обрести школьникам уверенность в собственных личностных возможностях.

Достоинства программы, её оригинальность, педагогические возможности

Отличительными чертами данной программы является направленность на индивидуальное творческое развитие школьников, что реализуется через разнообразную практическую деятельность.

Содержание элективного кура основано на деятельностном подходе через использование методов:

  • репродуктивных, при которых ученик усваивает знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности;
  • продуктивных, когда ученик добывает субъективно новые знания в результате самостоятельной (или частично с помощью учителя) творческой деятельности;
  • проблемного изложения, предполагающего как усвоение готовой информации, так и элементов творческой деятельности;
  • словесных (рассказ, объяснение, беседа);
  • наглядных (демонстрационный эксперимент и иллюстративный метод – рисунки, чертежи, модели);
  • практических (решение качественных задач, проведение практических и экспериментальных работ).

Основной формой изложения материала на занятиях является активный диалог учителя с учащимися, предполагающий постановку проблемы с последующим обсуждением вариантов её решения.

Практические работы, при выполнении которых используются физические приборы и компьютерные модели; семинары, работа на проектом способствуют развитию умений самостоятельно приобретать знания, критически оценивать полученную информацию, излагать свою точку зрения по обсуждаемому вопросу, выслушивать другие мнения и обсуждать их.

Цель программы - развитие творческого мышления и исследовательской деятельности обучающихся в процессе самостоятельного приобретения новых знаний.

Задачи программы:

  • расширение знаний обучающихся по разделу “Световые явления”;
  • развитие самостоятельности и творчества;
  • повышение мотивации к изучению предмета;
  • подготовка обучающихся к защите проектов;
  • воспитание навыков сотрудничества в процессе совместной работы.

Связь программы элективного курса с программой “Физика и химия”

Программа элективного курса является продолжением программы “Физика и химия” при изучении раздела “Световые явления” в 6 классе. Материал курса не дублирует школьную программу и доступен для всех категорий обучающихся. В рамках курса предполагается расширение знаний школьников по данному разделу через изучение световых явлений, выполнения практических работ и решение задач, что не предоставляется возможным изучить на достаточном уровне на уроках физики и химии из-за ограниченности времени. Знакомство с возможными сферами применения полученных знаний служит повышению интереса школьников к предмету. В ходе занятий ученики научатся находить сведения по избранной теме в различных источниках информации, проводить исследования, анализировать полученные результаты, формулировать выводы.

Продолжительность обучения и состав учащихся

Программа элективного курса разработана для обучающихся 6 классов общеобразовательных школ, изучающих предмет “Физика и химия”. Элективный курс рассчитан на 16 часов, из которых 5 часов – лекции, 4,5 – практические занятия, 3,5 часа – семинарские занятия, 3 часа – подготовка и защита проекта.

Организация самостоятельной работы учащихся

На занятиях элективного курса осуществляется организация следующих видов самостоятельной работы учащихся:

  • работа с учебной и справочной литературой, информацией сети Интернет;
  • решение качественных задач;
  • выполнение практических работ, экспериментальных заданий (как с использованием физических приборов, так и с помощью компьютерных моделей);
  • рецензирование выступлений и ответов товарищей, дополнение их;
  • подготовка к семинару;
  • наблюдение опытов и построение умозаключений на основе их результатов, продумывание и конструирование схем и установок;
  • создание презентаций, буклетов;
  • постановка опытов и выполнение наблюдений в домашних условиях;
  • работа над проектом.

Организация самостоятельной работы в различных формах (индивидуальная, групповая) поможет активнее и глубже усвоить материал, подготовиться к творческому труду, самообразованию.

Перечень знаний и умений обучающихся

В результате изучения элективного курса “В мире оптики” обучающиеся должны:

знать/понимать:

  • смысл понятий: световой луч, пучок света;
  • смысл физических величин: фокусное расстояние линзы, оптическая сила линзы;
  • смысл физических законов: прямолинейного распространения света, отражения света, преломления света;

уметь:

  • описывать и объяснять физические явления: отражение, преломление и дисперсию света;
  • использовать физические приборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: угол падения, угол преломления, угол отражения, фокусное расстояние;
  • представлять результаты измерений с помощью таблиц, выявлять на этой основе эмпирические зависимости: угла отражения от угла падения света, угла преломления от угла падения света;
  • выражать результаты измерений и расчетов в единицах Международной системы;
  • приводить примеры практического использования физических знаний о световых явлениях;
  • осуществлять самостоятельный поиск информации с использованием различных источников (учебных текстов, справочных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета), ее обработку и представление в разных формах (словесно, с помощью графиков, математических символов, рисунков и структурных схем);

Содержание программы

Источники света. Отраженный свет. Источники люминесцентного света. Люминофоры. Свечение живых организмов. Электрические источники света.

Световые пучки. Закон прямолинейного распространения света.

Тень и полутень. Теневой театр.

Диффузное и зеркальное отражение.

Плоское, вогнутое и выпуклое зеркала. Древние зеркала. Ход световых лучей при отражении от зеркала. Изображение предметов в зеркалах. Практическое использование зеркал.

Прохождение света сквозь стеклянную пластинку с параллельными гранями, призму. Полное внутреннее отражение.

Линзы. Ход лучей в линзе. Фокусное расстояние и оптическая сила линзы. Построение изображений в линзах. Увеличение линзы.

Увеличительное стекло, микроскоп. Бинокль, телескоп. Эпидиаскоп. Фотоаппарат.

Белый свет — сложный свет. Опыты Ньютона. Распространения светового луча одной цветности в прозрачном веществе и в вакууме.

Глаз — живой оптический аппарат. Изображение предмета на сетчатке глаза. Зрение днем и ночью. Восприятие света растениями и животными.

Гелиограф. Зеркальные отражатели. Маяки. Судовые огни. Световая сигнализация на железнодорожном транспорте.

Зрение двумя глазами. Иллюзия восприятия размера. Иллюзия движения. Перевернутые картины. Двойственные изображения. Цвета и контрасты.

Распространение света в оптически неоднородной среде. Миражи. Объяснение образования радуги. Гало.

Выбор темы проекта. Выполнение проекта. Работа с различными источниками информации. Создание презентации для защиты проекта. Защита проектов.

Практические работы

Изучение устройства лампы накаливания

Наблюдение прямолинейного распространения света

Свет и тень

Изучение явления отражения света

Исследование изображения, даваемого вогнутым зеркалом

Изучение явления преломления света сквозь плоскопараллельную пластинку

Изучение изображений, даваемых линзой

Наблюдение изменения цвета предметов при рассматривании через цветные стекла

Зрительные иллюзии

Темы проектных работ

Камера-обскура

Калейдоскоп

Механический стробоскоп

Перископ

Модель прожектора

Модель гелиоустановки

Учебно-тематический план


п/п
Тема Всего
асов
В том числе
теор.
занятие
семинарское
занятие
практ.
занятие
1 Что рождает свет? 1 0,5   0,5
2 Луч света 1 0,5   0,5
3 Свет и тьма 1 0,5   0,5
4 Как свет отражается? 1 0,5   0,5
5 Страна “Зазеркалье” 1 0,5   0,5
6 Свет в прозрачной среде 1 0,5   0,5
7 “Хрустальное солнце” 1 0,5   0,5
8 В музее оптических приборов 1   1  
9 Почему трава зеленая? 1 0,5   0,5
10 Как мы видим 1 0,5 0,5  
11 Световая связь и сигнализация 1   1  
12 Зрительные иллюзии 1 0,5   0,5
13 В мире необычных явлений природы 1   1  
14 Работа над проектом 2     2
15
16 Защита проектов 1     1
Всего по программе: 16 5 3,5 7,5

Оценка результатов работы по программе элективного курса

1. Способы подведения итогов работы по программе:

  • Презентация;
  • Буклет;
  • Защита проекта;
  • Отчёт по практической работе.

2. Способы диагностики и контроля знаний и умений обучающихся:

  • Тематический контроль – тестовые задания;
  • Зачетный практикум – отчет обязательных практических работ.

3. Способы диагностики удовлетворенности обучающихся учебным процессом и его результатами, способы выявления влияния образовательного процесса на развитие учащихся:

  • Анкетирование школьников:

“Изучение мотивации обучающихся”,

“Изучение психологической атмосферы”,

“Мое отношение к элективному курсу”,

  • Метод самоанализа достижений (в конце занятия, в конце изучения курса);
  • Самохронометраж школьниками своей деятельности на занятии;
  • Метод наблюдения.

4. Основные критерии оценки работ учащихся:

1) критерии для оценки практических работ обучающихся:

  • наличие в отчёте схематического рисунка установки, с помощью которой была проведена работа; описание хода опыта, результатов измерений и наблюдений;
  • обработка данных (заполнение таблиц, построение графиков, запись данных опытов, конечного результата);
  • формулировка вывода;
  • степень самостоятельности при выполнении работы;
  • выполнение правил техники безопасности при проведении работы;

2) критерии для оценки проектов обучающихся:

  • соответствие содержания проекта теме;
  • оригинальность;
  • творческое представление проекта;
  • работа в группе.

Учебно-материальная база

  1. Лабораторное оборудование по оптике
  2. Учебная литература по программе элективного курса
  3. Справочные пособия по физике
  4. Сборники задач по физике
  5. Электронные пособия по физике
  6. Таблицы
  7. Мультимедийные презентации
  8. Ноутбук
  9. Мультимедиапроектор

Список литературы

Для учащихся

  1. Виргинский В.С., Хотеенков В.Ф. Очерки истории науки и техники. – М.: “Просвещение”, 1988.
  2. Енохович А.С. Справочник по физике и технике. - М.: “Просвещение”, 1989.
  3. Крейг А. Клифф Р. Наука. Энциклопедия. – М.: “Росмэн”, 1994.
  4. Лукашик В.И. Сборник задач по физике. – М.: “Просвещение”, 1994.
  5. Семке А.И. Физика и живая природа. – М.: “Чистые пруды”, 2008.
  6. Энциклопедический словарь юного физика - М.: “Просвещение”, 1984.

Для учителя

  1. Билимович Б.Ф. Световые явления вокруг нас. – М.: “Просвещение”, 1986.
  2. Бутырский Г.А., Сауров Ю.А. Экспериментальные задачи по физике - М.: “Просвещение”, 2000.
  3. Демкович В.П., Демкович Л.П. Сборник задач по физике. – М.: “Просвещение”, 1981.
  4. Золотов В.А. Вопросы и задачи по физике. - М.: “Просвещение”, 1985.
  5. Кац Ц.Б. Биофизика на уроках физики. - М.: “Просвещение”, 2000.
  6. Ланина, И. Я. Не уроком единым: развитие интереса к физике. – М.: Просвещение, 1991.
  7. Перельман Я.И. Занимательная физика: в 2 кн.-М.: Наука, 1986.
  8. Перельман Я.И. Знаете ли вы физику? - М.: “ВАП”, 1994.
  9. Рабиза Ф. В. Опыты без приборов. – М.: Детская литература, 1988.
  10. Суорц К.Э. Необыкновенная физика обыкновенных явлений. Том 2 - М.: “Наука”, 1986.
  11. Тарасов Л.В. Физика в природе. – М: “Просвещение”, 1988.
  12. Физика. 8-9 классы: сборник программ элективных курсов/ сост. Попова В.А.- Волгоград: Учитель, 2007.
  13. Шилов В.Ф. Домашние экспериментальные задания по физике. – М.: “Школьная пресса”, 2003.

Календарно-тематическое планирование. (Приложение 1)