Урок русского языка по теме "Обучение написанию послания в виде письма. Письмо ветерану Великой Отечественной войны". 2-й класс

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цели:

1. Возродить традиции эпистолярного жанра в виде письма.

2. Составить и записать письмо-послание, обращенное к ветерану Великой Отечественной войны.

Задачи:

1. Учить правильно оформлять письменную речь в виде послания.

2. Расширять кругозор, словарный запас учащихся.

3. Развивать умения решать орфографические задачи разными способами.

4. Воспитывать чувство гордости за великие подвиги русского народа, уважительное отношение к ветеранам.

Предполагаемый результат.

Составление поздравительного или благодарственного письма для ветерана Великой Отечественной войны для вручения его в День Победы.

Оборудование.

1. Раздаточный материал для каждого ученика (памятка).

2. Костюмы солдат ВОВ.

3. Музыкальное сопровождение.

4. Карточки со словами-помощниками.

Использование ИКТ-технологии:

1. В ходе урока учитель использует презентации “Письма с фронта” (подобранные или составленные по своему усмотрению)

2. Аудиозапись песни “Письма с фронта” Геннадия Белова.

Ход урока

1. Оргмомент.

Прозвенел звонок –
Время начинать урок.
Мы друг другу улыбнемся,
За работу все возьмемся.
Будем письма мы писать,
Их по почте отправлять,
Очень важная работа
Осчастливить вдруг кого-то!

2. Вступительная беседа и постановка цели.

- Приходилось ли вам писать письма?

- Кому вы писали?

- Какие трудности вы испытывали при написании послания?

- А кто из вас получал письма?

- Всегда ли вам было интересно и приятно их читать?

- Как вы думаете, что надо знать и уметь, чтобы написать письмо?

Главное - грамотно писать письма, чтобы их было приятно и интересно читать, чтобы их всегда ждали и этому мастерству надо учиться.

3. Мотивационная разминка. (Возможно по ходу показ слайдов презентации “Отечественная война 1941-1945 гг.”)

Звучит тревожная музыка. Выходят дети в солдатских костюмах и читают стихотворение наизусть.

Летней ночью на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит против нас.

Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!

- “Нет!” - сказали мы фашистам, -
Не потерпит наш народ,
Чтобы русский хлеб душистый
Назывался словом “брот”.

И от моря и до моря
Встали русские полки.
Встали, с русскими едины,
Белорусы, латыши,
Люди вольной Украины,
И армяне, и грузины,
Молдаване, чуваши -
Все советские народы
Против общего врага,
Все, кому мила свобода
И Россия дорога! С.Михалков.

- О каком тяжёлом времени для нашей страны идёт речь в произведении?

- За что воевали ваши деды и прадеды?

- Почему наш народ одержал победу?

- В этой войне наш народ совершил настоящий подвиг. Он разгромил немецких захватчиков и отстоял мир на земле. Много бойцов не вернулось с фронта живыми. Поэтому во многих семьях россиян хранятся маленькие треугольные конвертики - весточки с фронта. В них можно найти все – и горечь потери друга, и тоску по родному дому, и веру в победу, и надежду на мирную жизнь.

4. Рассматривание письма бойца. (Рисунок № 1)

(Презентация “Письма с фронта”)

Посмотрите на письмо солдата. Сколько километров оно преодолело прежде, чем попасть в руки адресата, сколько счастья принесло оно своим получателям.

Скажите, а вы хотели бы доставить удовольствие тем людям, которые прошли все невзгоды и дожили до самой победы? Многие из них живы и сейчас. Тогда сегодня на уроке каждый из вас может написать письмо ветерану этой войны.

5. Повторение ранее изученного.

- Вспомните, из каких частей должно состоять письмо? Давайте перечислим их и назовем особенности каждой части.

1. Обращение (к кому обращаетесь в своем послании, по какому поводу, выражение чувств к адресату, начальная фраза для переписки).

2. Основное содержание письма, сообщение (о чем хотите рассказать, ваши размышления, выражение благодарности, просьбы, новости).

3. Прощание (сожаление о невозможности личного разговора, добрые пожелания, наставления, благодарности или просьбы).

4. Подпись (кто писал, кому принадлежат написанные строки, дата и место написания письма).

Помните, ребята, что
Письмо ветерану писать нелегко:
Письмо ветерану – важнее всего.
Пускай же ваше письмо
Согреет скорее его!
В этом деле трудном
Памятка подскажет
И письмо хорошее
Как написать укажет.

(Автор строк Луценко М.Е.)

На ваших партах находятся памятки, которые помогут при работе (см. ниже). Рассмотрите их. У кого есть вопросы? О чем хотите уточнить?

Перед началом трудной работы давайте сделай передышку, прослушаем с закрытыми глазами мелодию, а заодно - эта пауза подскажет нам тему письма ветерану.

6. Музыкальная пауза. Прослушивание аудиозаписи песни “Письма с фронта” Геннадия Белова.

Знаете, как люди ждали весточек с фронта от своих родных и близких. И сейчас, ветераны той далекой войны в преддверии праздника Великой Победы (а я в этом уверена) будут рады получить от вас добрые слова. Скорее за работу!

7. Словарная работа

- О чём пойдёт речь в 1 части?

- Как вы думаете, какие слова - приветствия вы можете использовать?

На доске карточки со словами помощниками.

Здравствуйте, добрый день, доброе утро, добрый вечер.

- Как нужно выделять на письме обращение?

- О чём будите писать во 2 части?

- Какие слова благодарности используете?

Спасибо, огромное спасибо, большое спасибо, благодарю Вас.

- За что вы будите благодарить ветеранов?

- Почему слово “Вас” следует писать с заглавной буквы?

- А может быть кто-то использует и эти слова:

простите, пожалуйста

извините, пожалуйста

- О чём напишите в следующей части?

- Какие слова пожелания выберите?

Всего хорошего, всего доброго, будьте здоровы, будьте счастливы.

- Какими словами закончите своё письмо?

До свидания, с уважением.

- Перед вами лежат памятки, которые помогут вам написать правильно сочинение в форме письма. Прочитайте.

Памятка

1. Обращение.

2. Сообщение.

Пишет Вам…

Хочу сказать Вам…

Спасибо Вам за…

Извините, пожалуйста,…

Мне хочется пожелать Вам…

3. Прощание.

До свидания.

4. Подпись

- Ребята, письмо можно писать и в форме стихотворения.

8. Орфографическая и синтаксическая пропэдевтическая работа.

- Прочитаем все слова записанные на доске.

- Как можно избежать орфографических ошибок?

1. Использовать словарь.

2. Письмо с “окошками”.

3. Спросить написание слова у учителя.

- Вспомните правила написания предложений. (Первое слово с большой буквы, в конце нужный знак препинания, выбор которого зависит от эмоциональной окраски предложения)

- После того, как вы закончите написание письма, поработайте редактором и корректором.

9. Самостоятельная творческая работа. Помощь учащимся в построении предложений.

10. Итог урока.

- Кто из вас хотел бы сейчас прочитать вслух свою работу?

Выделение удачных сочинений, предложений, слов.

- Спасибо за доверие.

Свою работу каждый из вас может оформить на открытке, сделать аппликацию, нарисовать что-либо. Это её украсит и придаст индивидуальность. Своё письмо вы можете вручить любому ветерану не только в честь праздника, но и в будний день. Этим вы доставите минуты радости пожилому человеку.

11.Урок окончен. Спасибо за работу.

Получит ветеран твое письмо
И может вспомнит и свое,
Которое писал с войны
Домой любимым и родным.
Смахнет слезу, помянет друга,
Как им бывало туго,
Как до победы долго шли,
Как верили в нее они.

(Автор строк Луценко М.Е.)

12. Рефлексия.

В завершении нашего урока, мне хотелось бы, чтобы каждый из вас оставил и мне необычную весточку о том, как он оценивает свою работу. Выберите смайлик и опустите его в мой почтовый ящичек.

Приложение 1

12.07.2014