Урок русского языка по теме "Наречие". 4-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель урока: познакомить с наречием, его назначением в языке.

Развитие речи: составление предложений.

I. Программное содержание.

Образовательные задачи.

  1. Проследить усвоение новых знаний по теме «Наречие».
  2. Формировать умение находить наречия в текстах, определять роль наречий и конструировать предложения, включая в них наречия;
  3. Закрепить умение отличать самостоятельные части речи от служебных;
  4. Повторить грамматическую характеристику слов изученных частей речи.

Развивающие задачи.

  1. Активизировать мыслительную деятельность учащихся, направленную на использование изученного учебного материала.
  2. Выявлять творческий потенциал учащихся.

Воспитательные задачи.

Воспитывать любовь к родному языку, интерес к предмету.

Воспитывать умения работать в парах.

II. Подготовка к занятию. Оборудование, материалы

  • Учебник « Русский язык», 4 класс, В.В. Репкин, Е.В. Восторгова., Т.В. Некрасова
  • Карточки со словарными словами на доске.
  • Карточки для карты понятий.(Приложение 1 и 2).
  • Карточки со словами для карты понятий. (Приложение 3)
  • Презентации детей.
  • Презентация учителя.
  • «Орфографическая тетрадь», В.В. Репкин, Некрасова Т.В стр. 74.

III. Словарная работа. Повторение фонетики. (Словарные слова находятся на доске)

овца, яблоко, поредела, радостно, четверг, метель, телёнок

а) – Выбрать заданное слово, запишите его и подчеркнуть ошибкоопасное место в слове,

– Запишите слово, в котором есть всегда твёрдый звук (овца). Какой это звук?

– Запишите слово, в котором есть всегда мягкий звук (четверг) Какой это звук?

– Запишите слово, в котором все согласные мягкие (метель).

– Запишите слово, в котором 4-ре слога (поредела).

– Запишите слово, в котором есть непроизносимая согласная (радостно).

– Запишите слово, в котором звуков больше, чем букв (яблоко).

– Запишите оставшееся слово (телёнок).

– Проверьте записанные слова со словами на доске. Ошибки исправьте. Оцените свою работу.

II. Постановка учебной проблемы.

– Какое словарное слово, является наречием?

– Что запомнили об этой части речи с предыдущего урока?

– Мы полностью изучили наречие?

– Предположите, какой будет тема урока?

III. Оформление карты понятий "Части речи" Приложение 1

На какой вопрос отвечаем, работая по 4 параграфу (Какие ещё части речи есть в русском языке)? (На доске вывешивается «Части речи»)

– На какие две группы делятся все части речи?

– Какие части речи называют самостоятельные? (Вывешивается «Самостоятельные»)

– Какие части речи называют служебные? (Вывешивается «Служебные»)

– Заполним всю нашу карту понятий. (Детям розданы карточки карты с названиями частей речи, вопросами, работой частей речи и их общим грамматическим значением.

Сначала выкладываются названия частей речи, вопросы частей речи, затем - работа частей речи, последними выкладываются ОГЗ). Приложение 2

– Оцените свою работу.

1. Вопросы по карте понятий.

– Сколько частей речи мы уже знаем?

– Что общего у частей речи объединенных в группе ИМЕНА?

– Что обозначает круг вокруг буквы Р?

– Какие наклонения есть у глагола?

– С какой часть речи связанны имена прилагательные?

2. Заполнение карты понятий "Части речи".

Вам надо определить к какой части речи относится ваше слово и доказать это.

– Чтобы определить часть речи, что нужно вам знать?

[ОГЗ (общее грамматическое значение), на какой вопрос отвечает слово].

У каждого ученика слово на карточке, он подбирает вопрос определяет ОГЗ и заполняет карту понятий: слил, десяток, сотня, смело, около, они, белить, белизна, белый, набело, через, ему, завить, кудри, кудрявый, вверх, подле, десять, верховодить, верх, верхний, быстро, над, я, пить, одна, два, сто, питьевая. Приложение 3

– Оцените свою работу.

IV. Повторение изученного материала о наречии.

– Вспомним презентацию Тимура Нуриева.

– Чем интересна часть речи НАРЕЧИЕ (Слайд № 1)

– С какой часть речи связанно наречие?

– В чём заключается общее грамматическое значение наречие? (Слайд № 2)

– Есть ли у слов с этим общим грамматическим значением частные значения рода, числа, падежа, лица? (Слайд № 3)

– Что обозначает грамматическая модель наречия? (Слайд № 4)

– Как будет выглядеть грамматическая характеристика наречия? (Слайд № 5)

V. Закрепление знаний.

1) Составить высказывание.

– С любым наречием на странице 74 «Орфографической тетради» составьте всказывание.

– Наречие самая трудная часть речи в плане правописания, поэтому в «Русской орфографии» именно этой части речи уделяется несколько страниц.

– Откройте стр. 74,

– Правописание наречий будем изучать чуть позже, а сейчас выберете любое наречие и составьте с ним высказывание. (Дети устно составляют предложения)

2) Запись высказывания.

– Запишем моё предложение и сделаем грамматическую характеристику известных частей речи.

Бабушка любит пить чай вприкуску с конфетами.

– Кому нужно откройте наши справочники или объединиться в пары.

3) Проверка работы. (Слайд № 6)

Бабушка (бабушка) – сущ., одуш., нариц., ж.р., 1 скл., И.п., ед. ч;

любит (любить) – глаг., II спр., изъяв. н., Н.в., 3 л., ед.ч.

пить – глаг., инфинитив, I спр,

чай – сущ., неод., нариц., м.р., 2 скл., В.п., ед. ч.;

вприкуску – нареч., не изменяется

конфетами – (конфета) – сущ., неод., нариц., ж.р., 1 скл., Т.п., мн. ч.

с – предлог.

– Нужна ли памятка для грамматического разбора в наш справочник для наречия?

Если кому необходимо сделайте её.

– Оцените свою работу.

VI. Презентация о наречии других учеников.

VII. Домашнее задание.

Упр. 161, желающие могут сделать презентацию к упр.

VIII. Итог урока.

– Ребята! Вы хорошо работали на уроке.

– Чем важным занимались мы сегодня? (Повторили грамматическую характеристику слов изученных частей речи. Находить наречия в текстах).

– Все ли секреты наречий мы открыли?

– Спасибо за урок!

8.08.2014