Опыт внедрения комплексного подхода в преподавании хореографии

Разделы: Внеклассная работа


Согласно Государственной программе развития системы образования города Москвы на 2012-2016гг., одной из важнейших задач сегодняшнего дня является создание новых образцов педагогической деятельности педагогов, коллективов. При этом отмечается необходимость использования ресурсов дополнительного образования как важного фактора в расширении возможностей детей в выборе индивидуальных образовательных траекторий и развития их творческого потенциала, а значит физической и эстетической составляющей личности ребенка.

Творческий потенциал в системе дополнительного образования на сегодняшний день реализуется во многих направлениях: музыка, театр, хореография, изобразительное искусство, рукоделие и многих других, которые и являются объектом нашего обсуждения, а предмет данной статьи - хореография и ее современная разновидность - эстрадный танец.

Танцу, в системе эстетического воспитания, отводится большая роль. Органичная связь с музыкой, эмоциональность и яркая образность выгодно выделяет танец среди других видов искусств. Танцевальное искусство является важным фактором для всестороннего развития личности. Танец содержит в себе огромный эмоциональный потенциал для успешного, гармоничного, всестороннего формирования ребёнка, его художественного и нравственного воспитания. Изучая танцевальное искусство, учащийся не только познаёт эмоциональную сторону искусства, развивается физически, но и испытывает радость как исполнитель, наслаждается искусством танца как зритель, понимающий нюансы танцевальных движений и рисунок танца. “Искусство Терпсихоры” воспитывает художественный вкус и любовь к прекрасному, укрепляет духовные силы. Трудно переоценить вклад танца в физическое развитие ребёнка, что особо актуально для современных школьников, проводящих за партой или компьютером большое количество времени.

Говоря о занятиях хореографией как о предмете разработки хочется отметить ее жанровое многообразие: классический танец, модерн-джаз танец, бально-спортивный танец, народный танец, степ, эстрадный танец, исторический бальный танец. В данной работе мы остановимся на занятиях именно эстрадным танцем.

На сегодняшней день, в системе дополнительного образования преимущество, несомненно, принадлежит эстрадному танцу - в виду его доступности, популярности среди молодежи. Освоенные детьми движения эстрадного танца, широко применимы в современном мегаполисе (возможность продемонстрировать свои навыки среди сверстников, чувство комфорта на дискотеках и танцевальных вечерах, хорошая физическая форма). При этом остается задача сохранить стилевые особенности эстрадного танца, школу и умело вплести наши традиционные истоки в современное обучение эстрадному танцу.

Современный эстрадный танец - это совокупность различных танцевальных стилей и направлений. Эстрадный танец — это “сплав всего на свете” среди направлений, начиная с народного и заканчивая классическим танцем” (А. Духова, шоу-балет “ТОДЕС”).

Говоря о сходстве танцевальных стилей и направлений, можно отметить, что все они имеют хорошую школу, единую технику исполнения многих фигур, но, к сожалению, сохраняя все положительные черты, каждое направление имеет свою специфику и развивает что-то одно. Например: танцор классического танца не станцует джаз, так как ему не будет хватать свободы движений и пластики, которая присуща джаз танцу. Танцор джаза не сможет станцевать технично балетный класс, и никто из них не сможет отбить дроби, часто применяемые в народном танце. Пытаясь сделать подготовку танцоров более универсальной, в спецшколах, училищах идут по пути комплексного обучения, но в системе дополнительного образования данная система развивается слабо. В основном, на своих занятиях хореографы используют 1-2 направления. Причины могут быть разные: не хватает опыта, времени на изучение разных стилей и направлений, не предусмотрено изучение учебным планом или программой.

Предпосылками внедрения комплексности в занятия танцами также является загруженность современных детей, нехватка времени посещать занятия разных направлений. Своевременность и актуальность комплексного подхода в изучении танца заключается в том, что она призвана решить важные на сегодняшний день вопросы всестороннего развития: нравственного, художественного и физического воспитания ребенка. Необходимость внедрения комплексного подхода чувствуют сами дети: “хотим и на дискотеке показать свободную пластику джаза, и спину укрепить (классический танец) и на международных конкурсах принимать участие (эстетическая и эмоциональная составляющая)”. Совокупность изучения танцевальных направлений в комплексе вызывает интерес у ребят, а, следовательно, у них появляется мотивация к освоению программы студии, к преодолению трудностей, появляется системный подход к занятиям, при этом дети получают хорошую школу и знакомятся с традициями и истоками танца.

Еще один положительный момент-расширение возможностей ребенка в освоении танцевального искусства, ведь познакомившись с различными направлениями, он может наиболее полно реализовать их. Записываясь в объединение, ребенок не знает, какой вид танцев ему выбрать: у одного ребенка больше склонностей к народному танцу, а другой тяготеет к балетному классу. Придя на занятия, допустим, в объединение классической хореографии, дети не могут познакомиться с бальным танцем, а комплексность даёт такую возможность. Она создает условия развития способностей, заложенных природой, во всех изученных видах танца и приводит к созданию “ситуации успеха” в занятиях. Преимущество комплекса в том, что абсолютно все дети реализовывают себя на сцене с одинаковым успехом, танцуя и рок-н-ролл, и балетный номер, что очень важно для профессионального самоопределения ребенка, его адаптации к танцевальной жизни, формирования эмоциональной сферы.

Таким образом, актуальность вопроса очевидна, при этом существует проблема отсутствия такого комплексного обучения в танцах.

Новизна разработки заключается в обосновании и внедрении комплексного подхода в обучении танцу, который включает изучение техник всех основных видов танцевальных направлений. Данная система направлена на всестороннее развитие личности ребёнка путем обучения его танцу, значимость которого в жизни человечества не теряет своей актуальности и в современной социокультурной ситуации.

Целью является разработка системы комплексности на занятиях в эстрадном объединении.

Поставленная цель может быть достигнута путем решения следующих задач:

1. Получение теоретических знаний, представлений о культуре танца и его развитии, искусстве хореографии, различных направлений и стилей.

2. Овладение набором движений, формирование навыков исполнения танцевальных элементов каждого направления; обучение ребенка музыкальной выразительности, ритмичности и образности в танце.

3. Воспитание у детей уважения младших к старшим и наоборот, уважение к сверстникам, их взглядам и интересам, культуры работе в коллективе, взаимопомощи;

Работа по внедрению комплексности на занятиях в объединении бально-эстрадного танца “Миллениум” в ДЮЦ “Войковский” ведется на протяжении 12 лет. Она показала высокий уровень эффективности, который подтверждается следующими фактами: возрастает интерес со стороны детей к занятиям танцами (в коллективе занимается около 100 человек), постоянный состав учащихся (80% коллектива занимаются более 3 лет), стабильно высокие результаты на конкурсах различного уровня. Составлена программа учебных занятий с учётом комплексности, в которой отражено современное видение перспектив развития и популяризации танца, одного из самых древних видов искусства.

Апробирование программы показало, что наилучшее использование комплексного подхода появляется с применением сюжетной постановки, поэтому на протяжении многих лет программа совершенствуется с постоянным использованием именно сюжетной хореографии. Главная идея сюжетной постановки - научить детей творчески осмысливать образное содержание, воплощаемое ими в танце. Это достигается через освоение детьми  языка выразительных движений (пантомимических и танцевальных), который используется в танцах различных направлений. Опыт показывает, что танцевальную постановку надо делать с учётом того, чтобы ребенку было легче осмысливать и воплощать танцевальные образы, это достигается, если танец имеет сюжет, “рассказывающий” о каких-либо конкретных событиях (охота, праздник, заклинание и т. п.) с участием взаимодействующих между собой разнохарактерных персонажей. А более полному раскрытию танцевального сюжета способствует комплексность на занятиях – это дополнительная возможность создать образ танца через взаимодействие разных танцевальных направлений.

Дети, особенно младшего возраста, очень впечатлительны, они особенно поддаются эмоциональному воздействию. В силу конкретно-образного мышления детей театрализация танца помогает им ярче и правильнее воспринимать содержание постановки, дети быстрее овладеют техникой, а, значит, будут танцевать с воодушевлением. Это выгодно отличает данный подход к обучению от существующих, где основное внимание уделяется только набору движений. Например, при постановке сюжетного танца “Легенда об охоте” решался ряд задач:

  • изучали историю народа в древний период, его обычаи,
  • изучали хореографию афро стиля, на основе хорошей классической школы (применение комплексности);
  • учились дружной работе в коллективе,
  • привлекали старших детей к дизайну костюмов, к придумыванию элементов танца.

Таким образом, большое преимущество данной разработки–комплексность, а расширение диапазона изучения комплекса дисциплин достигается путем применения сюжета в танце. Комплексность и сюжетность – вот основные моменты, на которые следует опираться в разработке программы.

Прививать любовь к танцу необходимо с раннего возраста, ведь этот вид искусства играет важную роль в процессе формирования гармоничной личности. Большую роль играет физическое развитие, поэтому для наилучшего результата рекомендуется применение с 7 лет, но может и использоваться позже, тогда результат будет зависеть от природных способностей ученика. Может использоваться в школах и во всех учреждениях дополнительного образования при наличии соответствующей профессиональной подготовки педагога.

Заключение. В результате обучения по комплексной танцевальной программе дети:

  • узнают, что существует многообразие стилей, направлений и все они могут широко применяться на практике;
  • расширяют диапазон применения своих возможностей;
  • учатся танцевальным основам различных направлений.

Тем самым достигается поставленная цель - комплексное всестороннее развитие ребенка. Благодаря комплексному подходу одни и те же дети могут реализовать себя в различных направлениях. Выше изложенные методы рекомендуется использовать с применением сюжетной хореографии.

Только в гармоничном сочетании духовного развития и физического образования можно добиться поставленных целей. Ведь главное в воспитании свободного, интеллигентного, культурного человека – формирование гармоничной, творчески активной личности, способной чувствовать себя хозяином собственной жизни, а значит ответственным за себя и окружающий мир. В этом смысле наше искусство - искусство танца призвано оказать огромное влияние на образовательный процесс.

Список использованной литературы:

  1. Захаров Р.В. Записки балетмейстера. М.: “Искусство”, 1976.
  2. Фольклор – музыка – театр: Программы и конспекты занятий для педагогов дополнительного образования, работающих с дошкольниками: Программ. -метод. пособие / под ред. С. И. Мерзляковой. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2003.