Урок окружающего мира по теме "Съедобные и несъедобные грибы". 1-й класс

Разделы: Начальная школа


С 1 сентября 2011 в 1-х классах во всех школах России осуществляется переход на новые Федеральные государственные образовательные стандарты начального общего образования (ФГОС НОО).

Федеральный государственный стандарт начального общего образования - это совокупность требований, которые обязательно должна выполнить каждая школа, организуя процесс обучения и воспитания: требований к результату образования, требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность), требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.). Главная цель введения Федеральных Государственных образовательных стандартов начального общего образования (ФГОС НОО) - повышение качества образования.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

В качестве основного результата образования выступает овладение набором универсальных учебных действий, позволяющих ставить и решать важнейшие жизненные и профессиональные задачи.

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД). Овладение УУД дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений на основе формирования умения учиться. Эта возможность обеспечивается тем, что УУД это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания. Результат образования, прописанный в стандарте, дифференцированный. Базовый, обязательный уровень описан в блоке "Выпускник научится:". Поскольку в зависимости от возможностей, интересов и потребностей учащихся освоение ими образовательной программы может выходить за рамки базовых знаний (по глубине освоения, по широте охвата), определен также повышенный, по сравнению с базовым, уровень достижений, описанный в блоке планируемых результатов "Выпускник получит возможность научиться:". Таким образом, каждый ученик сам для себя выбирает уровень достижения результатов. Личностные результаты основаны на системе ценностных отношений учащихся - к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу, объектам познания, результатам образовательной деятельности.

Во все времена деятельность школы была направлена на решение воспитательных задач, однако только в Стандарте второго поколения определены результаты воспитания: чувство гражданской идентичности, патриотизм, учебная мотивация, стремление к познанию, умение общаться, чувство ответственности за свои решения и поступки, толерантность и многое другое. В основе Стандарта лежит концепция духовно-нравственного развития, воспитания личности гражданина России.

В Стандарте второго поколения определен "портрет" выпускника начальной школы:

1. Любящий свой народ, свой край и свою Родину;

2. Уважающий и принимающий ценности семьи и общества;

3. Любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;

4. Владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;

5. Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;

6. Доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;

7. Выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.

В основе ФГОС НОО лежит деятельный подход и интегрированный подход в обучении. В своей работе, я хочу показать, как используядеятельностный подходна уроке окружающего мирав 1 классе по теме "Съедобные и несъедобные грибы" можно за короткий период времени научить ребят общаться, слушать и слышать товарища; стремиться к познанию нового, мотивировать учащихся на учёбу, учить обосновывать свои выводы, работать самостоятельно.

Значение курса "Окружающий мир" состоит в том, что в ходе его изучения школьники овладевают практико-ориентированными знаниями для развития их экологической и культурологической грамотности и соответствующих ей компетенций: умения использовать разные методы познания, соблюдать правила поведения в природе и обществе, способность оценивать свое место в окружающем мире, участвовать в его созидании и др.

Окружающий мир какучебный предмет несет в себе большой развивающий потенциал: у детей формируются предпосылки научного мировоззрения, их познавательные интересы и способности; создаются условия для самопознания и саморазвития ребенка. Знания, формируемые в рамках данного учебного предмета, имеют глубокий личностный смысл и тесно связаны с практической жизнью младшего школьника.

Особенностями содержания этого учебного предмета являются: интегрированный характер предъявления естественнонаучных и обществоведческих знаний, особое внимание к расширению чувственного опыта и практической деятельности школьников, наличие содержания, обеспечивающего формирование общих учебных умений, навыков и способов деятельности; возможность осуществлять межпредметные связи с другими учебными предметами начальной школы. Учебный предмет "Окружающий мир" вносит существенный вклад в формирование информационной культуры младших школьников; они осваивают различные способы получения информации, используют алгоритмы, модели, схемы и др.

В процессе освоения содержания "Окружающего мира" учащиеся приобретают общие учебные умения, навыки, осваивают способы деятельности, предусмотренные стандартом начального общего образования. К числу важнейших относятся, в частности, наблюдение объектов окружающего мира, их устное описание, соотнесение полученных результатов с целью наблюдения (опыта); выявление с помощью сравнения отдельных признаков объектов; проведение простейших измерений разными способами с использованием соответствующих приборов и инструментов; работа с простейшими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов; работа с учебными и научно-популярными текстами и др.

В моей творческой разработке представлен проект урока окружающего мира для 1 класса, УМК "Перспективная начальная школа", авторы О.Н.Федотова, Г.В.Трафимова, С.А.Трафимов(учебник часть 1), по теме " Съедобные и несъедобные грибы".

Тема урока. "Съедобные и несъедобные грибы".

Цель урока:

  • расширение представлений о съедобных и несъедобных грибах;
  • воспитание экологосообразного поведения в природе;

Предметный результат- научатся различать съедобные и несъедобные грибы и узнавать из каких частей он состоит;

Личностный результат-самоопределение и самоорганизация;

Метапредметные результаты:

  • регулятивные - целеполагание, контроль;
  • познавательные - формулирование учебной цели, поиск и выделение необходимой информации, обобщение;
  • коммуникативные - сотрудничество с учителем, одноклассниками, работа в паре, построение высказываний.

Основные понятия: съедобные и несъедобные грибы, шляпка гриба, грибница гриба, споры, ножка гриба.

Средства обучения: учебник, интерактивная доска.

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент) - 1-2 минуты.

Цель: включение обучающихся в деятельность на личностно-значимом уровне.

Приёмы работы:

  • учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони);
  • учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы, дети высказываются;

Встали ровненько, красиво. Посмотрю - ка я на вас!

Молодцы, все встали прямо. Ах, какой хороший класс!

Здесь затеи, игры, шутки, всё для вас.

Пожелаю вам удачи. За работу, в добрый час!

- Ребята, поднимите руку, кто любит отдыхать на природе. А где вы именно любите отдыхать? (в лесу, на лугу, в поле, у реки, на озере:)

- А мы сегодня с вами отправимся в лес, но неспустыми руками, а возьмём с собой лукошко.

- Кто знает, что такое лукошко? (это ручная корзина из прутьев)

- Как вы думаете, а что можно собирать в лукошко? (ягоды, грибы, шишки:)

- Мы с вами будем собирать грибы.

- Какие грибы вы знаете? (подберёзовик, подосиновик, сыроежки, мухомор:.)

- А кто умеет собирать грибы, поднимите руку?

- Кто может рассказать, как надо собирать? (найдя гриб нужно разглядеть его повнимательней, съедобный он или несъедобный, если съедобный срезать ножку ножом и положить в корзину)

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии - 4-5 минут.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для "открытия нового знания", побуждающий, подводящий диалоги;

- Кто знает, как различить съедобные грибы, от несъедобных? (если не знают - наша цель урока узнать, как отличить съедобные грибы от несъедобных и каких частей состоит гриб; если знают, спросить отличительные признаки)

- Какие отличительные признаки вы знаете? (окрас шляпки гриба, юбочка на ножке)

- Сейчас мы отправимся в лес и узнаем, кто же у нас самый лучший грибник.

Игровой момент.

(на интерактивной доске слайд с изображением леса с грибами, ученик выбирает один гриб, даёт ему характеристику (название, где растёт, съедобный или несъедобный), если съедобный, кладёт его в лукошко. Если учащиеся не знают как называется гриб, загадывается загадка)

- Какие вы молодцы, сколько вы грибов собрали, да ещё их названия знаете, я за вас очень рада.

III. Проблемный этап.

Цель: выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого обучающегося.

Возникновение проблемной ситуации

3.1 Формулирование проблемы.

Чего мы не знаем:

- Как можно назвать не выбранные вами грибы? (несъедобные)

- Как их можно назвать по-другому? (дети не знают)

- Сегодня нам предстоит об этом узнать.

- А к какой группе можно отнести грибы? (дети не знают)

- И об этом мы тоже узнаем сегодня на уроке, только быть нужно очень внимательными, чтоб не пропустить эту информацию.

IV. Работа с информацией.

Цель: формирование первичных умений поиска информации

- Откройте свои учебники на С. 58-59 и рассмотрите, какие ещё бывают съедобные и несъедобные грибы. (боровик, лисички, маслята, желчный, сатанический грибы)

- Как несъедобные грибы можно назвать по-другому? (ядовитые)

- Ребята, грибы не относятся ни к растениям, ни к животным. Они существуют в природе как отдельное царство.

- Человек в свою пищу употребляет только съедобные грибы.

- Давайте рассмотрим в левом верхнем углу рисунок, на котором показано из каких частей состоит гриб. (грибница гриба, ножка гриба, шляпка гриба)

- Как вы думаете, что такое грибница? (корневая часть гриба)

- Что такое споры? (семена гриба)

- Рассмотрите предложенный вам опыт.

- Кто сможет рассказать его? (взяли шляпку гриба, положили на бумагу, оставили на 5 дней, за это время шляпка высохла, а споры высыпались из шляпки, т.е. появились семена для прорастания грибов)

- Как вы думаете, ребята, а гриб срывается полностью? (нет)

- Почему? (срывают не весь гриб, а только плодовое тело, т.к. другая часть гриба, грибница должна остаться в почве для того, чтобы появились новые грибы)

- Правильно, грибы размножаются не только спорами, но и грибницей гриба.

4.2 Физминутка.

Цель: снятие утомления с туловища

И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1-3 - круговые движения тазом в одну сторону. 4-6 - то же в другую сторону. 7-8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.

V. Аналитический.

Цель: формулирование выводов, закрепление полученной информации

- Сейчас вы будете работать в паре. Вспомните и назовите правила работы в паре, которые помогут вам успешно справиться с заданием.

1. Не говори громко;

2. Уважай мнение товарища;

3. Оказывай помощь товарищу;

4. Придя к общему мнению, выберите, кто будет отвечать;

5. При завершении работы поднимите вместе руки.

- Рассмотрите на С. 59 справа рисунки и составьте правила сбора грибов.

Выслушивание вариантов ответов.

1. Гриб надо срезать ножом, только ножку. Почему? (можно повредить грибницу гриба)

2. Нельзя рвать грибы руками. Почему? (можно выдернуть его с грибницей гриба)

3. Нельзя рвать несъедобные грибы. Почему? (ими можно отравиться)

- Молодцы, правильно поняли, что хотел донести до вас автор этих рисунков.

- Ребята, а сейчас давайте прочитаем советы Маши, как надо собирать грибы. (С.59 внизу)

- Как вы считаете, о какой пользе говорила Маша? (несъедобными грибами питаются животные и насекомые)

- Правильно, поэтому ни когда не трогайте несъедобные и мало знакомые вам грибы, так как они могут принести пользу другим.

VI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог) - 2-3 минуты.

Цель: осознании обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса.

- Что нового вы узнали о грибах? (их названия, из каких частей состоит гриб, как размножается, правила сбора грибов:)

- А сейчас мы будем разгадывать кроссворд, и каждый из вас сможет проверить, какие названия грибов он запомнил.

(учебник закрыт, кроссворд на интерактивной доске, вопросы к кроссворду через загадки)

- Молодцы, разгадали весь кроссворд, я за вас очень рада.

- В вашей хрестоматии на С. 69-73 находится очень интересный материал о грибах. Прочитав, вы узнаете, какой гриб называется царём грибов, какие называются разноцветными сестричками, какой гриб называется опасный красавец. И с этой информацией вы сможете поделиться на следующем уроке.

Самооценка по критериям.

  • Теперь я знаю, что грибы бывают съедобные и несъедобные.
  • Теперь я смогу отличить съедобный гриб от несъедобного и знаю из каких частей он состоит.

Список литературы:

  1. Асмолова А.Г. Формирование УУД: от действия к мысли. М.: "Просвещение", 2011
  2. Программа по учебным предметам 1-4 классы. М.: Академкнига/Учебник, 2011
  3. Федотова О.Н., Трафилова Г.В., Трафилов С.А. Окружающий мир, учебник. М.: Академкнига/Учебник, 2011
  4. Федотова О.Н., Трафилова Г.В., Трафилов С.А. Окружающий мир, хрестоматия. М.: Академкнига/Учебник, 2011
  5. Федотова О.Н., Трафилова Г.В., Трафилов С.А. Окружающий мир, рабочая тетрадь. М.: Академкнига/Учебник, 2011

19.07.2014