Интегрированный урок (история + география) по теме "Промыслы Центральной России". 9-й класс

Разделы: География


Цели:

  • формирование у учащихся гражданской, этнонациональной, культурной и социальной позиции;
  • активное и творческое применение исторических и географических знаний в учебной и социальной деятельности;
  • расширение знаний учащихся методами интегративных связей истории и географии о пространственной организации территории на примере Центральной России.

Задачи:

  • сформировать понятие "промысел";
  • выявить причины и историю возникновения в данном районе
  • научить выделять особенности техники исполнения и приемов;
  • способствовать развитию навыка составления конспекта, выявления причинно-следственных связей;
  • воспитывать любовь к родному краю, культуре, труду народных мастеров.

Личностные, метапредметные и предметные результаты:

  • осмысление социально-экономического опыта предшествующих поколений;
  • совершенствование навыка работы с учебной и внешкольной информацией с использованием современных источников;
  • развитие способностей решения творческих задач и коллективного сотрудничества;
  • дальнейшее формирование навыка систематизации информации, применения исторических и географических понятий.

Оборудование: интерактивная доска, проектор, карта Центральной России, рабочие листы, атласы, изделия промыслов, условные символы промыслов, жетоны-"денежки".

Ход урока

1. Организационный момент. Звучит русская народная музыка. Выходят коробейники. Заклички, ярморочные зазывалы. Кто такие коробейники?

2. Учитель: Сколько талантов родилось на земле нашей! Сколько мастеров явили свои имена миру! Вряд ли возможно все знания об этом вместить в один урок, но мы постараемся познакомиться ближе с некоторыми из них.

Сегодня мы проведем урок не в учебном классе, а на ярмарке. Для этого здесь собрались мастера разных кустарных промыслов. Кто знает, ребята, что означают слова "промысел", "кустарный промысел", "художественный промысел"?

Идет обсуждение, результат записывается в тетрадь.

Промысел -промышлять, промыслить, т.е. добыть средства для жизни, заработать. Кустарный промысел - производство бытовых изделий ручным способом.

Художественный промысел - изготовление художественных народных изделий.

На ярмарке каждый старается выгоднее продать свой товар и заработать денежки. У вас, мастеровые люди, тоже будет такая возможность. Наш распорядитель (ученик этого же класса) будет платить вам "денежки" за правильные ответы и штрафовать за ошибки. А в конце посмотрим, чьи мастера самые знающие!

Зарождение промышленности в Центральной России благодаря существующим здесь промыслам - это уже история, а свою историю знать просто необходимо. И поэтому первое путешествие по нашей ярмарке состоится вглубь веков.

I. Время и история возникновения.

1. Создание этих изделий в массовом производстве относят к началу XIX века, а самое первое датируется 1778 годом. (Тульские самовары).

2. Этот промысел один из самых молодых в официальных источниках. Известен с XVIII-нач.XIX века, но изделия часто меняли свой вид. Современные, привычные нам, изделия выпускаются с 1863 года. (Павловские платки).

3. Доподлинно известно, что возник этот промысел еще в XVII веке, изделия, сохранившиеся до наших дней, датируются концом XVIII века. Важные события произошли в XIX веке. (Богородская резьба).

4. Самый старый промысел. Есть сведения, что ему почти 700 лет! В 1663 году царь Алексей Михайлович издал указ "В : волости для аптекарских и алхимических сосудов прислать глины, которая годится к аптекарским сосудам". Начиная с этого времени помысел ширился и развивался, выпуская изделия не только для аптекарских надобностей, но и для домашнего обихода. (Гжельская керамика).

5. 1795 г. - дата, когда в нашей стране привезенные из Германии мастера начинают обучать русских кустарей. (Федоскинская лаковая миниатюра).

II. География промыслов.

Учитель: География промыслов широка. Есть на нашей ярмарке гости из разных губерний.

1. Назовите промыслы, которые зародились в Московской области. Отметьте их значком на карте. (Ответ: Богородская резьба, Федоскинские изделия, Павлово-посадские платки, керамика из Гжели).

2. Кто из артельщиков - гость заезжий? Их промыслы находятся за пределами Московской области. (Самовары - Тула).

3. Назовите и покажите промыслы Центральной России, сегодня не представленные на нашей ярмарке. (Жостово - Мытищи, Дымковская игрушка - Нижегородская область, Палех, Холуй - Ивановская обл., Мстера, Семеновская матрешка - Владимир, Хохлома, Городец, Похловский майдан - Нижегородская область, Загорская матрешка - Сергиев Посад).

III. Таблица.

Учитель: В ваших тетрадях, ребята, начинаем заполнять таблицу, вписывая уже известные сведения. Закончим работу к концу урока. Каждая группа сообщает о своем.

НАЗВАНИЕ ПРОМЫСЛА

ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ

ОСНОВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ОСОБЕННОСТИ, ПРИЕМЫ

ГОТОВЫЕ ИЗДЕЛИЯ

Тульские самовары г. Тула

1778 г.

латунь, мельхиор литье, пайка, клепание самовары
Павлово-посадские платки восток Моск.обл., г.Павловский Посад

1863 г.

ткань шерсть, п/шерсть, реже х/б, краски рисунок вручную, станочная печать шали, платки
Богородская резьба с.Богородское, Загорский р-н   дерево, чаще липа объемная резьба, натур. цвет игрушки, подвиж. медведь
Федоскинская миниатюра с.Федоскино, Мытищинский р-н

1795 г.

папье-маше, маслян.краски роспись, лак, полировка шкатулки, табакерки
Гжель г.Гжель

1663 г.

глина, белая эмаль, кобальт, краски лепка, обжиг, роспись посуда

IV. Мастерство исполнения

Каждый промысел неповторим своими особыми приемами, сложившимися в данном месте исстари. Узнайте свои черты, артельщики. За каждый правильный ответ - одна "денежка".

1. Пожалуй, что это единственный промысел, где сразу, кроме ручного, присутствовало и станочное производство. Как такое возможно, в чем же тогда уникальность работы? (Павловские платки).

2. В основном это голубые, синеватые оттенки, особый мазок кисти, который образует форму и её тень. Традиционными считаются изображения птиц, цветов (в основном роз). (Гжель).

3. Этот уникальный промысел имеет много преемников, но сумел сохранить свою индивидуальность. Основа - изделие из папье-маше. Роспись ведется масляными красками, которая покрывается особым лаком. (Федоскино).

4. Чаще других сортов деревьев использовалась липа. Современное отличие - натуральный, некрашеный цвет. Какой сюжет самый любимый? (Богородские медведи).

5.Какому промыслу характерны такие термины: круги, шейка, заглушка, поддон и др.? Сколько приемов-этапов применялось для одного изделия? (Самовары, 12 приемов).

V. Найдите ошибку.

Ярмарка - это всегда веселье, шумки, смех. Заглянули к нам гости непрошенные, перепутали настоящие изделия и подделки. Но вы-то, мастера, поможете все расставить на свои места. Итак, найдите ошибку.

Предлагается выбрать свой товар и отделить фальшивки. Например: павловский платок и шелковая косынка; богородский медведь и хохломская ложка; глиняная статуэтка и резиновые игрушки; самовар и чайник.

VI. Имена мастеров и зачинателей промысла.

Узнайте фамилии своих мастеров.

1. Зинин Н.А., Пронин М.А., Чушкины Я.Г. и А.Я. (Богородская игрушка)

2. Назар Лисицын, Ломовы, Баташевы, Тейле, Воронцовы, Шемарины. (Тульские самовары).

3. Купец Коробов, купцы Лукутины. Сейчас - Петров, Богородкин, Цыбин. (Федоскино).

4. Ольшевская З., Регунова Е., Додонова И., Слащева Н. (П.-п. платки).

5. На авторских старых работах можно найти подписи Никифор Семёнович Гусятников, Иван Никифорович Срослей, Иван Иванович Кокун. Современные мастера - Бессарабова Наталия Ивановна, Азарова Людмила Павловна, Розанов Валентин Гельевич. (Гжельская керамика).

VII. Дополнительный вопрос.

Еще одна возможность заработать "денежку"!

Когда и где проходила знаменитая Макарьевская ярмарка? (В Нижнем Новгороде с 25.05 по 10.06).

3. Домашнее задание.

Многие промыслы переживали трудные времена. Какие-то даже закрывались. Счастье, что сегодня они возрождаются и дарят нам свою красоту. Благодаря этим производствам и современному развитию туризма действует проект "Возрождение малых городов". Разработайте экскурсионный маршрут путешествия "Художественные промыслы России" с использованием историко-краеведческого материала.

4. Заключение (рефлексия)

А ну-ка, люди мастеровые! Разрекламируйте-ка своего соседа! За хорошую работу получите денежку.

Наша ярмарка закрывается. Пора определить, какие мастера оказались самыми-самыми. Сколько заработала каждая артель? Самым "богатым" - отличные оценки. У главных мастеров в каждой мастерской есть возможность за особое старание поощрить своих умельцев и добавить от себя кому-то одну денежку. Остальные гости не обессудьте, повысить свои оценки вы сможете, выполнив отлично работу в контурных картах.

В заключение хочу вам зачитать слова М.Горького: "Основоположниками искусства были гончары, кузнецы и златокузнецы, ткачихи и ткачи, каменщики, плотники, резчики по дереву и кости, оружейники, маляры, портные, портнихи и вообще - ремесленники, люди, чьи артистически сделанные вещи, радуя наши глаза, наполняют музеи."

Приложение.

19.07.2014