Урок на тему "Собор Святой Софии в Константинополе". 10-й класс

Разделы: МХК и ИЗО


Цели и задачи урока:

  • сформировать представление о храмовом строительстве в Византии на примере храма Святой Софии,
  • способствовать развитию интереса к культуре Византии и ее связи с культурой Руси,
  • развитие умений анализировать, аргументировать свою точку зрения,
  • создать условия для повышения познавательной и творческо-поисковой активности учащихся, развития их личностно-мотивационной сферы сформировать представление о храмовом строительстве в Византии на примере храма Святой Софии,
  • способствовать развитию интереса к культуре Византии и ее связи с культурой Руси,
  • развитие умений анализировать, аргументировать свою точку зрения.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя.

III. Изложение новой темы. (Работа по блокам может происходить на основе презентации или использования ЦОР).

  • Город Константина
  • Икона "София премудрость Божия"
  • Как было выбрано место для Святой Софии
  • Как строили Святую Софию
  • Внутреннее великолепие храма Святой Софии
  • Символы храма Святой Софии
  • Образ мира
  • Современники и потомки о храме Святой Софии
  • Прекрасен храм, купающийся в мире

IV. Закрепление темы. (Оформление ответов в рабочем листе). Подведение итогов

V. Заключительное слово учителя.

VI. Задание на дом.

Организационный момент

Подготовка к восприятию новой темы. Вводное слово учителя

Главный вопрос урока.?

Почему образ храма Святой Софии константинопольской до сих пор поражает воображение людей и притягивает к себе своей неповторимостью и величием?

Храм Святой Софии в Константинополе, всемирно известный памятник византийской архитектуры, по словам русского ученого Н.П. Кондакова, "сделал для империи больше, чем многие ее войны".

Византийской культуре удалось сохранить блистательную красоту античного искусства. Она вобрала в себя загадочную неподвижность культуры восточных стран. Но великой ее сделало христианство.

Когда возникла Византийская империя?

Кто основал город Константинополь?

Какой храм являлся символом православной веры?

Что означает выражение "Москва - третий Рим"?

Византия подарила миру искусство, в котором глубочайшая духовность являлась мерилом истинной красоты. Возникнув в Константинополе - столице империи, оно оказало влияние на развитие культур многих стран, в списке которых первое место занимает Древняя Русь.

На современной карте этого государства нет. Оно прекратило свое существование в мае 1453 года, когда было завоевано турками, а возникла в 395 году, когда император Феодосий, умирая, разделил Римскую империю на 2 части: Западную и Восточную. Последняя была названа историками XIX века Византией. На уроке мы, естественно, не сможем охватить весь спектр византийской культуры, а остановимся лишь на одном ее шедевре - храме Святой Софии.

Изложение новой темы. (Работа по блокам может происходить на основе презентации или использования ЦОР.Некоторые вопросы, могут быть подготовлены к уроку учащимися.)

Город Константина.

Символом духовного обновления Римской империи с принятием христианства становится город Константинополь, названный именем основавшего его императора, св. равноапостольного Константина Великого. Новая столица империи находилась на границе Европы и Азии, на берегу моря, удобного для торговли и сообщения, посреди плодородных цветущих холмов и долин.

11 мая 330 года состоялось торжественное освящение города Константинополь город, о котором святитель Иоанн Златоуст сказал, что он - подобен небу, стал культурным и религиозным центром для многих православных народов мира.

Довольно скоро Константинополь приобретает черты римского города: но церкви, устроенные на месте языческих храмов, и крест, царствующий повсюду, говорят нам, что это город христианский.

Храм Святой Софии - его греческое название Айя - София - был самым святым местом Константинополя

Икона "София премудрость Божия".

Икона "София премудрость Божия". Это изображение появилось в Византии. Именно такому образу был посвящен храм Софии Премудрости Божией в Константинополе, который был построен по божественному наитию: по преданию, София как Огненный Ангел явилась сыну одного из строителей, повелев назвать храм Ее именем.

Кто дал имя храму святой Софии, неизвестно. Во всяком случае, в IV веке его уже называли Софией. Протоиерей Г. Флоровский говорит, что "нетрудно сказать, как понимали это имя христиане того времени. ЭтобылоимяХриста, СынаБожия".

Храм был освящен впервые 25 декабря (537 г.) Он стал для византийцев храмом вообще, храмом по преимуществу, средоточием всех молитвенных памятей и воспоминаний.

И вместе с тем стал символом царства, символом царственного достоинства и власти - "мать нашего царства", говорит о Софии уже Юстиниан...

Как было выбрано место для Святой Софии.

На месте будущей Софии император Константин Великий построил небольшую церковь-базилику. Храм был богато украшен: редкий мрамор, серебро, золото, мозаики. Но освящен он был уже при императоре Констанции, в 360 году. Констанций увеличил храм так, что современники стали называть его "великой церковью". В 404 году базилика погибла в пожаре.

Император Феодосий Младший в 415 году отстроил церковь заново. В 532 году при императоре Юстиниане вспыхнуло народное восстание, известное под названием "Ника", в результате которого погиб в огне и многострадальный храм Софии. После этого Юстиниан на месте сгоревшей базилики решил воздвигнуть великолепный храм, который своими размерами и пышностью затмил бы все, что было построено в Константинополе до него.

Как строили Святую Софию.

Для возведения грандиозного храма Юстиниан выкупил у частных владельцев ближайшие участки земли и велел снести находившиеся на них постройки.

Для руководства работами Юстиниан пригласил лучших архитекторов того времени: Исидора Милетского И АнфимияТралльского, которые ранее зарекомендовали Себя возведением церкви Святых Сергия И Вакха . Император поручил строительство двум архитекторам: Анфимию из Тралл и Исидору из Милета.

Траллы и Милет - древнейшие греческие города в Малой Азии. Анфимий отлично знал механику, а Исидор был превосходный ваятель. Первому понадобилось неполных два месяца для создания проекта и подготовки к строительству. Само же строительство продолжалось 5 лет, 10 месяцев и 10 дней - сообщают византийские летописи.

Закладка фундамента состоялась 23 февраля 532 года, а строилась святая София всей империей. В Константинополь прибыли драгоценности, взятые из развалин языческих храмов, терм, портиков, дворцов Азии, Греции, островов Архипелага Италии.

Эфесский претор прислал восемь колонн зеленого с черными пятнами мрамора, взятых из храма Дианы. Римская знатная госпожа Марция пожертвовала восемь изящных порфировых колонн из храма солнца в Бальбеке.

Можно было также видеть редчайшие украшения, привезенные из Троады, Кизика, Афин и Циклад; белый с розовыми жилками мрамор Фригии, зеленый мрамор Лаконии, голубой - Ливии, красный гранит Египта, порфир Саиса.

Кроме мраморных украшений Юстиниан, с целью придать возводимому им храму небывалый блеск и роскошь, использовал на его украшение золото, серебро, слоновую кость.

Юстиниан настойчиво стремился к тому, чтобы храм не имел себе равных по красоте. В своем рвении он зашел так далеко, что весь пол в храме захотел вымостить золотыми плитками. Придворные отговорили императора от этого предприятия. Пол был выложен редким по красоте разноцветным мрамором, порфирой и яшмой.

Многое в строительстве этого храма было необычным, например, известь замешивали на ячменной воде, а в цемент добавляли масло. Для верхней доски престола был "изобретен" новый материал: в растопленное золото бросали ониксы, топазы, жемчуг, аметисты, сапфиры, рубины - все самое дорогое.

Юстиниан достиг поставленной цели. Созданный храм превзошел своим великолепием знаменитый храм в Иерусалиме, построенный царем Соломоном. Когда император вошел в храм в день его освящения 25 декабря 537 года, он воскликнул: "Слава Всевышнему, Который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошел тебя, Соломон!" Освящение храма было всенародным праздником. Император осыпал серебром народонаселение столицы

Храм Святой Софии поражает размерами и особым, совершенно не передаваемым ощущением внутреннего пространства. Его венчает огромный купол (около 31,5 метра диаметром), в основании которого прорезано 40 окон. Льющийся из них свет создает впечатление невесомости купола, как бы парящего над храмом, подобно небесному своду. Существует легенда о том, что купол Святой Софии подвешен на золотой цепи с неба и ангелы его поддерживают.

Византийский историк Прокопий Кесарийский писал: "Кажется что храм не покоится на твердом сооружении, но в следствии легкости строения, золотым полушарием, спущенным с неба, прикрывает это место. Все это сверх всякого вероятия искусно соединенное в высоте, сочетаясь друг с другом витает в воздухе"

Вопросы.

Почему Юстиниан настойчиво стремился к тому, чтобы храм не имел себе равных по красоте?

Что означают слова Юстиниана "Слава Всевышнему, Который избрал меня для совершения этого великого дела! Я превзошел тебя, Соломон!"?

Какие архитектурные новшества были применены при строительстве собора Святой Софии?

Внутреннее великолепие храма Святой Софии.

Несомненно, что внутреннее великолепие храма превосходит самое смелое воображение. Золото для сооружения престола в алтаре было сочтено недостаточно драгоценным, и для этого употребили особый сплав из золота, серебра, толченого жемчуга и драгоценных камней, так что поверхность престола имела 72 разных цвета и оттенка.

Все священные богослужебные предметы - чаши, сосуды, ковчежцы - были из самого чистого золота и ослепляли сверканием драгоценных камней; книги Священного Писания с их золотыми переплетами и застежками немало весили. Из золота были все священные принадлежности и предметы придворного церемониала, при короновании и разных византийских церемониях, славящихся своей сложностью и пышностью.

Шесть тысяч канделябров в виде громадных гроздей, столько же переносных подсвечников, каждый весом в 45 кг. Мозаики на куполе сверкали от сияния канделябров, серебряные лампады висели на бронзовых цепях, бесчисленные огни отражались в мозаиках и драгоценных камнях.

Врата были из слоновой кости, янтаря и кедрового дерева с наличниками из позолоченного серебра. В притворе находился яшмовый бассейн со скульптурами львов, извергавших воду.

В Дом Божий могли входить, только омыв ноги.

Вопросы.

Почему храм Святой Софии приобрёл необычайное значение?

Почему Юстиниан не жалел средств на украшение этого здания?

Попробуйте перечислить все материалы, которые были использованы для украшения храма Святой Софии

Символы храма Святой Софии.

В храме Святой Софии выражены две идеи.

Первая - могущество христианства, воплощенная в огромном, непринужденно разворачивающемся пространстве, контрасте светлых и темных мест.

Вторая - зависимость церкви от государства - проступает в декоре храма, схожем с парадными залами императорского дворца.

Благодаря своей величественной архитектуре и убранству главное святилище всего государства внушало мысль о мощи Византийской империи и церкви. Этому служили и размеры храма, рассчитанного на многотысячные людские толпы, и роскошь отделки интерьера цветным мрамором и декоративной мозаикой, и великолепие церемоний, происходивших в храме. Именно в здании нового типа, в купольной базилике св. Софии, наиболее последовательно выражены характерные для византийского искусства тенденции к грандиозности, величественной пышности и торжественности.

Стремление византийцев приводить любую форму к божественному символу обусловило появление и утверждение христианской архитектурной символики, которая принята и сегодня. Четыре стены под одной крышей символизируют четыре стороны света под покровительством единой церкви.

Вопрос.

Какие идеи стремились воплотить строители собора?

"Образ мира".

Византийский храм восхищал современников не только совершенством своих архитектурных форм. Мраморные орнаменты пола, великолепно украшенные одеяния священников, гармоничное пение, тщательно продуманные церемонии религиозных обрядов - всё это глубоко воздействовало на верующих. Интерьер храма был богато украшен произведениями скульптуры, декоративно-прикладного искусства и в особенности живописи.

Храм являл собой образ мира. А поскольку христианство видело в мире определенную иерархию, то эта иерархия обязательно проявлялась в устройстве и оформлении церквей. Существовали строгие правила изображения библейских сцен и их размещения в пространстве храма. Эти правила именуют каноном. Чем важнее было то, что изображалось, тем выше или ближе к алтарю его помещали.

Прежде всего, глаза и мысли входящего в церковь обращались к куполу, олицетворяющему небесный свод. Поэтому там часто изображали Христа в окружении ангелов. От купола взор обычно опускался на алтарь, где фигура Богоматери напоминала о связи Бога и человека.

На четырёх парусах часто изображали четырёх авторов Евангелий. Дальше глаз переходил к изображениям эпизодов земной жизни Богоматери и Христа в том порядке, как они описаны в Евангелиях: от Благовещения через Рождество, Крещение и Распятие к Вознесению.

Ниже были изображены те, чья деятельность связана с Христом: пророки, предсказавшие его пришествие, апостолы - его ученики, мученики, пострадавшие за веру в него, цари, его земные наместники, епископы, возглавлявшие церковь. В западной части церкви могли помещаться изображения, связанные с темой Страшного суда. Храм как бы преодолевал разрыв земли и неба, он заключал в себе всё пространство и всё время.

Вопрос.

Почему храм Святой Софии называют "образом мира"?

Современники и потомки о храме Святой Софии.

Знаменитый византийский писатель Прокопий Кесарийский (ок. 500 - после 565) современник строительства, описывая постройки императора Юстиниана, восторженно описывает собор Святой Софии: "Всякий раз, как кто-нибудь входит в этот храм, чтобы молиться, он сразу понимает, что не человеческим могуществом или искусством, но Божиим соизволением завершено такое дело".

Прокопий Кесарийский: "Этот храм представлял чудесное зрелище, - для смотревших на него он казался исключительным, для слышавших о нем - совершенно невероятным. В высоту он поднимается как будто до неба и, как корабль на высоких волнах моря, он выделяется среди других строений, как бы склоняясь над остальным городом, украшая его как составная его часть, сам украшается им, так как, будучи его частью и входя в его состав, он настолько выдается над ним, что с него можно видеть весь город, как на ладони".

Послушаем снова Прокопия Кесарийского: "Кто оценил великолепие колонн и мраморов, которые украшают храм? Кажется будто находишься на роскошном лугу, покрытом цветами. Можно ли остаться равнодушным перед пурпурной и изумрудной отделкой? Багровый цвет меняется белым, как солнце. Такое впечатление, что художником здесь была сама природа".

Поэт VI века Павел Силенциарий, так воспевал красоту храма Святой Софии:

Все здесь дышит красотой, всему подивиться немало
Око твое, но поведать каким светозарным сияньем
Храм в ночи освящен, и словно бессильно, ты молишь:
Некий ночной Фаэтон, сей блеск излил на святыню.

"Блеск золота, разнообразие цветов и теней, величавые мозаические изображения Иисуса Христа и святых в их цельном первоначальном виде должны были производить неотразимое впечатление на зрителя. Под влиянием таких впечатлений никто, вступив в этот храм, уже не пожелает отсюда возвратиться назад" - писал Павел Силенциарий

Русский паломник Антоний Новгородец, составивший описание Константинополя перед его разграблением крестоносцами в 1204 году, следующее даёт описание алтаря собора:

"Во олтари же великом над святою трапезою великою, под катапетазмою, повешен Коньстянтинов венец, и у него же повешен крест, под крестом голубь злат; и иных царей венцы висят окрест катапетазмы. Тажькатапетазма вся сотворена от злата и сребра, а столпияолтарьныя и амбон все сребряно ... И се же чудо и страшно и святое явление: во святей Софии во олтари великом за святым престолом стоит крест злат, выше двою человек от земля с камениемдрагим и жемчугом учинен, а пред ним висит крест злат полутора локтий ... перед ним три золотых лампады, в которых горит масло, эти лампады и крест соорудил царь Юстиниан, строитель церкви".

Каждаан Алексаандр Петроович - российский историк - византинист-один из крупнейших специалистов XX века по Византии так описывает храм Святой Софии в книге "У стен Царьграда": "Главный Константинопольский храм назван церковью Святой Софии - по-нашему Божественной мудрости: Мы входим в притвор, украшенный изображениями императоров, и оттуда через серебряную дверь попадаем в храм. И сразу замираем, пораженные: снаружи церковь не казалась такой грандиозной, как внутри.

В бесконечную высоту взлетает купол, залитый мягким светом, струящимся из сорока окон уего основании.

Внезапно ты чувствуешь; над тобой - не свод, сложенный умелыми мастерами: Над тобой - небосвод легкий, воздушный, парящий над землей; он не опирается на колонны, он висит сам по себе, охватывая весь храм, словно божественная сфера"

Вопросы.

Что общего в описании Святой Софии у современников и потомков?

Какое впечатление производит храм Святой Софии на зрителя, какие чувства вызывает? Попробуйте объяснить, чем вызвано это впечатление?

Прекрасен храм, купающийся в мире.

Стихотворение Осипа Мандельштама "Айя-София" написано в 1912 году. Мандельштам не бывал в Константинополе и не видел храма Святой Софии, но в это верится с трудом. Торжественная ритмика его строк предельно точно передает впечатление от величественной архитектуры.

Давайте пройдем по храму с томиком Мандельштама в руках и попытаемся прокомментировать некоторые строки его стихотворения.

Айя-София - здесь остановиться
Судил Господь народам и царям!
Ведь купол твой, по слову очевидца,
Как на цепи, подвешен к небесам.
И всем векам - пример Юстиниана,
Когда похитить для чужих богов
Позволила Эфесская Диана
Сто семь зеленых мраморных столбов.
Но что же думал твой строитель щедрый,
Когда, душой и помыслом высок,
Расположил апсиды и экседры,
Им указав на запад и восток?
Прекрасен храм, купающийся в мире,
И сорок окон - света торжество;
На парусах, под куполом, четыре
Архангела прекраснее всего.
И мудрое сферическое зданье
Народы и века переживет,
И серафимов гулкое рыданье
Не покоробит темных позолот.

Вопросы.

Какое настроение передает автор в этом стихотворении?

Какие особенности Софийского собора описывает автор?

Кого имеет в виду автор под словами "строитель щедрый"?

Какие характерные архитектурные особенности упоминаются в стихотворении?

IV. Закрепление темы. (Оформление ответов в рабочем листе). Подведение итогов

V. Заключительное слово учителя.

В конце X века, когда Владимир выбирал веру для Руси, его послы были на богослужении в соборе Святой Софии и так вспоминали об этом: "Ввели нас туда, где служат они Богу своему, и не знали - на земле или на небе мы: ибо нет на земле такого зрелища и красоты такой, и не знаем, как и рассказать об этом - знаем мы только, что пребывает там Бог с людьми". Не случайно именно Софии - Премудрости Божией были посвящены грандиозные соборы, построенные в XI веке в Киеве и Новгороде.

В заключение урока хочу обратить ваше внимание на слова поэтессы Валентины Боровицкой:

":Все на свете уходит - остается искусство.
Цепь веков не прервется голосами поэтов.
Смотрят фрески соборов и полотна портретов.
На земле одряхлевшей будет горько и грустно.
Только пусто не будет, пока живо искусство".

Церковь Святой Софии, Мудрости Божией - уникальный образец византийской архитектуры. Это выдающееся произведение искусства на протяжении многих веков стало примером для архитекторов. Обращая свои взоры на Софию Константинопольскую, строили соборы в Киеве и Новгороде русские зодчие.

Византийская культура не исчезла с падением Византийской империи. Мы с вами являемся хранителями того огромного пласта мировой культуры, который был создан нашими предками, и имеем возможность изучать и восхищаться этими шедеврами.

VI. Задание на дом.

Написать сочинение эссе "Почему Святая София восхищала современников и продолжает восхищать потомков?"

VII. Список используемой литературы и интернет-ресурсов:

  1. Кондаков Н. П. Византийские памятники и церкви Константинополя., М, 2006
  2. Лазарев В.Н. Византийское и древнерусское искусство. М., 1978
  3. Малая история искусств. Искусство средних веков М.,1975
  4. Энциклопедия для детей. Искусство. Том 7. М. : Аванта+,1998.
  5. А. Каждан "У стен Царьграда" Издательство: Детская литература. Москва, 1965
  6. Смирнов С.Г. Задачник по истории средних веков. М. 1995.
  7. Мирошниченко Е. И. О некоторых аспектах византийской культуры
  8. history.nsc.ru>:history:custom:Miroshnichenko.pdf
  9. vizantia.info>docs/20.htm
  10. school-collection.edu.ru>Каталог>
  11. marysasch.livejournal.com>42378.html
  12. http://church.ru/theology/florovsky/sophia.htm

Приложение 1.

Приложение 2.

14.07.2014