Образовательная программа "Ритмическая гимнастика"

Разделы: Музыка, Работа с дошкольниками


В системе образовательных программ дополнительного образования детей данная программа "Ритмическая гимнастика" имеет художественно - эстетическую направленность и включает в себя художественно - эстетическое воспитание и первоначальное хореографическое образование.

Актуальность данной программы определяется с одной стороны, востребованностью специальности и достаточным набором контингента на хореографическое отделение, а с другой стороны, решением в образовательном процессе тех современных художественно - эстетических, духовно - нравствственных задач, которые определены в ФЗ РФ "Об образовании", в концепции развития художественного образования, в концепции модернизации дополнительного образования до 2010 года, в государственном стандарте воспитания.

Актуальность деятельности преподавателей дополнительного образования постоянно возрастает в связи с расширение задач по эстетическому воспитанию детей.

Новизна данной программы отражается в использовании на занятии элементов логоритмической гимнастики. Стихи и песенки лучше запоминаются, если под них делать специально подобранные движения. Выполняя упражнения с пением, дети учатся выразительности, умению распределять дыхание и координировать его с речевой фразой. По средствам чего развивается ритмическое чувство и музыкальный слух.

Особую роль в системе эстетического воспитания играет искусство. В этом отношении значительные возможности для гармонического развития детей представляет хореографическое образование, по средствам которого создаются условия для интеллектуального, художественно-эстетического и духовно-нравственного развития личности учащегося, для культурного и профессионального самоопределения, развития мотивации личности к познанию и творчеству.

Цель образовательной программы: заключается в развитии детей и овладении ими системой знаний, умений и навыков хореографического искусства.

Задачи образовательного процесса:

  • Овладение первоначальной хореографической подготовкой;
  • Развитие общей музыкальности;
  • Развитие и закрепление у детей умения соотносить движения с музыкой;
  • Овладение основами правильной постановки корпуса;
  • Общее физическое развитее и укрепление мышечного аппарата;
  • Приобщить детей к танцевальному искусству, раскрыв перед ними его многообразие и красоту, воспитать эмоциональную отзывчивость;
  • Развитие умения ориентироваться в пространстве, чувствовать ракурс и позу.

Содержание хореографического образования:

Эстетическое воспитание необходимо осуществлять в комплексе со всеми задачами развития и обучения детей, формируя у них такие качества как внимание, собранность, целеустремленность, работоспособность, творческое отношение к труду. Общее физическое развитие, развитие танцевальных данных, музыкальности и артистизма, обучение техники исполнения и танцевальным элементам, формирование характера и личности должны происходить параллельно. В воспитательном процессе, по определению В.А. Сухомлинского, нужна "гармония педагогических воздействий". Только при этом условии возможно достижение главной цели - воспитание творческой всесторонне развитой личности.

Обучение танцу может стать действенным средством эстетического воспитания только при высоком уровне преподавания хореографических дисциплин и четкой организации учебного процесса. Работа педагога с дошкольниками требует учета психологии детей дошкольного возраста.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста:

У детей дошкольного возраста(5-6 лет) восприятие и мышление носят в основном конкретно-образный характер. Ребенок еще не в состоянии со всей полнотой воспринимать выразительные средства каждого из видов искусства. Поэтому на первых порах танец должен быть связан для него не только с музыкой, но и со словом, рисунком, пантомимой.

Например, ритм и темп в музыке ребенок связывает с движением и через него легче их постигает; для выражения своих музыкальных впечатлений он пользуется рисунком; содержание рисунка передает через движение. Таким образом, один вид искусства помогает постижению другого, а их синтез дает необходимую полноту восприятия.

В основе обучения танцу детей 5-6 лет должно лежать игровое начало. Речь идет не только об использовании игры для разрядки и отдыха, а о том, чтобы сделать ее органическим компонентом урока, средством достижения намеченной цели. Игра должна содержать элементы волевых усилий, упорного труда, тогда даже самая напряженная, "скучная" для детей работа станет интересной.

Занятия по хореографии связаны с большой систематической физической нагрузкой на детский организм. При этом сам по себе физический труд, если он не связан с творчеством, не сочетается с трудом умственным, может задержать общее развитие ребенка.

При этом решающее значение имеют не только указания и разъяснения педагога, но и сам урок: содержание материала, композиция урока в целом, положение отдельных учебных заданий.

Следующий важный принцип работы с младшими классами - использования минимума танцевальных элементов при максимуме их возможных сочетаний. Длительное изучение и проработка небольшого количества движений способствует качественному их освоению, что послужит основой для дальнейшего обучения. При этом большое количество сочетаний создает впечатление новизны и дает простор фантазии ребенка.

На занятии учащимся должна предоставляться возможность самостоятельного творчества. Немаловажное значение имеет детское сочинительство, составление детьми учебных танцевальных комбинаций, простейших композиций, этюдов. Навыки, которые развиваются в процессе таких знаний, способствуют формированию творчески активной личности.

Программа рассчитана на два года обучения учащихся в возрасте от 5 до 6 лет и предлагает занятия два раза в неделю по 45 минут. Каждое занятие включает все виды деятельности: гимнастику, ритмику, слушание и анализ музыки, разучивание этюдов. При этом необходимо умело сочетать материал из всех трех разделов программы. Например: ритмические упражнения 10-15 минут, элементы танцевальной азбуки 15-20 минут, разучивание этюдов 15-20 минут.

Все виды деятельности должны чередоваться не механически, а соединяться органично, подчиняясь единому педагогическому замыслу.

В каждом танцевальном виде искусства, существует единая структура, в основе которой лежат начальные навыки и умения учащихся, приобретенные на первых годах обучения хореографии. С каждым годом изучаемый материал усложняется. На первоначальные основы танца, накладывается более развернутые упражнения, с увеличением техничности, повышением амплитуды, добавлением национального колорита. Материал, изученный на первом году обучения, является подготовительным для дальнейшего качественного исполнения. В последующем изучении хореографии, уже освоенные навыки, умения и знания, могут служить, как подготавливающие упражнения, так и входить в структуру урока.

Ведущей формой занятия является групповое занятие. На уроках используются разнообразные игровые методы: убеждение, сравнение, поощрение и одобрение, творческие задания, наглядно-иллюстративные методы (рисунки, видеофрагменты и др.), практический показ, словесные методы (объяснение, проблемные ситуации, инструкции выполнения заданий и др.). В процессе обучения используются диагностические методы: наблюдение, тестирование, беседы, анкетирования, творческие задания. Широкое внедрение в образовательном процессе имеет педагогика сотрудничества, технологии индивидуального, дифференцированного, развивающего обучения, педагогика успеха.

Основными формами текущего контроля является анализ работы и наблюдение. Формами промежуточного контроля являются открытый контрольный урок, который проводиться один раз в полугодие. Которые выделяют творческий рост учащихся и возможности перехода детей к более сложному этапу обучения.

Ожидаемые результаты.

Итогом обучения ритмической гимнастики служит освоение учащихся комплекса духовно-нравственных, эстетических качеств, основами хореографической терминологии; владеть основными двигательными качествами и навыками, необходимыми для дальнейшего освоения хореографического искусства, умением соотносить движения с музыкой, овладеть основами правильной постановки корпуса. Учащиеся должны уметь ориентироваться в пространстве, чувствовать ракурс и позу.

Итогом реализации дополнительной образовательной программы является открытые контрольные занятия для родителей, а также участие детей, как во внутренних мероприятиях центра, так и городских конкурсов фестивалей.

Содержание:

Первый год обучения:

1. Изучение реверенса для девочек, поклона для мальчиков.

2. Шаги

- бытовой;

- танцевальный;

- шаг на полупальцах;

3. Позиции ног

- I, II, III, (полувыворотные), VI.

4. Позиции рук

- Подготовительное положение;

- I, II, III позиции;

- перевод рук из позиции в позицию.

5. Полуприседания по VI, I, II, III позициям.

6. Выдвижение ноги:

- в сторону из VI и I позиции;

- вперед из VI и I позиции;

7. Выдвижение ноги в сочитании с полуприседанием в сторону и в перед.

8. Поднимание на полупальцы по VI и I позициям;

9. Прыжки на двух ногах по VI позиции;

10. Движения для головы:

- повороты на право - на лево;

- вверх - вниз;

11. Движения плеч и корпуса:

- подъем и опускание плеч;

- наклоны корпуса вперед и в сторону;

- повороты, выводя правое и левое плечо вперед.

12. Положения и движения рук, принятые в русской пляске:

- свободно опущенные вниз;

- руки в бок;

13. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- различение правой и левой ноги, руки, плеча;

- повороты в право и влево;

14. Построения и перестроения:

- в колонну по одному;

- свободное размещение в зале;

- "воротца";

15.Parter

- "кошка"

- наклоны к правой и левой ноге "буратино"

- "неваляшка";

- "лошадка"- упражнение сопровождается "цоканьем" языка, как лошадка стучит подковами.

- "велосипед";

- подготовка к "мостику";

- "лодочка";

- "лягушка";

- шпагаты;

16. Логоритмическая гимнастика: см.приложение.

17. Port de bras

Второй год обучения:

1.Изучение реверенса для девочек, поклона для мальчиков.

2.Шаги:

- легкий бег;

- шаг с подскоком;

- боковой подскок (галоп)

3. Позиции ног

- I, II, III, IV( полувыворотные), VI.

4. Позиции рук

- Подготовительное положение;

- I, II, III позиции;

- перевод рук из позиции в позицию.

5. Выдвижение ноги в сторону и в перед с переводом "носок - каблук" в характере русского народного танца;

6. Выдвижение ноги с переводом "носок - каблук" (вперед, в сторону) в

сочетании с полуприседанием.

7. Поднимание на полупальцы по VI и I позициям;

8. Движения для головы:

- повороты на право - на лево;

- вверх - вниз;

- наклоны с различной амплитудой;

9. Движения плеч и корпуса:

- подъем и опускание плеч;

- наклоны корпуса вперед и в сторну;

- повороты, выводя правое и левое плечо вперед.

10. Положения и движения рук, принятые в русской пляске:

- руки скрещенные на груди;

- взмахи платочком;

11. Упражнения на ориентировку в пространстве:

- движение по линии танца и против линии танца;

- движение по диагонали.

12. Построения и перестроения:

- в колонну по одному;

- в пары и обратно;

- круг;

- сужение и расширение круга;

13. Parter

- "кошка"

- наклоны к правой и левой ноге "буратино";

- "медуза";

- "неваляшка";

- "велосипед";

- "ножницы";

- "мостик";

- "лодочка";

- "дельфин";

- "лягушка";

- шпагаты;

14. Кросс:

- русский переменный ход;

- подготовка к вращениям, умение держать точку;

15. Прыжки:

- по VI позиции;

- "звездочка";

- с продвижением вперед, назад, в стороны.

16. Трюковые элементы:

- кувырок назад;

- "колесо";

- стойка на руках;

- "рондат";

17. Логоритмическая гимнастика: см.приложение.

18. Port de bras

Список используемой литературы:

Книги о хореографии:

  1. Барышникова Т. Азбука хореографии Методические указания в помощь учащимся и педагогам детских хореографических коллективов, балетных школ и студий. - СПб.: "ЛЮКСИ", "РЕСПЕКТ". - 256с.
  2. Богаткова Л. И мы танцуем - М: Издательство "Детская литература". - 194с.
  3. Руднева С., Фиш Э. Ритмика. Музыкальное движение. М.: Просвещение,1972.

Учебно-методические пособия:

  1. Бриске И.Э. Мир танца для детей. Челябинск: "ЧГАКИ".-2005 - 62с.
  2. Громов Ю.И. Учебно-творческая и постановочная работа в хореографическом коллективе.- Ленинград: "ВПШК"-33с.
  3. Есаулова К.А., Есаулов И.Г. Народно-сценический танец. Ижевск: Издательский дом "Удмуртский университет", 2004,208с.
  4. Конорова Е.В. Танец и ритмика в начальной школе. М.: Музгиз,1960.
  5. Нарская Т.Б. Историко-бытовой танец. - Челябинск: "ЧГАКИ". - 1984 - 38с.
  6. Нарская Т.Б. Классический танец. - Челябинск: "ЧГАКИ",2001 - 140с.
  7. Неугасова Т.Н. Методика преподавания Историко-бытового танца. - Ленинград: ВПШК - 35с.
  8. Пестов П.А. Уроки классического танца. 1 курс. - М.: " Вся Россия", издательский дом, 1999 - 428с.

Видео записи:

  1. Вариации из балетов Кировского театра;
  2. Балет "Конек горбунок";
  3. Балет "Щелкунчик".
  4. Балет "Спящая красавица".
  5. Балет " Золушка".

Приложение 1.

Приложение 2.