Урок-игра по литературе "Заседание художественного совета" по теме "Сатира 39-х годов ХХ века, ее актуальность"

Разделы: Литература


Цель: обобщить материал по теме; выявить, какие проблемы волновали писателей-сатириков 30-х годов, как решали в своих произведениях эти проблемы.

Задачи:

  • раскрыть актуальность произведений писателей-сатириков как в 30-е годы, так и сегодня;
  • развивать творческие способности и мыслительную деятельность учащихся;
  • вырабатывать свою точку зрения на мир, окружающую среду;
  • воспитывать интерес к сатирическим произведениям.

Оборудование: тексты произведений: В. Маяковского, М. Булгакова, М. Зощенко; интерактивная доска; презентация по теме (с музыкальным сопровождением).

Эпиграф к уроку:

Совесть, Благородство и
Достоинство-вот оно
Святое наше воинство.
Протяни ему ладонь,
За него не страшно и в огонь.
Лик его высок и удивителен,
Посвяти ему свой краткий век.
Может, и не станешь победителем,
Но зато умрешь, как человек.
Б. Окуджава

Учитель: Сегодня необычный урок - урок-игра "Заседание художественного совета". Мы с вами изучили творчество сатириков 20-30 годов: В. Маяковского, М. Зощенко, М. Булгакова, Ильфа и Петрова. На обобщающем уроке остановимся на творчестве: В. Маяковского, М. Булгакова, М. Зощенко. Почему? Произведения их выбраны не случайно.

Во-первых, эти художники слова актуальны, т. к. поднимают проблему бездуховности, особенно остро стоящую сегодня; показывают, к чему нас ведут воинствующие хамство и невежество. Во-вторых, эти художники слова писали, творили свои сатирические произведения примерно в одно и то же время. Это позволяет нам увидеть, что разных авторов волновали одни и те же вопросы жизни, но каждый раскрывает их по-своему, под своим углом зрения, как бы дополняя друг друга.

Сегодня будут мне помогать вести урок актеры, читатели, зрители, литературные, музыкальные и театральные критики. (Класс разделен на три группы. Каждая группа представляет своего писателя-сатирика, обсуждает творчество этого автора).

Литературный критик: Мы познакомились с произведениями писателей- сатириков. И сегодня, обсуждая и анализируя сатирические произведения, хочу сказать несколько слов о значении такой литературы. Здоровый, жизнеспособный народ всегда видит свои недостатки и знает, что меткое, своевременно сказанное острое слово- действенное орудие борьбы против них. Корни русской сатиры уходят в далекое прошлое. Мы помним русские народные сказки про Иванушку- дурачка. Это тоже сатира. После Октябрьской революции жанр сатиры становится особенно популярным. Демьян Бедный, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко, Михаил Булгаков продолжают традиции замечательных русских сатириков Н. В. Гоголя, М. Е. Салтыкова-Щедрина и развивают свои. Произведения свои они обращают против мещанства, обывательщины, бюрократизма и других пороков общества. Главным предметом изображения для сатириков остаются нравы, обычаи и характеры людей. В наше время сатира вновь становится одним из ведущих жанров литературы. Именно она способна боротьсяс хамством, невежеством, пассивностью.

Художник и режиссер Николай Акимов считал, что сатира, бьющая в цель, должна волновать, беспокоить, тревожить. Зритель и читатель должны быть уверены, что они и сами что-то должны делать для устранения зла. Тогда сатира достигнет своей цели.

Так нужны ли нам сегодня произведения Маяковского, Зощенко, Булгакова? Эти вопросы и предстоит нам сейчас решить.

Первая группа. Театральный критик: Наша группа представляет на общественный судработу по творчеству В. В. Маяковского, как сатирика, и его пьесу "Клоп". Разрешите мне сначала сказать несколько слов о сценической истории комедии В. Маяковского "Клоп".

Первая постановка пьесы Маяковского была осуществлена в театре знаменитого реформатора театрального искусства Всеволода Мейерхольда в 1929 году. Музыку к спектаклю написал молодой Дмитрий Шостакович. Роль Присыпкина исполнил Игорь Ильинский. Ильинский, по его словам, играл Присыпкина "монументальным холуем, хамом". Актер утрировал размашистость походки, придал тупое выражение лицу, немного кривовато ставил ноги. Внушительность превращалось в самодовольство, уверенность- в беспросветную наглость. Театр Мейерхольда поставил во весь рост проблему заразительности, мещанства и его опасность.

Показ слайдов: театр Мейерхольда, сцен из спектакля с участием Ильинского.

Музыкальный редактор: Я, как музыкальный редактор, использовал бы при постановке этой пьесы на современной сцене следующие музыкальные композиции. Для первой части, где показан универмаг, покупатели, торговцы разными товарами, масса людей, прохаживающая по театру, предложил бы музыку Шостаковича или записи фокстротов 30-х годов. Под эту музыку интересно представить образ Присыпкина, самодовольного, наглого, думающего о своем благополучии за счет государственной службы и богатой невесты и её родителей. Для второй части я бы предложил песню Валерия Леонтьева"Зеленый свет", чтобы подчеркнуть механичность, бездумность, выхолощенность общества будущего.

Звучит музыка: фокстрот. Актеры разыгрывают сценку из первой части пьесы "Клоп". Учитель: В каких словах Присыпкина звучит его основной жизненный принцип? Музыкальный редактор: Ко второй части больше подходит музыка быстрая, я бы предложил песню Валерия Леонтьева "Зеленый свет", чтобы подчеркнуть механичность, бездумность, выхолощенность общества будущего. Звучит первый куплет и припев песни "Зеленый свет". Актеры разыгрывают сценку из последней части пьесы "Клоп".

Литературный критик: Да, действительность, механичность, бездумность, равнодушие будущего общества показаны во всей пьесе. Вспомните эпизод с голосованием. Чего только стоят механические руки! Даже голосование механизировано! И никто не обращает внимания на отдельные голоса. Бактерии мещанства распространяютсяв обществе будущего. От них нет спасения. Об этом и говорится в конце пьесы.

Зритель: Так ли уж опасен Присыпкин? Стоит ли говорить о нем сегодня? Почему вы делаете из Присыпкина такую омерзительную личность? По-моему, он обыкновенный человек, который хочет жить хорошо; иметь приличную жилплощадь, положение в обществе, солидный заработок. Разве большинство из вас хочет не того же?

Читатель: Да, пьеса правдивая. Всё, как в жизни. Одни лопатой деньги гребут, другие- кое-как, без жилья, без денег. Учитель: В сложную и драматическую эпоху 20-х годов входит в литературу другой писатель, сатирик, юморист М. М. Зощенко. Уже первые произведения молодого писателя свидетельствовали о том, что сатирический цех наполнился мастерством ни на кого не похожим. Главным открытием прозы Зощенко были его герои, люди самые обыкновенные, неприметные. Они, эти люди, далеки от понимания причин и смысла происходящих перемен, не могут в силу привычек, взглядов, интеллекта приспособиться к новым общественным отношениям, к новым государственным законам и порядкам, а потому попадают в нелепые, глупые, а порой в тупиковые житейские ситуации, из которых самостоятельно выбраться не могут, а если им это все-таки удается, то с большими моральными и физическими потерями. Это мы видим в маленьком рассказе "Галоша".

Вторая группа. Читатель: чтение отрывка из рассказа М Зощенко "Галоша".

Зритель: Да, бюрократизм, бумажное волокитство, хамство живучи и в наше время.

Театральный критик: Произведения М. Зощенко превосходно читал Игорь Владимирович Ильинский. Но всё же он не мог сравниться с самим М. Зощенко. Фонограмма: чтение М Зощенко рассказа "Расписка". Учитель: В 1934 году Зощенко писал: "Французский писатель Вольтер своим смехом в свое время погасил костры, на которых сжигали людей. А мы по мере своих слабых и ничтожных сил берем более скромную задачу. И своим смехом хотим зажечь хотя бы небольшой, вроде лучины, фонарь, при свете которого некоторым людям стало бы заметно, что для них хорошо, что плохо, а что посредственно. Литературный критик: Персонажи Зощенко, как послушные марионетки, безропотно подчиняются обстоятельствам. Нет управы на бюрократов, на взяточников, волокитчиков, которых плодила административно-командная система. Будучи оптимистом по натуре, Зощенко надеялся, что его рассказы сделают людей лучше и в свою очередь- общественные отношения. Учитель: Своими рассказами М. Зощенко как бы призывал не бороться с людьми-носителями обывательских черт, а помогать им от этих черт избавляться. Нужна кропотливая, тонкая, со знанием психологии людей работа. И не на месяцы, а на годы. Нужно научить людей стать умнее и справедливее, строго спрашивать с тех, чье злоупотребление властью, чванство и равнодушие подрывают и без того еще не окрепшую веру людей в грядущую жизнь. Вот в этом и вызывает сатира Зощенко огромный интерес у современного читателя. Вот почему зощенковский смех и сегодня актуален. Третья группа. Литературный критик: На современном этапе перед нашим обществом стоит проблема экологии культуры, о которой так много пишут в газетах и журналах, говорят по телевидению. Сохранение духовности - вот наша цель. В борьбе с бездуховностью М. Булгаков- наш союзник. Люди, утратившие духовность, - обречены. В будущем они станут чудовищным феноменом. Такого героя мы видим в повести М. Булгакова "Собачье сердце". Булгаковский Шариков вновь становится псом, как существо, не способное быть человеком. А Швондер - представитель новой морали, напоминает нам бюрократов, волокитчиков из рассказа Зощенко "Галоша". В жизни Шариков невозможен без Швондера. Именно он вдолбил в тупую голову Шарикова мысль о классовом превосходстве. Шариков невозможен без Швондера, но и Швондеру без него не на кого опереться. Вспомним эпизод, где Швондер диктует, а Шариков пишет донос на профессора. Читатель: чтение эпизода из повести "Собачье сердце". Музыкальный редактор: Для музыкального оформления повести "Собачье сердце" я бы использовал фрагменты из симфонии Моцарта, эта музыка подчеркивает интеллигентность, культуру профессора, а также несет жизнеутверждающее, хотя трагическое начало. Звучит симфония Моцарта. Музыкальный редактор: Там, где Швондер, Шариков- использовать "Болеро" Равеля, как символ механической, разрушающей, наступательной силы хамства. Звучит "Болеро" Равеля. Артисты: показ эпизода из повести "Собачье сердце"(Оформление документа на Шарикова). Литературный критик: В повести М. Булгакова "Собачье сердце" не положительных героев. Есть талантливый герой, который преображает жизнь- профессор Филипп Филиппович Преображенский, который творит чудеса за операционным столом, готов творить благо, но ему это не удается. Его талантом пользуются грязные люди: некий омоложенный профессором фрукт, шуршащая дама, некто лысый, который увлекся 14-летней девочкой. В конце повести мы видим и чувствуем, что никогда больше не поднимется рука профессора произвести эксперимент, никогда не пустится в дерзкий поиск. Теперь талант его будет зарыт в землю.

Зритель: Да, всё как в жизни. Одни лопатой деньги гребут, другие- кое-как, без жилья, без денег, третьи должны зарывать свой талант. Учитель: Вот и подошли мы к заключительным словам нашей темы, нашего урока. (Читает эпиграф). Не относятся ли эти слова к нашим писателям-сатирикам, которые пробуждали в человеке Совесть, Благородство, Достоинство? Может, и не победили они бюрократизм, подлость, хамство, но они с ними боролись, этой борьбе отдали свою жизнь. Трагическая судьба была каждого из них. Уйдет из жизни Маяковский. Под запретом был Зощенко. Только Постановлением от 20 октября 1988 года восстановлено доброе имя писателя. Булат Окуджава о судьбе мужественных литераторов писал:

Поэтов травили, ловили
На слове, им сети плели,
Куражась, корнали им крылья,
Бывало, и к стенке вели.

Произведения писателей-сатириков учат нас жить, учат видеть человеческие пороки и бороться с ними. Значит, их произведения нам нужны, и имена В. Маяковского, М. Зощенко, М. Булгакова будут бессмертны.

Использованная литература:

  1. В. В. Маяковский. Сочинения, том 2. М, Издательство "Правда", 1990.
  2. М. М. Зощенко. Рассказы. М, Издательство "Просвещение", 1999.
  3. М. А. Булгаков. Избранное. М, Издательство "Просвещение", 2001.