Портфолио ученика начальной школы

Разделы: Классное руководство


С 2009 года работаю с учащимися над составлением электронного (бумажного) Портфолио.

В настоящее время образовательная технология “Портфолио” приобрела большую популярность. В соответствии с требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов меняется система требований к результату образования, меняется и система оценивания достижений учащихся. Особое место в новой системе оценивания уделено Портфолио. Данная форма оценивания достижений учащихся частично освоена в школе: большинство учеников с 1 класса накапливают свои результаты и представляют их как в классном, так и в индивидуальном Портфолио. Теперь наличие Портфолио становится обязательным требованием!

Работать над Портфолио ученика (обязательно - бумажный вариант, по желанию – электронный вариант) начинаю с 1 класса. Чтобы привлечь родителей к созданию Портфолио ребенка провожу родительское собрание на тему: “Портфолио ученика начальной школы”.

Родительское собрание

Цели: способствовать формированию у родителей потребности в оформлении Портфолио, которое помогает выявлению и развитию индивидуальных способностей ребенка.

Вопросы для обсуждения:

  1. Портфолио в школе
  2. Нужно ли оформлять Портфолио нашим детям?
  3. Каким мы его видим?

Одной из основных задач обучения и воспитания в начальной школе является выявление и развитие индивидуальных творческих способностей ребенка. Основные цели и задачи ведения Портфолио в начальных классах:

  • создание ситуации успеха для каждого ученика, повышение самооценки и уверенности собственных возможностях;
  • максимальное раскрытие индивидуальных способностей каждого ребенка;
  • развитие познавательных интересов учащихся и формирование готовности к самостоятельному познанию;
  • формирование установки на творческую деятельность и умений творческой деятельности, развитие мотивации дальнейшего творческого роста;
  • формирование положительных моральных и нравственных качеств личности;
  • приобретение навыков рефлексии, формирование умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями (“я реальный”, “я идеальный”);
  • формирование жизненных идеалов, стимулирование стремления к самосовершенствованию.

Для решения этих задач необходимо сместить акцент, сделав основной упор не на Портфолио документов, а на Портфолио творческих работ.

Девизом работы с Портфолио ученика начальной школы должна стать фраза “Каждодневный творческий процесс ученика должен быть зафиксирован”.

Работа над Портфолио – хорошая возможность проявить себя, подойти творчески к этой задаче, придумать что-то свое, оригинальное. Единственное, чего стоит опасаться, так это того, чтобы Портфолио ученика начальной школы не назывался “Портфель моих достижений” и чтобы не выводился на первый план раздел, документально подтверждающий эти достижения (грамоты и сертификаты).

Возможный вариант составления Портфолио:

Титульный лист. Содержит основную информацию (ФИО ребенка, учебное заведение, класс), контактную информацию и фото ученика. Необходимо дать возможность ребенку самому выбрать фотографию для титульного листа. Не стоит давить на него и склонять к выбору строгого портрета. Нужно дать возможность показать себя таким, каким он себя представляет и хочет представиться другим.

  • Раздел “Мой мир”. Здесь можно поместить любую информацию, которая интересна и важна для ребенка. Возможные заголовки листов:
  • “Мое имя” - информация о том, что означает имя, можно написать о знаменитых людях, носивших и носящих это имя. Если у ребенка редкая или интересная фамилия, можно найти информацию о том, что она означает.
  • “Моя семья” - здесь можно рассказать о каждом члене семьи или составить небольшой рассказ о своей семье.
  • “Мой город” - рассказ о родном городе (поселке), о его интересных местах.
  • “Мой маршрут” - нарисованная вместе с ребенком схема маршрута от дома до школы. Важно, чтобы на ней были отмечены опасные места (пересечения дорог, светофоры).
  • “Мои друзья” - фотографии друзей, информация об их интересах, увлечениях.
  • “Мои увлечения” - небольшой рассказ о том, чем увлекается ребенок. Здесь же можно написать о занятиях в спортивной секции, учебе в музыкальной школе или других учебных заведениях дополнительного образования.
  • “Моя школа”, “Мои педагоги” - рассказ о школе и о педагогах.
  • Раздел “Моя учеба”. В этом разделе заголовки листов посвящены конкретному школьному предмету. Ученик наполняет этот раздел удачно написанными контрольными работами, интересными проектами, отзывами о прочитанных книгах, графиками роста скорости чтения и т.д.
  • Раздел “Мое творчество”. В этот раздел ребенок помещает свои творческие работы: рисунки, сказки, стихи. Если выполнена объемная работа (поделка), можно поместить ее фотографию. Родителям необходимо предоставить полную свободу ребенку при наполнении этого раздела! Если работа принимала участие в выставке или участвовала в конкурсе, также необходимо дать информацию об этом мероприятии: название, когда, где и кем проводилась.
  • Раздел “Мои впечатления”. В начальной школе дети принимают активное участие в экскурсионно-познавательных программах, ходя в театр, на выставки, посещают музеи. Необходимо в завершении экскурсии или похода предложить ребенку творческое домашнее задание, выполняя которое, он не только вспомнит содержание экскурсии, но и получит возможность выразить свои впечатления.
  • Раздел “Мои достижения”. Здесь размещаются грамоты, сертификаты, дипломы, благодарственные письма. Причем в начальной школе не следует разделять по важности успехи в учебе и успехи в спорте. Лучше выбрать расположение не в порядке значимости, а в хронологическом порядке.
  • Раздел “Отзывы и пожелания”. В Портфолио ученика начальной школы этот раздел включает положительную оценку педагогом его стараний. Также стоит добавить лист отзывов, где учителя могут высказать свои рекомендации и пожелания, например, по итогам учебного года.

Важно помнить. В самом начале, когда ребенок начинает работать над составлением Портфолио, без помощи родителей ему не обойтись. Но по мере того, как он взрослеет эту помощь надо сводить к минимуму. Необходимо с самого начала построить работу ребенка таким образом, чтобы он сам прикладывал определенные усилия к формированию Портфолио. В процессе работы неизбежно происходит процесс осмысления своих достижений, формирование личного отношения к полученным результатам и осознание своих возможностей.

В начале нового учебного года необходимо внимательно изучить Портфолио, проанализировать собранный в нем материал. При переходе в старший класс содержимое всех разделов надо полностью обновить. Менее значимые работы и документы извлекаются (можно поместить в отдельную папку), а то, что представляет большую ценность, размещается в специальном разделе. Его можно озаглавить “Работы, которыми я горжусь”. Портфолио помогает проследить индивидуальный прогресс ученика, помогает ему осознать свои сильные и слабые стороны. Это происходит в процессе сбора информации о себе, в процессе осмысления своих достижений и в процессе формирования личного отношения к полученным результатам. Портфолио повышает социальную активность школьников, уровень осознания ими своих целей и возможностей. Ребенок должен максимально подробно и всесторонне представить свои достижения в Портфолио, чтобы анализ позволил ему определять цели и поставить адекватные задачи по своему развитию. Это становится возможным благодаря тому, что в качестве источника анализа рассматриваются не только успехи в учебе, но и трудовой опыт, внеурочная деятельность, то есть собственно жизнь.

В этом случае положительно решаются следующие педагогические задачи:

  • поддержка высокой мотивации школьников во всех областях их деятельности;
  • поощрение их активности и самостоятельности, расширение возможности обучения и самообучения;
  • развитие навыков самоанализа и самооценки;
  • формирование умения планировать и организовывать свою деятельность.

Чтобы добиться их, работа с Портфолио должна быть организована и системна. Но это должно сочетаться с принципом добровольности при сборе информации. Данный принцип позволяет более серьезно и вдумчиво относиться к своим занятиям, увлечениям, даже к своему свободному времени, которое можно использовать с большим эффектом для собственного развития.

Материал Портфолио собирается не один год, а в течение всего периода обучения. Строгих правил (государственного образца), описывающих то, как должен выглядеть Портфолио ученика российской школы, на данный момент нет. На сегодняшний день широкое распространение имеет комплексный Портфолио для учащихся 9-х классов, который имеет следующую структуру:

  1. Титульный лист
  2. Первый раздел “Официальные документы”
  3. Второй раздел “Творческие работы и социальная практика”
  4. Третий раздел “Отзывы и рекомендации”
  5. Четвертый раздел “Общая информация”
  6. Сводная итоговая ведомость

Безусловная ценность Портфолио заключается в том, что он способствует повышению самооценки ученика, максимальному раскрытию индивидуальных возможностей каждого ребенка, развитию мотивации дальнейшего творческого роста. Поэтому крайне важно усвоить для себя и пояснить ребенку, что составление. Портфолио – это не гонка за дипломами и всевозможными грамотами! Важен сам процесс участия в учебной деятельности или творческой работе, а не его результат.

Портфолио – перспективная форма представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика. Портфолио выпускника может служить дополнением к результатам ЕГЭ или каких-либо иных форм экзаменов при поступлении в ВУЗ, поскольку наиболее полно покрывает тот дефицит информации об абитуриенте, который неизбежен при любой экзаменационной процедуре. Портфолио в качестве накопительной оценки отражает устойчивые и долговременные образовательные результаты, компенсируя эффект случайного успеха или неуспеха в ситуации экзамена, тестирования.

Список использованной литературы и интернет-ресурсов.

  1. Пейп С.Дж., Чошанов М. Учебные портфолио – новая форма контроля и оценки достижений учащихся // Директор школы. – 1998. – № 3. – с.76.
  2. Большая книга о маленькой школе / Под ред. Т.В. Светенко, И.В. Галковской. – Псков: ПГПИ, 2003. – с.242.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред. Е.С.Полат. – М.: Аcademia, 2000. – С.151.
  4. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Портфолио в профильном обучении (анализ зарубежного опыта) // Профильная школа. 2005.– №3., стр. 45 – 56.
  5. Новикова Т.Г., Прутченков А.С. Предупреждение ошибок при использовании портфолио. // Профильная школа. 2006. – №3, стр. 51-53.
  6. Новикова Т.Г., Пинская М.А., Прутченков А.С., Федотова Е.Е. Использование портфолио учащегося в предпрофильной подготовке и профильном обучении. Методическое пособие. – М.: , 2008. - 114 с.
  7. Портал “Солнышко” http://www.solnet.ee/
  8. Сеть творчески работающих учителей http://www.it-n.ru

13.07.2014