Урок МХК по теме "Портрет времени года"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели:

Обучающие:

1. Знакомство с творчеством Джузеппе Арчимбольдо;

2. Формирование практических навыков:

а) создание “арчимбольдесок”, как самостоятельная творческая работа;

б) свободно без напряжения работать карандашом.

Развивающие:

1. Развитие творческого воображения, композиционного мышления, художественного вкуса;

2. Формирование умения видеть красоту окружающего мира.

Воспитательные:

1. Воспитание любви к изобразительному искусству;

Материалы.

  1. Бумага, карандаш, гуашь, палитра, кисти, тряпка.
  2. Зрительный ряд.
  3. Репродукции картин Джузеппе Арчимбольдо.
  4. Музыкальный ряд.
  5. “Времена года” Вивальди.

I. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Тема нашего занятия “Портрет времени года”.

II. Вступительная беседа

- Давайте вспомним, какие Вы знаете времена года?

Дети отвечают (зима, весна, лето, осень)

- Очень хорошо. А что Вы вспоминаете, если я Вам скажу, например, слово “лето”?

Дети перечисляют свои ассоциации.

III. Этап подготовки учащимися к активному усвоению нового материала

Показываю детские рисунки с изображением зимнего пейзажа, весеннего и т.д.

- А почему невозможно перепутать зимний пейзаж с летним?

Дети отвечают.

- Какие цвета мы используем, когда рисуем зимний пейзаж?

- Да, правильно. В зимнем пейзаже Вы использовали холодные цвета – это синий цвет, голубой, фиолетовый. А в летнем пейзаже мы рисуем теплыми цветами – это красный, оранжевый, желтый.

- А сейчас сделаем мини упражнение. Каждый получает по 4 карточки. Ваша задача: определить, где какое время года и правильно их расположить, то есть, что за чем следует.

Упражнение: каждому ребенку раздаю по 4 карточки (открытки) с изображением времен года (весна, лето, осень, зима). Определить, где какое время года.

- Молодцы! Все справились с упражнением.

- Кто мне ответит что такое “портрет”?

Портрет – жанр изобразительного искусства, отличающийся изображением одного человека или группы людей. Кроме внешнего, индивидуального сходства художники стремятся в портрете передать характер человека, его духовный мир.

IV. Этап усвоения новых знаний

- До сегодняшнего дня мы с Вами изображали время года в жанре пейзаж.

- И, сегодня я Вас познакомлю с удивительным художником Арчимбольдо Джузеппе (1527 – 1593 гг.) – итальянский художник. Он родился в Милане, его отец тоже был художником, так что ребенок с детства рос в атмосфере искусства. В доме живописца Луини, с семьей которого были дружны Арчимбольдо, юноша имел возможность видеть рисунки и рукописи самого Леонардо да Винчи, которые хранил Луини. Воображение начинающего художника поразили рисунки великого мастера, на которых удивительные чудища, странные сочетания растений и животных составляли лица людей.

С детства Джузеппе любил фантазировать, т.е. придумывать то, чего на самом деле не бывает, а когда стал взрослым, то не переставал это делать в своих работах. Он писал портреты с натуры и по памяти, но прославился портретами, написанными по воображению.

До нашего времени дошло четырнадцать станковых картин Арчимбольдо. Среди них два больших цикла: “Времена года” и “Стихии”. Его портреты сохранились до наших дней. Очень долгое время почти никто не видел их, потому что Арчимбольдо был не простым, а королевским художником. Его портреты украшали дворцы, куда пропускали не каждого, а только очень знатных людей.

Картины художника — это более чем своеобразные натюрморты; их можно назвать натюрмортами-курьезами.

Картины цикла “Времена года” представляют собой, с одной стороны, портреты, но, с другой стороны, это именно курьезные натюрморты.

Теперь внимательно рассмотрим портреты времен года.

- Попробуйте узнать, где весна, где лето, где зима?

- Объясните, почему Вы так думаете?

Дети отвечают.

- Да, правильно. В каждом портрете художник соединил вместе только то, что соответствует времени года.

- Так, на холсте под названием “Весна” на темном фоне, по-видимому, символизирующем ночь, всевозможные растения и цветы расположены таким образом, что создают образ человека, находящегося в профиль к зрителю. Из розоватых крупных роз состоят щеки, два небольших алых цветка превратились в приоткрытые губы, между которыми виднеются маленькие белые цветочки-зубы. Голова — шапка из алых, розовых, белых, желтовато-коричневатых цветов, и больших, и маленьких. Из белых нежных цветов соткан воротник костюма, окрашенного в оливково-бежевые тона. Картина раскрывает тему рассвета, юности, зари (детства). Освещенные первыми лучами солнца, раскрываются цветы. Разгорается утренняя заря, которая сгущается в тюльпанах и розах, растекается по нежным лепесткам лилий и кувшинок. Нежно-зеленые листья растений по-весеннему свежи и молоды. Цветы вырастают из только что проросших стеблей.

В картине “Лето” главная тема — тема знойного летнего полдня, символизирующего сильную, уже расцветшую молодость. Профиль человека составлен из плодов, которые прорастают из золотых колосьев пшеницы.

- Попробуйте назвать плоды, из которых состоит этот портрет?

Дети отвечают.

Колорит всей композиции яркий, насыщенный. Наливные яблоки, груши, сливы — все яркое, спелое. Если приглядеться внимательно, то можно увидеть, что нос изображен в виде огурца, бровь — колосок, улыбающийся рот — стручок гороха, из раскрытых створок которого выглядывают горошинки. Чеснок, кукуруза, кабачки — изобилие и овощей, и фруктов, и все они участвуют в создании этого необычного натюрморта.

Натюрморт “Осень”, - тема среднего возраста, находит свое развитие в изображении осенних плодов, освещенных лучами заходящего солнца. Отсюда Краснова – желтый колорит картины. Рыжеватые осенние листья, тяжелые грозди золотистого винограда, сочные, спелые Гриши и яблоки, грибы и овощи – все это создает удивительную картину изобилия и богатства природы.

Картина “Зима” завершает цикл. Перед нами – ствол старого дерева, похожего на старика, который пытается укутаться в какую-то одежду и защитить себя от холода. Одежда сплетена из соломы. На ветке уже не летние плоды, а лимон и апельсин. Тему старости, увядания прекрасно раскрывает желтовато-бурый колорит в сочетании с фиолетовыми цветовыми пятнами. Изрытое морщинами дерево, сплетающиеся сухие ветви, сучья, сухие листья, пни – все это окрашено какой-то поэтической грустью. (Италия - средняя температура января от 0 до 12 °С).

Натурфилософская идея о живом космосе находит отражение и в известном цикле Арчимбольдо “Стихии”. Очень интересно полотно “Огонь”. Художник проявляет чудеса фантазии, изображая всевозможные виды пламени.

Современники чувствовали поэтичность полотен Арчимбольдо. Г. Команини посвятил одной из картин художника – “Вертумн” - целую поэму.

ВЕРТУМН (Вортумн) (лат. Vertumnus), в римской мифологии божество, очевидно, этрусского происхождения, имя которого римляне возводили к глаголу vertere (поворачивать) и считали его богом смены времен года.

Вертумн – это сказочное существо, божество садов и обработки земли. В Древнем Риме его считали также покровителем торговли. Вертумн мог принять любой облик. Картина стала вершиной творчества Арчимбольдо.

На полотне предстает символический образ плодоносящей природы, исполненной жизненных сил, изобилия, щедрости.

- Полотна Арчимбольдо пользовались огромным успехом и породили целую армию подражателей, которые, стали создавать портреты из даров природы. Такие работы назывались “арчимбольдесками”. В XVII в. эти так называемые арчимбольдески наводнили Францию, Италию, Голландию и другие страны Европы. Однако, в отличие от самого Арчимбольдо все, они забыты, картины же настоящего художника продолжают, и сейчас поражать наше воображение, и заставляют восхищаться мастерством их создателя.

V. Этап закрепления нового материала

- Сейчас выполним упражнение. Сейчас вы разделитесь по парами и выберете время года. Вот в этой корзинке лежат разные плоды. Вы, должны будете, определить и разобрать к какому времени году относится тот или иной плод. Но, так как их у нас не очень много, кому не достанется, могут нарисовать на бумаге. И еще, здесь нету растений, Вы их тоже нарисуете на бумаге. Время на работу дается максимум 5 минут.

Дети работают, рисует на маленьких листах бумаги. Время на упражнение - 3 минуты.

VI. Практическая работа

- Человека можно “сложить” из даров природы, но конечно, добавив при этом долю добродушного юмора и улыбку к своей фантазии и умению изображать.

- Приступаем к работе. Наша задача сегодня – изображение конкретного времени года в образе человека. Используя при этом характерные для данного сезона овощи, фрукты, ягоды, цветы.

Практическая работа.

Следить за спинами детей, что бы не сутулились. ТБ.

Этап работы:

  1. Выбрать время года.
  2. Работа над созданием образа. Эскиз.
  3. Если композиция Вас удовлетворяет, перенести ее на большой лист бумаги. Линии должны быть легкими, не нажимайте на карандаш.
  4. Работа в цвете.

VII. Этап подведения итогов занятия

- Спасибо всем!

Любование детскими шедеврами, которые получились. (Рисунки 1 – 4)

Арчимбольдо Джузеппе “Лето”
1573г. Лувр, Париж

СИММЕТРИЧНЫЕ ПАРЫ

На этой схеме показана симметрия в расположении картин двух серий - Времена года и Четыре элемента.

Так они должны были размещаться в императорской Кунсткамере. Картины были задуманы как парные, располагавшиеся в символическом соответствии друг с другом, где один профиль был повернут вправо, а другой - влево. Таким образом, художник создавал впечатление своего рода диалога между головами Элементов и времен года: Воздуха и Весны, Лета и Огня, Земли и Осени, Зимы и Воды.