Формирование учебно-познавательного интереса на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Психологами доказано, что задания, выполненные и усвоенные без интереса, не окрашенные собственным положительным отношением, эмоциями, не становятся полезными- это мертвый груз.

Действительно, учащиеся на уроках работают, но иногда выполняемая работа не вызывает у них интереса. Они пассивны, а пассивное восприятие и усвоение не могут быть опорой прочных знаний. Дети запоминают слабо, так как учеба не захватывает их.

Я думаю, что сегодня нет такого учителя, который не задумывался бы над вопросами: «Как сделать урок интересным? Как создать на уроке ситуацию успеха для каждого ученика? Как развивать познавательный интерес учащихся? Как построить урок, чтобы дети работали добросовестно, творчески».

Эффективность урока, его успешность и познавательная деятельность учащихся зависит и от того, как учитель построит урок, какие формы и методы использует на уроке. Д.Пойа писал, что «хороших методов существует столько, сколько существует хороших учителей».

Я считаю, что для формирования и развития познавательного интереса к учебному материалу по русскому языку способствуют:

  1. создание на уроке благоприятных условий и эмоционального фона;
  2. дифференцированный подход;
  3. опора на личностно - ориентированный подход;
  4. подбор интересного материала по изучаемой теме;
  5. использование нетрадиционных форм обучения.

От психологического климата, от условий, созданных на уроке, зависит интерес обучающихся к изучаемому предмету и прочное его усвоение.

Я считаю, что дифференцированный подход - залог успешного формирования интереса к учебному материалу. Поэтому задания на уроке распределяю по способности и по индивидуальной склонности детей.

Например, при обобщении, закреплении изученной части речи провожу уроки творческого отчета. Задания распределяю таким образом: детям с поэтическим даром даю задание сочинить стихотворение по теме, с прозаическим даром – сочинить грамматическую сказку, с художественным талантом – подготовить рисунки по теме, группе детей – составлять вопросы, тестовые задания, презентации, кроссворды. При распределении домашнего задания предоставляю возможность выбора групповой или самостоятельной работы.

Работа, выполняемая с желанием и с интересом, дает хороший результат, а творчество оживляет познавательный процесс, активизирует познающую личность и формирует ее. Ставлю перед собой цель- помочь ученику преодолеть пассивную позицию в учебном процессе, выявить индивидуальные особенности, склонности, интересы каждого учащегося, развивать в нем самостоятельную, инициативную и творческую личность.

«Умение на уроке занять всех учащихся есть критерий достоинства учителя»,- эти слова принадлежат Д.К.Ушинскому.

Ситуация успеха на уроке зависит и от материала, выбранного учителем по изучаемой теме. Наиболее высокий уровень познавательного интереса составляет материал с причинно- следственными связями, занимательного характера, материал, в котором содержатся новые факты, интересные сведения.

При изучении темы «Безличное предложение» ребята с удовольствием работали с текстами народных рецептов от бронхита и кашля, от фурункулов, определяли в них безличные предложения.

Большую роль в формировании познавательного интереса к учебному материалу по русскому языку играют разнообразные нетрадиционные формы урока. По словам Д.И.Буслаева, «разнообразие – добрый знак хорошего преподавания». Нетрадиционные формы способствуют повышению интеллектуальной способности обучающихся, их творческому развитию, самостоятельному поиску пути и вариантов решения поставленной учебной задачи.

Особым успехом пользуются у ребят уроки, построенные с использованием игровой технологии. На таких уроках ребята эмоционально раскрепощены, более уверены. Игра на уроке помогает создать атмосферу непринужденности.

Реализация игровых приемов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по следующим основным направлениям:

  1. дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи;
  2. учебная деятельность подчиняется правилам игры;
  3. учебный материал используется в качестве игрового средства;
  4. в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который играет немаловажную роль при выполнении заданий.

В игровой форме может пройти целый урок. Это уроки- путешествия, конференции, аукционы, КВНы и т.д. Игровые формы могут быть использованы и как элемент урока. Игры могут стать удобной формой актуализации знаний, «разминки», необходимой по ходу

урока, контроля в конце учебного занятия.

При закреплении изученного материала провожу игры «Лесенка», «До ошибки», «Кто больше?», «Какой ряд быстрее?», «Сильное звено», «Собери пословицу», «Восстановите текст» (работа с деформированным текстом), буквенные, цифровые диктанты, взаимопроверка работ и.д.

Такая форма работы способствует развитию творческого мышления, внимания, речи учащихся, развитию орфографической и пунктуационной зоркости.

В 5-6 классах провожу физкультминутку в виде синтаксической зарядки.

Особенно интересны учащимся ассоциативные моменты на уроке, решение орфографических задач. Например, привилегия – прививка, З = З, С =? С =О, СТ = ? НАВЗАО? ДОСИЗА? ОКНО? БЕЗ- = И, СВЕРХ- = ? ДЖАЗИСТ? 1 = -ЕШЬ, 2 =?

Правописание О, Ё после шипящих в суффиксах и окончаниях прилагательных и существительных повторяем по загадочному домику

Когда ребенок на уроке чувствует себя комфортно, работает с удовольствием, активно, у него появляется еще больший познавательный интерес к учебному предмету, он начинает развиваться, работать творчески, самостоятельно, что способствует началу пути саморазвития и самообразования.