Урок русского языка по теме "Развитие умения находить в словах суффиксы". 2-й класс

Разделы: Начальная школа


Цель: развитие умений находить суффикс в слове, образовывать слова с помощью суффикса.

Познавательные УУД

  1. Развиваем умение извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.
  2. Представлять информацию в виде схемы.
  3. Выявлять сущность, особенности объектов.
  4. На основе анализа объектов делать выводы.
  5. Обобщать и классифицировать по признакам.
  6. Ориентироваться на развороте учебника.
  7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД

  1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

  1. Развиваем умение слушать и понимать других.
  2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  3. Оформлять свои мысли в устной форме.
  4. Умение работать в паре.

Личностные результаты

  1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.
  2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Деятельность учеников:

  • Выделять суффикс в доступных словах.
  • Характеризовать роль суффикса в слове.
  • Разбирать слова по составу, приводить доказательства правильности разбора.
  • Образовывать слова с помощью суффиксов.

Оборудование: презентация, суффиксы-снежинки, изображения животных, деревья, домик для суффиксов, слова для составления предложения, снежинки для самооценки.

Ход урока

1. Актуализация знаний

– Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.

– Ребята, к нам сегодня на урок прилетела снежинка. Она ищет своих друзей. Поможем ей.

По дорожке мы пойдём,
Друзей снежинке мы найдём.

Чистописание.

– Свяжем мы одной верёвочкой буквы и по дорожке из букв отправимся в лес.

(а – завиток, о – завиток,……….) И наоборот (я – завиток…..)

Допишите до конца строки.

– Что общего у этих букв? (Все эти буквы обозначают гласные звуки)

Найдите лишнюю букву? (я) Почему? (она может обозначать 2 звука) В каких случаях? (После Ь и Ъ знаков, после гласной буквы и в начале слова)

Словарная работа.

По дорожке тихо-тихо,
В лес чудесный мы зайдём,
И, конечно, непременно,
Друзей снежинке мы найдём.

(Изображён лес и дом) (Слайд 1)

– Какие деревья вы видите в лесу? (Берёза, рябина)

Запишите эти слова, поставьте ударение, подчеркните в словах опасные места.

(Комментированное письмо)

– Посмотрите, ребята. А за деревьями кто-то спрятался. Кто это запишите слова, поставьте ударение, подчеркните опасные места. (Лиса, медведь, заяц, сорока, воробей, снегирь). (Комментированное письмо)

Снегирь – новое словарное слово. Если вы внимательно послушаете мой рассказ, то сами догадаетесь, как правильно писать это слово. Для этого я обращусь к этимологическому словарю.

– Снегири – северяне. Зимой на их родине начинаются сильные морозы, вот они и прилетают к нам «погреться». Появляются снегири у нас с первыми морозами. Выпал первый снежок – жди снегиря. Догадались? Слово «снег» не является проверочным, но помогает нам запомнить написание слова «снегирь». Запишите его и запомните написание этого слова. Подчеркните букву е, ударение падает на 2 слог.

А за другим деревом спрятались детёныши зайца, медведя, лисы.

Кто они?(слайд 2)

У зайца – зайчонок
У медведя – медвежонок
У лисы – лисёнок

– А теперь к детёнышам прибежали братишки и сестрёнки. И стало много кого? (Зайчат, медвежат, лисят) (Слайд 2)

У зайца – зайчонок – зайчат
У медведя – медвежонок – медвежат
У лисы – лисёнок – лисят

– Посмотрите, как мы можем назвать слова каждой строчки? (Однокоренные слова)

– Какие слова мы называем однокоренными? (Слова, у которых общий корень и общий смысл)

– Какая часть появилась у слов 2 столбика? (-онок, -ёнок). Что это? (Суффикс). Какое новое значение появилось у этих слов? (Детёныши животных)

– Какая часть появилась у слов 3 столбика? (-ат, -ят).Что это? (суффикс) Какое новое значение появилось у этих слов? (Много детёнышей)

– Что же такое суффикс? (Часть слова). Где он стоит? (После корня) Какую роль играет суффикс в словах? (Изменяет значение слов, образовывает новые слова)

(Снежинки -ат, -ят, -онок, -ёнок садятся на домик)

– Ребята, посмотрите, как много друзей для снежинки мы нашли в лесу.

– Вы догадались, чем мы сегодня на уроке будем заниматься? (Находить в словах суффикс)

– Тема нашего сегодняшнего урока « Развитие умения находить в словах суффикс». (Слайд 3)

Мы будем продолжать искать друзей для нашей снежинки.

– Давайте составим план урока. (Слайд 4)

  1. Учиться находить в словах суффикс.
  2. Определять значения суффиксов.

– Что мы сейчас делали? (Планировали свою деятельность)

Какие знания вам пригодятся сегодня на уроке? (Слайд 5)

– Я вспомню……

– Я буду учиться…..

– Я смогу……..

– Посмотрите, из каких геометрических фигур состоит наш дом? (угол, квадрат, круг). На каком предмете мы изучаем геометрические фигуры, но ведь они встречаются и в русском языке, что они обозначают? (Суффикс, окончание).

Уголком мы обозначаем суффикс, поэтому наши подружки-снежинки разместились именно под крышей.

– А наши зверята тоже хотят жить в этом доме. Но хватит ли им места? (Нет) Дом какой? (Маленький)

– Напишите слово дом, и с помощью суффикса, превратите его в маленький. (Домик). С помощью какого суффикса изменилось значение слова дом? (-ик).

(Появляется снежинка -ик)

– Какое значение придаёт суффикс -ик слову дом? (Уменьшительно-ласкательное)

– А чтобы все зверята смогли поместиться в этом доме, наш дом должен стать большим. Какой суффикс поможет сделать дом большим? (-ищ).

Запишите это слово.

(Появляется снежинка -ищ)

Какое значение придаёт суффикс -ищ словам? (Увеличительное)

Чем отличаются слова домик-домище? (У них разные суффиксы и разное значение – домик – маленький, домище – большой)

– Подберите и запишите однокоренные слова к словам:

глаз, ус, зуб, хвост (Слайд 6)

1 вариант – с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

2 вариант – с увеличительным суффиксом.

Выделите в словах корень и суффикс.

(Взаимопроверка, проверка по эталону)

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте работу друг друга, ориентируясь на доску. (Слайд 6)

Глаз – глазик – глазище
Ус – усик – усище
Зуб – зубик – зубище
Хвост – хвостик – хвостище

Прочитайте второй вариант ваш столбик слов, и послушайте продолжение загадки.

Глазище, усище, зубище, хвостище и к нам прибежал серый….. (Волчище)

(Появляется картинка волка)

– Оцените работу своего соседа, если он выполнил правильно нарисуйте на полях зелёную снежинку, если в задании были ошибки – оранжевую, если не справился с заданием – красную.

Физминутка

По лесочку мы шагаем,
За природой наблюдаем
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише…
Деревцо всё выше, выше….
Вдруг снежинки закружились,
А потом остановились….
Ну и нам пора писать,
Работу дальше продолжать…

– А какое значение словам будут придавать суффиксы -ушк, -юшк? Чтобы ответить на этот вопрос, мы выполним упражнение 127.

– Прочитайте задание. Выделите в словах корень и суффикс. (Работа у доски)

Пальчиковая гимнастика

Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – мама,
Это пальчик – я.
Это вся моя семья.

– А теперь обсудите в парах и сделайте вывод о значении суффиксов -ушк, -юшк.

– Какое значение они придают словам? (Уменьшительно-ласкательное).

(Появляются снежинки -ушк, -юшк).

– Как мы хорошо поработали на уроке и нашли друзей снежинки. (Появляется довольная рожица)

– Составьте предложение из слов и запишите его.

Снежинка, на, красивая, опустилась, ладошку.

– Не забудьте о правилах оформления предложений. Какие правила? (Первое слово пишется с заглавной буквы, в конце ставится знак препинания)

– Прочитайте получившееся предложение.

– Найдите в предложение существительное. Подпишите его.

Найдите в предложение прилагательное. Подпишите его.

Найдите в предложение глагол. Подпишите его.

– А что за маленькое слово НА? (Это предлог)

Оцените свою работу, поднимите снежинку соответствующего цвета.

– Ребята, а я начала сочинять стихотворение про снежинку. (Слайд 7)

Помогите мне его закончить.

Как-то зимушка-зима
Снежинку мне оставила.
Я смотрела на неё,
А она…….
Выпустила капельку
Я из тёплых …..
Отправляйся, милая,
Ищи своих…..

– Что случится со снежинкой, если она упадёт на ладошку?

– Наш урок подходит к концу. А наша Снежинка продолжает искать себе друзей. Наша Снежинка искатель. Искать-искатель.

Новое слово образовалось с помощью суффикса –тель. И у нашей Снежинки появилось тоже имя –тель. С этой снежинкой вы продолжите путешествие на следующих уроках.

Мы помогли Снежинке найти своих друзей, вспомнили и узнали их имена.

– Для чего нужны суффиксы?

– Назовите суффиксы, которые придают словам уменьшительно-ласкательное значение? (-ик, -ок, ушк, -юшк, -онок, -ёнок)

– Назовите суффикс, которые придают словам увеличительное значение? (-ищ)

– Давайте вспомним, что мы сегодня учились делать?

Рефлексия (слайд 8, 9)

  1. Я учился …
  2. Я вспомнил …
  3. Я смог …
  4. Было трудно …
  5. Дома надо поработать над …

Оцените свою работу на сегодняшнем уроке. (Поднимают снежинки)

Оцените работу товарищей.

Домашнее задание выберете самостоятельно из упражнений 107-109 дидактического материала. Выберите себе задание по душе, но не забывайте слова Николая Алексеевича Заболоцкого:

Не позволяй душе лениться!
Чтоб в ступе воду не толочь,
Душа обязана трудиться
И день и ночь, и день и ночь!

Урок окончен

Список литературы:

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Учебник для 2 класса. – Изд. 3-е. – М.: Баласс; 2012. – 176с.
  2. Комиссарова Л.Ю. Дидактический материал к учебнику «Русский язык» для 2 класса Р.Н. Бунеева, Е.В. Бунеевой, О.В. Прониной. Пособие для учащихся. – Изд. 3-е. – М.: Баласс; 2012. – 128с.

Приложения.

13.07.2014