Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений в старшей группе у детей с ОНР

Разделы: Работа с дошкольниками


Примерная основная общеобразовательная программа: коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет) Н.В.Нищевой, коррекционно-развивающих программ для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, парциальными программами и современными образовательными технологиями.

Возрастная группа: старшая.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Здоровье».

Цель: формирование элементарных математических представлений у детей.

Образовательные задачи:

  • познакомить детей с образованием числа 9 и навыками счёта в пределах 9;
  • учить согласовывать существительное с числительным в роде и падеже.

Коррекционно-развивающие задачи:

  • развивать навыки счёта;
  • развивать умение сравнивать дорожки по длине;
  • развивать сравнительную степень прилагательного «самая длинная - короче - самая короткая»;
  • развивать глазомер и логическое мышление;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать доброту, взаимопомощь.

Виды деятельности: познавательная, коммуникативная, двигательная.

Методы: 

  • словесные (объяснение, беседа, инструкция, вопросы и др.); 
  • наглядный (демонстрация, рассматривание и др.); 
  • практический (предметно-практические и умственные действия, дидактические игры и упражнения и др.).

Оборудование: наборное полотно; цветные изображения 9 яблок и 9 груш; корзинка; коробка под фрукты; мягкая игрушка – пёс Шарик.

Раздаточный материал: карточки с двумя свободными полосками; подносы с цветными изображениями лимонов и апельсинов по 10 штук на каждого ребёнка.

Предварительная работа: прочитать повесть – сказку Э.Успенского «Трое из Простоквашино»; рассмотреть иллюстрации.

Ход НОД

Игровая ситуация.

Привлекаю внимание детей и обращаюсь к ним:

– Сегодня, ребята, к нам с минуты на минуту должен зайти гость.

Раздаётся стук в дверь.

Воспитатель: Постойте минутку. Пойду, посмотрю, кто же к нам стучится? (Выхожу за дверь и заношу собаку).

Пёс Шарик: Гав, гав! Здравствуйте, ребята! Вы меня узнали? Меня зовут пёс Шарик. К вам я проездом из Простоквашино. Кот Матроскин меня прислал за продуктами к Новому году. Вот и записка есть, чего и сколько нужно купить строго по счёту. Только вот беда - считать-то я не умею и не смогу правильно заказ выполнить. Эх, попадёт мне от кота Матроскина!

Воспитатель: Не переживай, Шарик! Наши дети умеют считать и они тебе помогут. Поможем, ребята, Шарику продукты купить? Скажите, где продаются продукты? (ответы детей) Тогда давайте отправимся в магазин.

Основная часть.

Воспитатель берёт детей за руку и ведёт «змейкой» в «магазин». Сажает за столы.

Воспитатель: Вот мы пришли в магазин. Доставай, Шарик, записку. Сколько и чего надо купить?

Шарик «достаёт» записку и читает: «Купить: первое-9 яблок!»

Воспитатель: А вот на «витрине» и яблоки. Вспомните, сколько яблок просил купить кот Матроскин? (ответ детей)

Воспитатель: Давайте сосчитаем, сколько яблок на прилавке магазина? Иди, Никита, сосчитай. (1,2,3,4,5,6,7,8- всего 8 яблок).

Воспитатель: А нам нужно 9 яблок. Как же нам сделать так, чтобы было 9 яблок? Подумайте. (Добавить 1 яблоко) Выходи, Ваня, ты будешь продавцом. Где у нас фрукты лежат? Вот они. Бери и добавляй. Сколько нужно добавить, Лера? (нужно добавить 1 яблоко).

Воспитатель: Сколько стало яблок? Сколько добавили яблок? Как получилось 9 яблок? Молодцы!

Воспитатель обращается к Шарику: А, ну-ка, Шарик, давай посмотрим записку, что ещё нужно купить?

Шарик «смотрит» в записку.

Воспитатель: Кот Матроскин просил купить груши. А вот и ящик с грушами. Выходи, Артем, выложи 8 груш. Выложи так, что бы каждая груша находилась под каждым яблоком. (Приглашаю ребёнка, который на наборном полотне выкладывает груши).

Воспитатель: Сколько ты выложил груш? (ответ) Посмотри, пожалуйста, чего больше: яблок или груш? (ответ ребёнка) На сколько яблок больше, чем груш? (ответ ребёнка) Чего меньше: груш или яблок? (ответ ребёнка) На сколько груш меньше, чем яблок? (ответ ребёнка) Как сделать так, чтобы яблок и груш было поровну? (ответ ребёнка) Но нам нужно, чтобы было 9 груш. Что будем делать, отнимать или прибавлять? (ответ ребёнка)

Добавляем грушу и спрашиваю: Сколько стало груш? (ответ детей)

Шарик: Ой, надо запомнить, что к 8 прибавить 1 будет 9.

Воспитатель: Молодцы! Давайте немного отдохнём, а потом будем дальше помогать Шарику.

Физкультминутка.

Раз – подняться, потянуться. Дети поднимаются и потягиваются.
Два – согнуться, разогнуться. Дети сгибаются и разгибаются.
Три – в ладоши три хлопка, 3 раза хлопают в ладоши.
Головою три кивка. 3 раза кивают головой.
На четыре – руки шире. Руки делают в стороны.
Пять, шесть – тихо сесть. Садятся на корточки.
Семь, восемь - лень отбросим. Подпрыгнуть как можно выше, подняв руки вверх.

Работа с раздаточным материалом.

Шарик: Ой, играете вы хорошо. Помогите мне ещё и апельсины и лимоны купить.

Воспитатель: Ну-ка, скорее поможем Шарику.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: Ребята, положите перед собой карточку. Проведите указательным пальцем правой руки по верхней полоске. А теперь проведите также по нижней полоске. (Дети выполняют).

Воспитатель: Теперь слушайте задание: выложите на верхнюю полоску 8 апельсинов. (Дети кладут 8 апельсинов) Сколько, Катя, поставила апельсинов на верхнюю полоску? (ответ ребёнка) Слушайте дальше: на нижнюю полоску поставьте 9 лимонов. Поставьте так, чтобы каждый лимон был под каждым апельсином. (Дети выполняют)

Воспитатель: Сколько, Лера, положила лимонов на нижнюю полоску? (ответ ребёнка) Чего больше: апельсинов или лимонов? (ответ ребёнка) Как сделать так, чтобы лимонов и апельсинов стало по 9? (ответ ребёнка)

Дети добавляют 1 апельсин.

Воспитатель: Сколько стало апельсинов? (ответ детей) Что мы можем сказать про апельсины и лимоны? (ответ детей) Молодцы! (Обращается к Шарику) Запомнил, Шарик?

Шарик: Гав, гав! Конечно! Спасибо, ребята! Теперь кот Матроскин будет доволен. Я привезу с собой 9 яблок, 9 груш, 9 апельсинов и 9 лимонов. Теперь я знаю, как получается число 9. К 8 добавим 1, будет 9.

Воспитатель: Вот, Шарик, твоя корзинка с фруктами.

Шарик: За вашу помощь, ребята, хочу поиграть с вами в игру «Найди нужную дорожку».

Игра «Найди нужную дорожку».

Дети выходят на ковёр. Перед ними 3 дорожки разной длины: самая короткая – длиннее – самая длинная. Воспитатель даёт первое задание:

– Ваня, встань возле самой короткой дорожки.

Второе задание:

– Лера, встань возле самой длинной дорожки.

Третье задание:

– Никита, встань возле дорожки, которая короче самой длинной.

Воспитатель даёт задание всем детям.

Воспитатель: Молодцы, подойдите ко мне и слушайте следующее задание: нужно посадить Шарика на ту дорожку, которую я назову. (Воспитатель даёт детям задание, дети их выполняют)

Шарик: Ну, мне пора. Спасибо вам, ребята. Повезу фрукты в Простоквашино. До свидания! Приезжайте к нам в гости.

Рефлексия.