Родительское собрание на тему "Трудности адаптации первоклассников к школе"

Разделы: Классное руководство


Задачи собрания :

Познакомить родительский коллектив с трудностями адаптации детей в первый год обучения.

Предложить практические советы организации общения с первоклассником.

Вопросы для обсуждения .

Физиологические трудности адаптации первоклассников к школе.

Психологические трудности адаптации первоклассников к школе. Система взаимоотношений с ребенком в семье.

Родительский практикум.

План организации собрания :

Собрание начинается с обсуждения с родителями первого школьного дня ребенка. Родители делятся друг с другом и учителями, какие впечатления оставил первый школьный день в душе ребенка, как его поздравляли члены семьи, какие подарки получил ребенок.

Затем проводится родительский практикум-игра “Корзина чувств”. Это может выглядеть примерно так: “Уважаемые мамы и папы! У меня в руках корзина, на дне которой находятся самые разнообразные чувства, позитивные и негативные, которые может испытывать человек. После того как ваш ребенок переступил школьный порог, в вашей душе, в вашем сердце прочно поселились чувства и эмоции, которые заполнили все ваше существование. Опустите руку в корзину и возьмите “чувство”, которое вас переполняет более всего вот уже длительный период времени, назовите его”.

Родители называют чувства, которые их переполняют, которые они болезненно переживают. Такое задание позволяет выявить проблемы и трудности, возникающие в семьях, и обсудить эти проблемы в ходе рассмотрения темы собрания.

Обсуждение вопроса “Физиологических условий адаптации ребенка к школе”

Ознакомление педагога и врача школы с проблемами здоровья ребенка. Изменение режима дня ребенка в сравнении с детским садом. Необходимость смены игр учебной деятельностью ребенка. Наблюдение родителей за правильной позой во время домашних занятий (предупреждение близорукости, искривления позвоночника). Организация правильного питания ребенка. Забота родителей о закаливании ребенка, максимальное развитие двигательной активности (создание в доме спортивного уголка). Воспитание самостоятельности и ответственности ребенка, как главных качеств сохранения собственного здоровья.

Обсуждение вопроса “Психологические условия адаптации ребенка к школе”

Создание благоприятного психологического климата по отношению к ребенку со стороны всех членов семьи. Роль самооценки ребенка в адаптации к школе (чем ниже самооценка, тем больше трудностей у ребенка в школе). Первое условие школьного успеха — самоценность ребенка для его родителей. Формирование интереса к школе, прожитому школьному дню. Обязательное знакомство с ребятами по классу и возможность их общения после школы. Недопустимость физических мер воздействия, запугивания, критики в адрес ребенка, особенно в присутствии других людей (бабушек, дедушек, сверстников). Исключение таких мер наказания, как лишение удовольствий, физические и психические наказания. Учет темперамента ребенка в период адаптации к школьному обучению. Предоставление ребенку самостоятельности в учебной работе и организация контроля за его учебной деятельностью. Поощрение ребенка и не только за учебные успехи. Моральное стимулирование достижений ребенка. Развитие самоконтроля и самооценки, самодостаточности ребенка.

Элементы системы взаимоотношений с ребенком в семье

Известный педагог и психолог Симон Соловейчик, имя которого значимо для целого поколения учеников, родителей и учителей, опубликовал правила, которые могут помочь родителям подготовить ребенка к жизни среди одноклассников в школе. Родителям необходимо объяснить эти правила ребенку и с их помощью готовить ребенка к взрослой жизни.

Не отнимай чужого, но и свое не отдавай.

Попросили — дай, пытаются отнять — старайся защититься.

Не дерись без причины.

Зовут играть — иди, не зовут — спроси разрешения играть вместе,
это не стыдно.

Играй честно, не подводи своих товарищей.

Не дразни никого, не канючь, не выпрашивай ничего. Два раза ни у
кого ничего не проси.

Из-за отметок не плачь, будь гордым. С учителем из-за отметок не
спорь и на учителя за отметки не обижайся. Старайся все делать во
время и думай о хороших результатах, они обязательно у тебя будут.

Не ябедничай и не наговаривай ни на кого.

Старайся быть аккуратным.

Почаще говори: давай дружить, давай играть, давай вместе пойдем
домой.

Помни! Ты не лучше всех, ты не хуже всех! Ты — неповторимый
для самого себя, родителей, учителей, друзей!

Очень хорошо, если родители поместят свод этих правил в комнате или в рабочем уголке своего ребенка на видимом месте. Желательно в конце недели обратить внимание ребенка на то, какие правила ему удается выполнять, а какие — нет и почему. Можно попробовать придумать совместно с ребенком свои правила.

Использованная литература.

Безруких М.М. Ефимова С.П. Знаете ли вы своего ребенка. М.: Просвещение, 1991.

Ефимова С.П. Как помочь первокласснику хорошо учиться. – М.: “АСТ”, 2003.

Истратова О.Н. Справочник психолога начальной школы. – Ростов-на-Дону: “ФЕНИКС”, 2004.

Мухина В.С. Шестилетний ребенок в школе. – М.: “Просвещение”,1990.

Касаткина Н.А. Формы взаимодействия учителя с родителями в начальной школе.– Волгоград: Учитель, 2003