Физика + языкознание или литература?! Да! 7-й класс

Разделы: Физика, Русский язык


Грош цена вашей физике, если она застилает для вас остальное – шорох лесов, краски заката; физик, не воспринимающий поэзии, искусства, – плохой физик.
Л.Д. Ландау

Отдельные учебные предметы: физика, химия, биология, география, история, литература, музыка и другие – имеют общий объект изучения – это человек, природа, её законы. Связь между учебными предметами является отражением связей между соответствующими науками, каждый из которых в своей области изучает единый существующий материальный мир.

Именно поэтому в условиях современного реформирования школы и введения новых Федеральных Государственных образовательных стандартов актуальным и перспективным направлением в развитии образования является межпредметная интеграция. Процесс интеграции рассматривается, как взаимопроникновение содержания различных дисциплин с целью направленного формирования у обучающихся разносторонней, комплексной системы научных представлений о различных явлениях материального мира.

Интеграционные процессы в педагогической практике могут дать новые результаты и по отношению к пониманию картины мира, обретающей целостность, и по отношению к обучению, обеспечивая актуализацию новых механизмов познания, создавая инновационные формы и методы освоения учебной информации.

Одним из направлений интеграции является интегрированное преподавание «старых», классических предметов: литературы и МХК или музыки, русского языка и изобразительного искусства, литературы и истории, математики и физики и так далее. Не трудно заметить, что в основном интеграция затрагивает какой-то один цикл: естественнонаучный или гуманитарный.

Возможна ли интеграция предметов разного цикла? Например, физики и литературы или физики и русского языка? Наша статья – ответ на этот вопрос. Так, изучение учебной темы «Виды сил» (физика, 7 класс) вылилось в интересное коллективное дело, в котором нашлось место и для исследований физических явлений, и для изучения слова «сила» в разных языковых аспектах, и для творчества.

Интегрированный межпредметный проект «Сила» (физика – языкознание – литература) позволил показать семиклассникам, как ставить проблему, определять цели, планировать деятельность, искать нужную информацию, проводить исследование, оформлять результаты в виде презентации.

Умение интегрировать знания из различных областей наук – один из важных компонентов исследовательской деятельности. Исследование интегрированного характера выводит учащихся на метапредметный уровень: создаёт условие для сопоставления различных предметных областей, способствует формированию универсальных умений информационного характера, позволяет определить социальную значимость образовательного объекта.

Для работы семиклассники разбились на мини-группы, в которых формулировали возможные темы будущей работы, проводили опыты, наблюдали и фиксировали результаты, готовились к защите. (Стартовая презентация – Приложение 1. Презентация учителя физики «Виды сил» – Приложение 2. Тест «Силы в природе» – Приложение 3).

Ученикам были предложены следующие темы исследований:

Физика Языкознание
  1. От чего зависит действие силы?
  2. Как складываются силы?
  3. Мой силомер.
  4. От чего зависит сила тяжести?
  5. Можно ли изменить вес тела?
  6. Виды силы трения.
  7. Что такое давление и как оно влияет на силу трения?
  8. Как сила трения зависит от рода трущихся поверхностей?
  9. Всегда ли справедлив закон Гука?
  1. Лингвистический портрет слова «сила».
  2. Слово «сила» как примета разговорного стиля.
  3. Слово «сила» в русском фольклоре и мифологии.
  4. Слово «сила» в афоризмах и пословицах народов мира.

Результаты работы были оформлены в виде презентаций (примеры ученических работ размещены в рамках Фестиваля исследовательских работ и творческих работ учащихся «Портфолио ученика»)

Защита – венец исследования и один из главных этапов обучения начинающего исследователя. О выполненной работе надо не просто рассказать, её, как и всякое настоящее исследование, надо защитить публично. Одной из учениц были срифмованы песни, подобрана музыка, проведена не одна репетиция. И защита проекта стала настоящим праздником. (Отчёт о проведённом мероприятии – Приложение 8).

В конце урока-защиты проекта – рефлексия, по результатам которой учащиеся сделали важный вывод: два предмета – физика и русский язык могут быть связаны общей темой, общими задачами и эту связь можно рассмотреть в жизни на конкретных примерах.

Следовательно, интеграция предметов гуманитарного и естественно-научного циклов возможна не только на уровне знаний, но и на уровне общих способов деятельности и технологий обучения.

Интегрирование всей системы содержания учебных предметов создаст прочный фундамент научного миропонимания, сформировать которое невозможно в рамках одного или нескольких изолированных друг от друга предметов.

Литература:

  1. Берулава, М. Н. Интеграция содержания образования. – М., 1998.
  2. Гуляков, Е.Н. Новые педагогические технологии: развитие художественного мышления и речи на уроках литературы: метод. пособие / Е.Н.Гуляков. – М.: Дрофа, 2006. – 172 с.
  3. Данилюк, А.Я. Учебный предмет как интегрированная система. – М.: Педагогика. – 1997. – № 4. – С.24-28.
  4. Зверев, И.Д., Максимова, В.Н. Межпредметные связи в современной школе. – М., 1981.

Приложения.

14.07.2014