Тема войны в документальном кино во времена СССР 40-х годов ХХ века

Разделы: История и обществознание, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (3,2 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Память о войне

9 мая – День Победы – это единственная, оставшаяся с советского времени до сих пор осознаваемая многими как важная, историческая дата. К ней же примыкает другая военная памятная дата – 22 июня – “День памяти и скорби”.

Если говорить об исторической памяти в России о 20-м веке, то нет никаких сомнений в том, что ключевым событием этой памяти является память об Отечественной войне, а не о второй мировой. (Это необходимо подчеркнуть, потому что сегодня это важнейший барьер, разделяющий память о войне в России и в европейских странах). Именно восприятие войны до сих пор является в России той точкой, вокруг которой выстраивается историческая политика; не утихает борьба за и против мифотворчества, за старую или новую идентичность, за приятие или неприятие советского прошлого, за отношение к Сталину, к старому советскому и новому постсоветскому патриотизму.

Годы все дальше и дальше уводят нас от тех скорбных событий военных лет, от горьких поражений, от утраты, от скорби. Не перестанем ли мы помнить, сохраним ли мы память тех уже далеких для нас годах? И, что немаловажно, какой будет эта память? Ведь не секрет уже, что наука история служила власть имущим и переписывали целые пласты истории в угоду для власти. Не перепишут ли историю войны? Эти вопросы являются особенно актуальными для нас, потомков. Наиболее точную информацию могут дать и дают документальные фильмы о войне, особенно отснятые по “свежим следам”, то есть непосредственными участниками и свидетелями событий. Поэтому изучение документальных фильмов о войне, отснятых в 40-е годы прошлого века и познавательно, и актуально на сегодняшний день.

Цель работы – исследование документальных фильмов о Великой Отечественной войне, снятых в 40-е гг. 20 века.

Задачи работы – изучить, как фильмы влияли на сознание граждан СССР; выявить роль режиссеров в данном процессе; выяснить, какие мифы о войне создавались.

Необозримы формы памяти о войне, коллективной и культурной: в исторической и историографической литературе, беллетристике и искусстве, мемуаристике и кино. Это и семейная память о войне, хотя и существующая лишь в нарративной, трудно поддающейся анализу форме, но, несомненно, до сих пор еще ощутимая и до сих пор действенная в смысле самоидентификации.

Надо отметить, что Великая Отечественная война фиксировалась и анализировалась уже современниками в фото-и кино-материалах. Особую ценность представляют документальные фильмы о войне. Подлинными мастерами советского документально кино указанного периода были Михаил Слуцкий, Яков и Иосиф Посельские, Роман Кармен, Борис Макасеев, Владислав Микоша.

Начало Великой Отечественной войны наглядно показало нежизнеспособность многих официозных догм и на короткое время ослабило цензурные путы. Довженко выступил с эмоциональным заявлением о том, что в трудный для Родины час документалист не должен ханжески избегать картин людских страданий. В трагедийных красках режиссеру виделось очищение от многолетних напластований лжи. Однако это выстраданное обращение мастера оказалось отчасти реализованным в игровом, а не в документальном кино, более связанном с пропагандистскими функциями и опутанном директивными указаниями — что "следует", а чего "не следует" снимать.

Уже в первые месяцы войны 260 документалистов находились в действующей армии: "Союзкиножурнал" выпускал фронтовые репортажи регулярно. Фронтовые киногруппы возглавляли известные режиссеры и операторы: Марк Трояновский, Кармен, Медведкин, Михаил Ошурков и др. В 1942 г. вышел фильм “Разгром немецко-фашистских войск под Москвой” (реж. Л. Варламов, И. Копалин). Картина, рисующая поражение гитлеровской армии, пользовалась огромным успехом у населения[5] и стала первым лауреатом премии "Оскар" в Стране Советов. К сожалению, неприкрашенный быт войны камера документалиста снимала не часто — оттого, вероятно, что кино было призвано выполнять чисто пропагандистские задачи. Исключение здесь, пожалуй — фильм Сталинград (реж. Л. Варламов, 1943), в котором жизнь фронта окрашена мягкой человечностью и изображена со множеством бытовых, порой даже эксцентричных деталей.

В годы Второй мировой войны огромное значение приобрёл репортаж. Хроника Великой Отечественной войны входила в журналы, боевые киносборники и полнометражные фильмы о крупнейших победах советской Армии, начиная с фильма “Разгром немецких войск под Москвой” (1942, режиссер Л. В. Варламов Копалин) и кончая фильмом “Берлин” (1945, режиссер Ю. Я. Райзман) . Документальное кино военного времени оказало большое воздействие на суровую, реалистическую стилистику многих художественных лент о войне. Одновременно приход в документальное кино режиссёров игрового кино (С. А. Герасимова, А. П. Довженко, А. Г. Зархи, И. Е. Хейфица, Райзмана, С. И. Юткевича) содействовал расширению арсенала выразительных средств кинодокументалистики. Подобные процессы происходили и в зарубежном документальном кино, в частности в серии документальных фильмов под общим названием “Почему мы воюем?” (1941—1945), созданной в США режиссерами Ф. Капрой и А. Литваком, в канадской киносерии под руководством режиссера С. Легга “Мир в бою” (1943—1945).

Ценность советской военной хроники порой подтачивалась явными инсценировками. Совсем как в игровом кино, здесь были даже дубли одного и того же события. Скажем, в одних кадрах боев за Берлин солдаты вполне реалистичны, они явно из фронтового пекла — в обносках, измученные и покрытые копотью. Зато в других кадрах по Рейхстагу молодцевато строчит из автомата гладко выбритый и подстриженный "по уставу" боец в отутюженной гимнастерке с привинченным Орденом Боевой Славы и в чистеньком подворотничке — словом, "отличник боевой и политической подготовки".

В конце 1940-х и начале 1950-х гг. снимались фильмы о послевоенном восстановлении страны (Возрождение Сталинграда, реж. И. Посельский, 1945; День победившей страны, реж.: И. Копалин, И. Сеткин, 1947, и др.), о победе социалистической системы в ряде европейских и азиатских стран (Освобожденный Китай, реж. С. Герасимов, 1951; Вьетнам, реж. Р. Кармен, 1954; Болгария, реж. Р. Григорьев, 1947, и др.). Появлялись полные эйфории и пафоса картины о единении народов в борьбе за мир (Варшавские встречи, реж.: Р. Григорьев, И. Посельский, Е. Боссак, 1955; Мы за мир, реж.: И. Пырьев, Й. Ивенс, 1952; За мир и дружбу, реж. И. Копалин, 1952), — что странным образом контрастировало с нарастающим государственным шовинизмом. К созданию документальных фильмов подключали писателей и журналистов: Ванду Василевскую, Бориса Горбатова, Алексея Суркова, Илью Эренбурга, Константина Симонова и др.

Всего было снято шесть выпусков “Союзкиножурнала” по годам. Темы документальных фильмов о войне были различными, освещались отдельные этапы освобождения захваченных территорий от врага, как например, в фильме “Битва за нашу Советскую Украину” 1943 год, “Освобождение Вены” 1945г. Фильмы посвящались героям войны, какфильм “Александр Иванович Покрышкин”.

Лакировка действительности - создание мифов о войне

Конечно, и в документалистике трудно было ожидать подачи объективного и беспристрастного разбора темы, подачи материала. Лакировка действительности имела место быть. Особенно ярко это видно на примере фильма “Парад Победы” 1945 г.24 июня 1945 года, через полтора месяца после стихийного народного ликования, власти организовывали совсем иной праздник: помпезный Парад Победы. В нем участвовали в основном не бывшие фронтовики, и не военные инвалиды, а уже не успевшие побывать на фронте, словно выкованные из бронзы гвардейцы, торжественно бросавшие нацистские знамена к подножию мавзолея, на котором стоял Сталин со своими соратниками. (Именно этот плакатный образ становится символической фигурой, олицетворяющей солдата-победителя, образ, не имеющий ничего общего с реальным обликом до самого конца войны плохо одетого и обутого, плохо накормленного, израненного, замученного войной красноармейца, принадлежащего к самым разным народам и этносам Советского Союза). Как на самом деле выглядел надорванный войной солдат и как его приукрасили, описал спустя десятилетия писатель – фронтовик Виктор Астафьев:

“Привык вот и быстро привык, есть на боку или стоя на коленях из общей, зачастую плохо иль вовсе немытой посудины, привык от весны до осени не менять белье и прочую одежду, месяцами не мыться... обходиться без мыла, без зубной щетки, без постели, без книг и без газет.... Даже без нормальных слов – все слова заменены отрывочными командами... И вот нас , солдат – вшивников... дезинфекции подвергли, вонь-то и срам постыдства войны укрыли советской благостной иконкой, и на ней, на иконке той, этакий ли раскрасавец,... в чистые , почти святые одеяния облаченный незнакомец, но велено было верить – это я и есть, советский воин –победитель, которому чужды недостатки и слабости человеческие”[1].

Власть торопилась конструировать свой образ войны, вернее, победы, главным организатором и творцом которой был Сталин. Этот образ подкреплялся созданными еще во время войны пропагандистскими мифами, герои которых приносили себя в жертву на алтарь победы. Образы этих героев, история их подвигов имели очень мало общего с реальностью, и с их прототипами, если таковые вообще существовали, ведь любая реальная черта означала бы изъян в мифе.(Когда в 90-е годы появились публикации, разоблачавшие мифотворчество пятидесятилетней давности, развернулась острая борьба в обществе за сохранение этих мифических фигур, поскольку это были неотъемлемые образы выстроенного пантеона победы, расстаться с которыми оказалось в результате почти невозможно).

В это последнее сталинское десятилетие победа стала важнейшей опорой в национально-патриотической доктрине, которая после войны уже заменила собой доктрину классовую. История России использовалась в ней для того, чтобы демонстрировать, что русские всегда и во всем побеждали. В этом ключе делались послевоенные великодержавные фильмы-биографии о русских полководцах: Суворове, Кутузове, Нахимове. Неслучайно на приеме в Кремле после парада победы Сталин поднял тост: “ За русский народ”, обозначив этим, как будет выглядеть официальная память об Отечественной войне, и каким будет вектор будущей шовинистской имперской политики с русским народом в роли старшего брата[3].

Из образа войны, как победы, надо было изъять и вычеркнуть поражения Красной Армии в 1941-42 годах, сталинскую растерянность и страх в первые дни войны, просчеты и ошибки довоенной политики сближения с Гитлером.

Все, что хоть каким-то образом могло нарушить творимый образ войны, как победы, вытеснялось из публичного пространства. Например, Сталин фактически наложил запрет на высказанную генералами идею написать воспоминания о ключевых моментах войны (хотя речь шла лишь о выигранных сражениях). Скрывались цифры потерь и на фронте, и среди мирного населения, занижалось количество военнопленных (реальная цифра в более 6 миллионов была названа лишь в 90-е годы).

Инстинктивно чувствуя, что День Победы превращается в альтернативный народный день памяти, Сталин в 1947 году отменяет его официальное празднование и 9-ое мая до 1965 года снова становится рабочим днем. Фронтовиков лишают тех небольших денег, которые им выплачивались за боевые ордена, а органы государственной безопасности начинают проявлять повышенное внимание и к инвалидам войны (а их было 2,5 миллиона), как к небезопасной категории граждан, потенциально недовольных своей тяжелой жизнью. Все послевоенные годы инвалиды заполняли привокзальные пивные и рынки, их видные всем увечья были постоянным напоминанием о кровавой войне. Постепенно, тех бездомных калек, кто не умер от ран и алкоголя, начали собирать и насильно отправлять в расположенные в российской глуши дома-инвалидов. (Как там жили эти изолированные от всего мира военные инвалиды, стало известно лишь с началом перестройки).

Наконец и нормальные фронтовики (объединенные общим военным опытом) которые, вернувшись, образовали новый социум, постепенно начинают осознавать, что, живя памятью о войне, им не вписаться в новую жизнь, не приспособиться к ней. Кроме того, очень часто их собственный опыт был настолько далек от обычных представлений о гуманности и человечности, что вслух артикулировать его было невозможно со всех точек зрения (сюда, конечно, относится и опыт массового насилия и мародерства в оккупированных Красной армией Восточной Европе и Германии) . Именно в эти годы начал складываться образ приглаженной , вычищенной коллективной памяти участников войны.

Постепенно ослабевает и тема возмездия врагу, которая так остро звучала во время войны. Может быть, этим объясняется (если судить по советским газетам) ослабевающий интерес к нюренбергскому процессу. И образ немца – смертельного врага и завоевателя – меняется, это теперь жалкие, голодные, в оборванных шинелях пленные, меняющие свои поделки на хлеб. Многие воспоминания рисуют похожие фигуры:

“На пороге, сутулясь, остановился крупный мужик, одетый в многослойное тряпье, заношенное, грязное, украшенное заплатами. В одежде едва угадывалось военное обмундирование... На голове ... глубоко сидела пилотка, еще та фронтовая, с саморучно подшитыми наушниками из меха, скорее всего кошачьего.”[1].

Апофеозом мифа о великой победе, главным творцом которой являлся Сталин, стал снятый в 1949 году фильм Михаила Чаурели “Падение Берлина”, где самолет со Сталины опускается прямо перед рейхстагом и он сходит прямо с небес к рукоплещущей толпе.

Одним из самых известных советских документалистов был Роман Кармен. Роман Кармен – не просто кинорежиссер и кинооператор, это целая эпоха в истории советского документального кино, и это человек, который никогда не прислуживался, а всегда служил своему Отечеству...

Во время Великой Отечественной войны – на фронте. Снятые им материалы вошли в фильмы “Разгром немецких войск под Москвой” (1942), “Ленинград в борьбе” (1942), “Берлин” (1945).

Кармен был автором сценария, режиссером и руководителем съемок пропагандистского фильма “Суд народов” (1947) о Нюрнбергском процессе. Кроме того снял “25-й Октябрь” (1943), “Орловская битва” (1943), “Майданек” (1944), “Повесть о нефтяниках Каспия” (1953). Будучи блестящим оператором, Кармен создал документальное обоснование созданного советской пропагандой мифа о Великой Отечественной войне. Всегда действовал в русле генеральной линии советской партийной пропаганды. После смерти И.В. Сталина остался ведущим кинодокументалистом СССР, снимая пропагандистские фильмы. Среди его работ “Покорители моря” (1954), “Великая Отечественная” (1965), “Сердце Корвалана” (1975). Был руководителем и автором киноэпопеи “Великая Отечественная” (1979). С 1960 возглавлял операторское отделение ВГИКа. В 1960 получил Ленинскую, в 1975 – Государственную премию.

Наиболее известные фильмы

Рассмотрим наиболее известные советские фильмы о войне, снятые в 40-е годы 20 века.

Фильм “Сталинград”.

Советский документальный фильм, 1943 года выпуска, о Великой Отечественной войне и о самой кровопролитной битве в мировой истории, где по примерным подсчетам суммарные потери обеих сторон составили более двух миллионов человек человек - Сталинградская битва.

В Советском документальном фильме о Сталинградской битве в Великой Отечественной войне, рассказано о крупном сражении между войсками СССР с одной стороны и войсками Третьего рейха, Румынии, Италии, Венгрии с другой с 17 июля 1942 года по 2 февраля 1943 года.

Год выпуска: 1943. Режисер: Леонид Варламов. Операторы: Ибрагимов Д., Вихирев Николай, Казаков А., Кричевский А., Малов Иван, Вахар Борис, Софин А., Михин Е., Орлянкин Валентин, Островский Григорий.Композитор: В. Мокроусов

Шестой выпуск “Боевого киносборника”, выходившего в годы Великой Отечественной войны, состоит из следующих фильмов:

  • “Женщины воздушного флота” — британская документальная кинолента, рассказывающая о службе женщин в ВВС Великобритании во время Второй Мировой войны;
  • “Ненависть” — о гитлеровском летчике-истребителе, попавшем в советский плен;
  • “Пир в Жирмунке” — одно из самых пронзительных произведений военных лет, рассказывающее о пожилой женщине, не пожалевшей собственной жизни ради борьбы с гитлеровцами. В основу сюжет положена подлинная история.

“Освобождение” (1940).

Первый документальный фильм из трилогии Александра Довженова - "Освобождение". Фильм показывает историческую кинохронику о том, как советские войска, вступив на территорию Западной Украины, освободили белорусские и украинские земли от гнета польских панов, воссоединив братские народы в единую семью. Показана жизнь народа. Какие были трудности и переживания в довоенное и военное время.

Особенно интересна для просмотра данная кинохроника будет жителям западных регионов Украины или тем кто там бывал, или жил раньше. Так как в документальном фильме сможете увидеть знакомые, хорошо-узнаваемые места, какие они были в то время. Уникальные кадры Львова 1939 года. Его довоенные площади и улицы, костёл Святой Елизаветы, Замки в Мире и Галиче, здание главного вокзала, дворцы в Дроговыже и Вишневце.

Год выпуска: 1940. Продолжительность: 61 мин. Режиссер: Александр Довженко, Юлия Солнцева. Автор сценария: Александр Довженко,

Режисёр-постановщик: Александр Довженко. Операторы-постановщики: Григорий Александров, Николай Быков, Ю. Тамарский. Композитор: Б. Лятошинский.

“Битва за нашу Советскую Украину” (1943).

Второй документальный фильм из трилогии Александра Довженова - Битва за нашу Советскую Украину.

Оригинальный монтаж и неповторимая яркая фронтальная кинохроника сделали документальный фильм "Битва за нашу Советскую Украину" одним из лучших кинофильмов во времена Второй мировой войны.

В данной видеокартине впервые так ярко и объемно показали живые голоса участников событий в военной кинохронике.

Впервые озвучка фильма была не сухим и обычным голосом диктора, а голос с экрана доносит до нас собственные чувства, личные переживания и мысли Довженова Александра.

Р. Юренев, участник Великой Отечественной Войны, очень известный кинокритик своих лет, говорил "в дикторском тексте фильма, раздвигая время и пространство, строгие интонации военной сводки и прямая перекличка с Гоголем и Шевченко, с народной думой, эпическим сказанием. В нем лозунги, приказы, проклятия и восклицания, а рядом неторопливая речь летописца, плавное рассуждение философа".

Сложность и важность работы над документальными кинофильмами Александра Довженова сложно недооценить. Он ( А. Довженов) всегда проявлял себя новатором новых методов и идей, сумев разработать уникальные способы и средства для художественной съемки военной кинопублицистики.

Довженов писал в своем дневнике, что этот фильм, который они сделали вместе с Юлией Солнцевой, скорее для всего мира, чем для наших зрителей.

В титрах фильма указано, что режиссеры Я. Авдеенко и Ю. Солнцева, но монтаж и текст делал Довженов.

Эта картина имела очень большой успех не только в нашей стране, но во всех странах-союзниках, особенно в Канаде и США.

Год выпуска: 1943. Режиссер: Александр Довженко, Юлия Солнцева, оператор: Юлий Кун.

“Победа на Правобережной Украине” (1945).

Третий документальный фильм из трилогии Александра Довженова - Победа на Правобережной Украине, вышедший на экраны во время Второй Мировой войны - в начале 1945 года.

В данном фильме рассказывается о наступлении советских войск, как наши силы стремительно шли на запад. В данной ленте были использованы труды десятков военных операторов на разных фронтах (особенно во время Проскуровско-Черновицкой операции), использованы уникальные исторические видеоматериалы.

Довженко А. одним из первых начал использовать историческую документальную кинохронику врага, озвучивая её дикторским голосом и текстом, применяя особый монтаж, он изменял смысл Вражеского документального фильма и доносил до зрителя совсем другой смысл.

Год выпуска: 1945. Режиссер: Александр Довженко, Юлия Солнцева, оператор - Павел Русанов.

Рассмотрим отношение к войне современного поколения. Для того, чтобы это сделать, проведем опрос учащихся с 4 по 11 классы. В опрос были включены такие вопросы:

  1. Знаете ли Вы историю о ВОВ?
  2. Источники информации о ВОВ разнообразные?
  3. Смотрите ли фильмы о ВОВ?
  4. Как Вы относитесь к участникам войны? Они герои для Вас?
  5. Помогаете участникам войны?
  6. Знаете ли Вы маршалов, генералов, чьими усилиями была выиграна война?
  7. Знаете известные битвы?
  8. Для Вас 9 мая – это праздник?
  9. Вызывает ли у Вас интерес военные фильмы?
  10. Документальное кино о войне смотрите?

В опросе приняли участие 20 человек, разного возраста, учащихся школы с 4 по 11 классы – 10 мальчиков и 10 девочек. Ответы распределились следующим образом: (в %)

вопросы да нет не знаю другое
1 60 40    
2 20 80    
3 10 50 20 20
4 80   20  
5 20 60   20
6 80 10 10  
7 70 10 10 10
8 100      
9 60 10 10 10
10 30 50 20  

Результаты опроса представим в виде диаграммы.

Таким образом, результаты диаграммы свидетельствуют о том, что память о войне жива в сердцах поколений. Дети знают о войне, ее героях и главных событиях. Можно подытожить, что немаловажную роль в этом процессе играет такой источник, как кино.

Таким образом, память о войне была и будет. Важно ее не подменять, не замалчивать, не утаивать. Ведь уходят уже последние реальные свидетели: и террора и войны, как тяжелого труда и кровавой бойни. Оставленные ими в минувшие годы свидетельства – мемуары, художественные произведения, фильмы являются культурным багажом, главным образом, старших поколений.

Без специальных усилий и инициатив (образовательных, медийных), поддерживаемых обществом и государством, это наследие культурной памяти включать в современный контекст не получается. (Поэтому, например, молодежный зритель, который к тому же очень мало смотрит телевизор, из фильмов о войне, скорее всего, знает лишь ежегодно повторяющийся сериал о разведчике Штирлице, а из фильмов, посвященных репрессиях, вряд ли назовет хоть один).

Что же касается современного осмысления войны, то такие примеры, конечно, есть – это и новое документальное кино, и художественные фильмы. Многие трудные темы освещаются в них по-новому, так, как это невозможно было себе представить в советские времена. И репрессии в армии во время войны (телевизионный фильм “Штрафбат” 2004) , и освещающие трагическую атмосферу оккупации (“Свои и чужие” 2004) и уничтожение евреев, в котором принимало участие и местное население, (“Из ада в ад” 1996) и трагическая судьба немецких военнопленных (“Последний поезд” 2003, “Полумгла” 2005)... и многие другие..

Опубликованы и сотни книг, заполняющих лакуны и белые пятна в истории войны. Теперь не требуется особых усилий, чтобы узнать и о реальных цифрах советских потерь, и о судьбах военнопленных и угнанных, о репрессиях в годы войны и о многом другом, что прежде было неизвестно или находилось под цензурным запретом.

Однако это все это, к сожалению, мало влияет на упрощенный и мифологический образ войны-победы, прочно поселившийся в массовом сознании.

Тем более, что с конца 90- е х годов война стала излюбленным источником сюжетов для бесконечных телесериалов, сделанных в жанре гламурных боевиков, наполненных весьма примитивным героико-патриотическим содержанием и не имеющих ничего общего хоть с каким-то подобием реальной войны.

Список использованной литературы

  1. Виктор Астафьев. “Веселый солдат”, Ст. Петербург, 1999 стр. 147-148
  2. Даниил Гранин. Причуды моей памяти, Москва – Ст. Петербург, 2008, стр.32
  3. Михаил Гефтер. Из тех и этих лет. Москва 1991, стр. 189
  4. История Великой Отечественной войны Советского Союза 1941-1945. В 6 томах. — М.: Воениздат, 1960-1965;История второй мировой войны 1939-1945. В 12 томах. — М.: Воениздат, 1973-1982.
  5. Новейшая история отечественного кино. 1986-2000. Кино и контекст. Т. IV. СПб, Сеанс, 2002