Урок «открытия» нового знания по теме "Храм"

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (15 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.


Тип урока: урок “открытия” нового знания

Вид урока: урок-путешествие

Форма организации урока: групповая и фронтальная

Цель урока: дать представление о назначении православного храма и его внешнем устройстве и символике.

Задачи урока:

Образовательные:

  • Познакомить с назначением, внешним устройством и символикой православного храма;
  • Познакомить учащихся с понятиями “православный храм”, “колокольня”, “звонница”, “било”, “клепало”, “купол”;
  • Формировать представление о ценности храма как общенародного дома для молитв, святыни для православных людей;
  • Продолжить обучение умению оценивать информацию.

Развивающие:

  • Развивать интерес к знаниям о храмах, мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся;
  • Развивать умение участвовать в диалоге, уважая мнение собеседника;
  • Развивать умение высказывать и пояснять свою точку зрения по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества, опираясь на текст или собственный опыт;
  • Развивать творческие способности учащихся.

Воспитательные:

  • Воспитывать ценностное отношение к духовному, историческому и культурному наследию;
  • Организовать деятельность, благодаря которой дети на практическом уровне осознают значимость работы в группе и освоят правила групповой работы;
  • Продолжить обучение детей приёмам познавательного общения;
  • Расширить представления о правилах и способах взаимодействия с окружающим миром; о правилах и нормах поведения, принятых в обществе.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация слайдов, запись колокольного звона.

Ход урока

I. Этап мотивации к учебной деятельности

(Слайд 1)

– Работа нам предстоит серьёзная и интересная. А начнём мы урок с разминки.

II. Этап актуализации знаний

Цели:

  • Организовать учебную ситуацию для познавательного общения;
  • Обеспечить снятие психологического барьера перед началом умственной работы;
  • Способствовать развитию познавательной активности;
  • Совершенствовать умение формулировать выводы и находить аргументы, подтверждающие вывод.

(Слайд 2)

Работа в группах:

– Вам необходимо расшифровать вопрос, обсудить в группе ответ на него и затем предложить ваш вариант классу:

ОЧТ КЕТАО АМРХ?

ЧТО ТАКОЕ ХРАМ?

(Ученики предлагают свои версии, обсуждают их в группе, записывают тезисы и формулируют ответ.)

– Кто попробует обобщить ответы представителей разных групп?

III. Этап формирования новых знаний и умений (изучение нового материала)

– Благодарю вас за такие глубокие ответы.

(Слайд 3)

Храм часто называют “Небом на земле”. Это – особое, отличное от других строений здание, посвящённое Богу и предназначенное для совершения богослужений и таинств. Храм – место невидимого присутствия Бога.

Каждому человеку хоть раз в жизни приходилось переступать порог храма: кто-то заходил вместе с экскурсией, кто-то из любопытства, кто-то – с проблемой, а кто-то – с радостью.

Сегодня на уроке мы совершим небольшое путешествие в историю, а также познакомимся с внешним устройством и символикой православного храма.

Вы уже знаете, что более тысячи лет назад князь Владимир решил найти новую веру для себя и своего народа.

– В каком году произошло Крещение Руси? (В 988 году.)

С тех пор на Руси появилось много храмов. Строили их в самых красивых местах, потому что люди во все времена старались посвящать Богу самое лучшее, на что они способны. Перед строительством обычно молились, чтобы Господь указал необходимое место. Узнав волю Божию, строители приступали к работе.

(Слайд 4)

Храмов много. Все они очень похожи. И все – разные. По своему внешнему виду храм Божий отличается от прочих зданий. Очень часто он имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола.

(Слайд 5)

С древнейших времён православный храм повелевалось созидать “наподобие корабля, продолговато устроенным, на восток обращённым, от обеих стран к востоку притворы имеющим”.

(Слайд 6)

И действительно, форма храмов в виде корабля получила наибольшее распространение.

Посмотрим на русский храм издали. Он, словно белоснежный корабль с высокой мачтой — колокольней и наполненными ветром парусами — куполами, движется на восток.

Несмотря на то, что внешняя форма храмов может быть различна: крест, круг, восьмиконечная звезда, прямоугольник, но духовное значение ковчега спасения (корабля, который спасает верующих в житейском море) при этом сохраняется в любом случае.

Представьте: плывём мы на корабле, любуемся прекрасными видами, и вдруг… откуда-то издалека … послышался колокольный звон.

http://www.bells.orthodoxy.ru/Muzika/5n.mp3

Что же означает этот звон?

(Церковный колокольный звон употребляется для того, чтобы созывать верующих к Богослужению или возвещать тем, кто находится вне храма, о важных моментах службы.)

(Слайд 7)

Первоначально на Руси для созыва верующих к богослужению употребляли била и клепала.

Било – древний сигнальный инструмент, изготовленный из дерева, а клепала были железные или медные, по ним ударяли специальным молотком. Колокола появились только в конце X века. В богослужебных книгах колокол называется кампа?н, что этимологически связано с названием римской провинции Кампания, где добывалась лучшая медь для колоколов.

К колоколам на Руси относились как к живым существам, давали им имена и прозвища: Гавриил, Широкий, Лебедь, Медведь, Ревун – в зависимости от звучания.

Помните ли вы, как звонили в колокола? Когда это было? (В Светлую седмицу всем желающим разрешается посещать колокольни и звонить в колокола.)

Мы продолжаем путешествие. И вот вдали показалась самая высокая часть храма – колокольня.

(Слайд 8)

Колокольня – это башня с открытым ярусом (ярус звона) для колоколов. Большие колокольни имеют высоту 40 – 50 метров и стоят отдельно от храмового здания. Малые столпообразные колокольни обычно входят в комплекс храма.

– Колокольню иначе называют ещё звонницей. А почему колокольня такая высокая, как вы думаете? (Чтобы колокольный звон был слышен на всю окрестность.)

Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест – во славу Главы Церкви Иисуса Христа.

Что по своей форме напоминает купол? (Пламя свечи или древнерусский богатырский шлем.)

(Слайд 9)

Ещё издали мы видим, как сияют кресты на куполах храма. Купола с крестами как бы связывают небесное и земное пространство в целостный освящённый мир.

Часто на храме ставят не одну, а несколько глав. Знаете ли вы, что символизирует разное количество куполов? (Предположения детей.)

Если ставится одна глава, тот это символизирует самого Иисуса Христа. Две главы означают два естества (Божественное и человеческое) в Иисусе Христе. Три – три Лица Святой Троицы, пять глав – Иисуса Христа и четырёх евангелистов, семь глав – семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав – девять чинов Ангельских, тринадцать глав – Иисуса Христа и двенадцать Апостолов. Иногда строят и большее количество глав.

(Слайд 10)

Цвет купола также важен в символике храма. Даже в самые тяжёлые времена наши предки старались золотить кресты и купола храмов. Золото – символ небесной славы. Золотые купола были у главных храмов и у храмов, посвящённых Христу и двунадесятым праздникам. Купола синие со звёздами венчают храмы, посвящённые Богородице, потому что звезда напоминает о рождении Христа от Девы Марии. Троицкие храмы имели зелёные купола, потому что зелёный – цвет Святого Духа. Храмы, посвящённые святым, увенчаны также зелёными или серебряными куполами. Голубой или синий цвет купола символически изображают небесную чистоту и непорочность.

А вот храм Василия Блаженного, или Покровский собор, сочетает в себе как русские традиции, так и западные. Сейчас у него 10 куполов. (Первоначально же Собор Василия Блаженного имел 25 куполов, обозначавших Господа и 24-х старцев, сидящих у Престола Его).

Таким образом, используя видимые архитектурные формы и средства живописной декорации, символика храма представляет нашим чувствам образ Царства Небесного, невидимого, Божественного.

(Слайд 11)

Познакомимся с особенностями внешнего устройства храма.

Конечно, архитектура не в состоянии реально воссоздать Образ, который не может быть выражен и никакими словами. Для большинства людей это тайна, которая лишь слегка приоткрыта в Священном Писании и Церковном Предании.

IV. Этап включения в систему знаний и повторения

– Урок незаметно подходит к концу, и наше путешествие снова привело нас к входу в храм. Конечно, за это время нам удалось немало интересного узнать об особенностях архитектуры и о символике православного храма. Предлагаю ещё раз ответить на вопрос: ЧТО ТАКОЕ ХРАМ?

(Слайд 12)

Итак, мы стоим у храма. Во время путешествия мы убедились, что внешний, архитектурный облик храмов чрезвычайно разнообразен.

На следующем уроке мы вернёмся к храму, чтобы познакомиться с его внутренним устройством. Только на этот раз наше путешествие не будет воображаемым. Мы отправимся на экскурсию в православный храм.

– Скажите, а вы часто бываете в храме? (Ответы детей.)

V. Домашнее задание (по выбору)

В храме существуют особые правила поведения, которые называются церковный этикет. Предлагаю вам составить памятку “Как вести себя в храме”.

Также дома вы сможете совершить виртуальную экскурсию по храму – поиграть в обучающую игру “Устройство храма”, которая в увлекательной форме поможет исследовать устройство православного храма и получить ответы на многие вопросы.

http://www.st-tatiana.ru/kids/index.html

VI. Этап рефлексии учебной деятельности

А теперь подведём итог уроку:

– Какие открытия сделали на уроке? Что вас удивило?

– О чём хотите узнать больше?

– Что бы вы изменили в себе после этого урока? Почему?

Литература

Храм

Храм, Обряды, Богослужения

Устройство православного храма

Справочник православного человека. Православный храм

Купола православного храма

В презентации использованы фотографии из архива 4 “Г” класса ГБОУ СОШ № 763 г. Москвы