Мастер-класс по теме "Использование приемов технологии РКМ на уроках биологии"

Разделы: Биология

Классы: 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11

Ключевые слова: мастер-класс


Цель: ознакомить педагогов с технологией развития критического мышления и научить использовать приемы технологии в своей педагогической деятельности

Оборудование: презентация (см. Приложение 1), карточки с заданиями (см. Приложение 2).

Ход мастер-класса

I. Этап теоретический.

Рассказ руководителя мастер-класса о технологии с использованием презентации:

В новых условиях модернизация школ образования России обозначает важнейший путь развития современной школы через коренное изменение сложившихся стереотипов в формах и методах учебно-воспитательной работы. Перед учителями встает проблема целесообразного выбора эффективных технологий и путей их реализации. Решить поставленные задачи возможно через применение на уроках педагогической технологии развития критического мышления, направленной на возможность формирования совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию "научить учиться".

Цель данной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учёбе, но и в обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией).

Критическое мышление- не отдельный навык, а комплекс многих навыков и умений, которые формируются постепенно, в ходе развития и обучения ребенка. Оно формируется быстрее, если на уроках дети являются не пассивными слушателями, а постоянно активно ищут информацию, соотносят то, что они усвоили с собственным практическим опытом, сравнивают полученное знание с другими работами в данной области и других сферах знания (самостоятельно устанавливают внутрипредметные и межпредметные связи). Кроме того, учащиеся должны научиться (а педагоги должны помочь им в этом) подвергать сомнению достоверность и авторитетность информации, проверять логику доказательств, делать выводы, принимать решения, изучать причины и последствия различных явлений и т.д. Систематическое включение критического мышления в учебный процесс должно формировать особый склад мышления и познавательной деятельности.

Подробнее остановимся на самой технологии. Основа технологии - построение урока по определенному алгоритму - последовательно, в соответствии с тремя фазами: вызов, осмысление и размышление или рефлексия.

ВЫЗОВ (evocation)

  • актуализация и обобщение имеющихся у учащегося знаний по данной теме;
  • пробуждение интереса к изучаемой теме;
  • обнаружение и осознание недостаточности наличных знаний:
  • побуждение ученика к активной деятельности

Второй этап - ОСМЫСЛЕНИЕ (REALIZATIONOFMEANING)

Поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап - РАЗМЫШЛЕНИЕ (REFLECTION)

  • целостное осмысление, присвоение и обобщение полученной информации;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу;
  • выявление еще непознанного;
  • анализ процесса изучения материала, собственных мыслительных операций;
  • поиск тем и проблем для дальнейшей работы ("новый вызов").

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения.

Каждому этапу присущи собственные методические приемы, направленные на выполнение задач этапа. Комбинирование приемов помогает достичь и конечную цель применения технологии РКМЧП-научить детей применять эту технологи самостоятельно, чтобы они могли стать независимыми и грамотными мыслителями и с удовольствием учились в течение всей жизни.

Технологические приемы.

Прием "Корзина идей, понятий, имен".

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают, что знают ученики по обсуждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме. Обмен информацией проводится по следующей процедуре.

Задается прямой вопрос о том, что известно ученикам по той или иной проблеме.

Сначала каждый ученик вспоминает и записывает в тетради все, что знает по той или иной проблеме (строго индивидуальная работа, продолжительность 1-2 минуты).

Затем происходит обмен информацией в парах или группах. Ученики делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Время на обсуждение не более 3 минут. Это обсуждение должно быть организованным, например, ученики должны выяснить, в чем совпали имеющиеся представления, по поводу чего возникли разногласия.

Далее каждая группа по кругу называет какое-то одно сведение или факт, при этом не повторяя ранее сказанного (составляется список идей).

Все сведения кратко в виде тезисов записываются учителем в "корзинке" идей. В корзину идей можно "сбрасывать" факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме урока. Далее в ходе урока эти разрозненные в сознания ребенка факты или мнения, проблемы или понятия могут быть связаны в логические цепи.

Рекомендации по использованию приема "Корзина идей".

1. Записывать все идеи, даже если они ошибочные. Это вызовет желание доказать неправильность утверждения.

2. Не комментировать высказываемые детьми идеи, понятия, примеры, факты, имена.

Прием "Трехчастный дневник" (З-Х-У)

Учитель предлагает разделить доску на три колонки, озаглавленные: "знаю", "Хочу знать", "Узнал". Учащиеся воспроизводят в тетрадях такую же таблицу.

Этот прием развивает умение сжато и конкретно излагать материал, направляет исследовательскую деятельность учащихся при работе с текстами или при прослушивании лекции.

Прием "Двухчастный дневник".

Двухчастный дневник дает возможность учащимся лучше усвоить прочитанный материал. Для этого страницу делят пополам, слева записывают, какая часть текста произвела наибольшее впечатление. С правой стороны они должны дать комментарий: что заставило их записать именно эту цитату? Какие мысли она у них вызвала? Читая текст, учащиеся должны время от времени останавливаться и делать пометки в своем двойном дневнике. Учитель может заранее оговаривать, сколько записей должен сделать ученик.

Прием "Написание эссе".

Эссе (лат. "опыт") - размышления в письменной форме, отражающие мнение автора, его точку зрения, согласующиеся с его опытом. Объем мини-эссе - от половины до полутора страниц. От традиционного сочинения отличается большей свободой и меньшим объемом. Суть этого метода не только в том, чтобы выразить свои мысли в письменной форме, но и поделиться своим мнением с другими, выслушать чужую точку зрения. Детям (да и не только им) не всегда легко выразить свое мнение в развернутом, логичном виде сразу, - читая свои записи это сделать проще.

Смысл этого приемаможно выразить следующими словами: "Я пишу для того, чтобы понять, что я думаю". Это свободное письмо на заданную тему, в котором ценится самостоятельность, проявление индивидуальности, дискуссионность, оригинальность решения проблемы, аргументации. Обычно эссе пишется прямо в классе после обсуждения проблемы и по времени занимает не более 5 минут. [3]

Прием маркировки текста"ИНСЕРТ".

При работе учащихся с текстами эффективны инновационные методические приемы. Например, прием "инсерт" (маркировка текста)

Учащимся предлагается система маркировки текста, включающая следующие значки

"+"-знак "плюс" обозначает новую для ученика информацию

"-"-знак "минус" ставится в том случае, если прочитанное противоречит тому, что он уже знал

"?"-знак "вопроса" обозначает непонятную информацию

" ? "-"галочка" ставится на полях тогда, когда то, что читает ученик, соответствует тому, что он уже знает

После маркировки текста учащимся предлагается обратить внимание на ту часть текста которая непонятна, вызывает сомнения, для того чтобы определить дальнейшие действия по освоению учебного материала: составление опорного конспекта, схемы, кластера. Заполнение маркировочной таблицы.

Прием "Чтение со стопами".

Текст делится на мелкие части для более детального обсуждения содержания. После прочтения последовательно каждой части текста по указанию учителя делается остановка "стоп" и учащиеся отвечают на вопросы. Инициирующим компонентом обсуждения являются вопросы учителя. Возможные вопросы: Какова главная мысль этой части текста? Что было в этой части для вас новое? Как вы озаглавите эту часть текста?

Составление аналитических схем, кластеров.

Овладению материалом способствует также представление информации в виде схем или выделение в ней иерархических связей, главного и второстепенного. Принцип составления таких схем заключается в следующем: целое условно делится на части, имеющие различное строение и значение.

Например:

В прием входят следующие действия:

  • установление критерия мысленного разделения объекта (анализ);
  • деление на основные, различные по строению, составу или функции части;
  • условное обозначение этого деления;
  • дальнейшее разделение объекта на более мелкие части.

Овладение приемом составления аналитической схемы помогает пониманию отношений между частями, уменьшает количество ошибок при определении соподчинения частей.

Прием "Толстые и тонкие вопросы".

Толстые и тонкие вопросы, так же как и вопросы Блума (см. Приложение 1) эффективны как на стадии вызова, так и на стадии осмысления. Например, для организации взаимоопроса, после изучения темы учащимся предлогается сформулировать три "тонких" и три "толстых" вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем учащиеся опрашивают друг друга, используя свои таблицы.

С помощью этих приемов учащиеся учатся мыслить, выделять в тексте главную и соподчиненные мысли, уметь формулировать их в вопросительной форме.

Приём группировки.

Суть приема заключается в том, что учащимся предлагается ряд понятий, которые необходимо сгруппировать, объединив по общим признакам по следующему алгоритму:

а) сравнить понятия;

б) выделить общие признаки;

в) сгруппировать.

Результативность приема группировки:

  • использование приёма способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся;
  • возникает удовлетворённость каждого школьника успешной деятельностью (все по-своему праву);
  • происходит повышение качества обученности.

Прием "Синквейн".

В переводе с французского слово "синквейн" означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. Составление синквейна требует от учащегося умение находить в учебном материале наиболее существенные учебные элементы, делать заключение и выражать все это в кратких выражениях. Написание синквейна является формой свободного творчества, которое осуществляется по определенным правилам.

Правила написания синквейна таковы:

На первой строчке записывается одно слово - существительное. Это и есть тема синквейна.

На второй строчке пишутся два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.

На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.

На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого учащийся характеризует тему в целом, высказывает свое отношение к теме, Таким предложением может быть крылатое выражение, цитата, пословица или составленная самим учащимся фраза в контексте с темой.

Пятая строчка - это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, выражает личное отношение учащегося к теме.

Как работать с синквейнами.

На уроках биологии учащимся предлагаются следующие способы работы с синквейнами:

Составление нового синквейна.

Составление краткого рассказа по готовомусинквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.

Коррекция и совершенствование готовогосинквейна.

Анализ неполного синквейна без указания темы синквейна и определение названия темы этого синквейна.

Формы работы с синквейнами.

  • Самостоятельно при выполнении домашней работы.
  • Самостоятельно на практическом занятии.
  • В составе малой группы с последующим конкурсом на лучшийсинквейн, составленный по выбранной теме
  • При выполнении контрольного задания на составление синквейна, написание рассказа по синквейну или определение темы неполного синквейна.[1,3]

Прием "Шесть шляп мышления".

Автором этого метода является Эдвард де Боно.[2]

Цель метода: научить людей лучше понимать особенности своего мышления, контролировать свой образ мыслей и более точно соотносить его с поставленными задачами с целью более эффективного использования процесса мышления и при решении проблем.

Суть метода: шесть шляп мышления - простой и практический способ, позволяющий преодолеть три фундаментальные трудности, связанные с практическим мышлением: эмоции, беспомощность, путаницу. Метод позволяет разделить мышление на шесть типов, или режимов, каждому из которых отвечает метафорическая цветная "шляпа". Такое деление позволяет использовать каждый режим намного эффективнее, и весь процесс мышления становится более сфокусированным и устойчивым.

План действий:

Пройти обучение принципам и применению метода, что позволяет запомнить правила, научиться использовать и сознательно применять их на практике;

После этого использовать определённые "режимы мышления" для осознания, контроля и приспособления образа мышления при решении конкретных проблем;

Надевая, снимая, сменяя шляпу мышления или только называя "шляпу", чтобы просто обозначит своё мышление, мы принимаем на себя определённую роль, на которую эта шляпа указывает. (см. Приложение 1)

Таким образом, технология РКМявляется личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере: развития качеств гражданина открытого общества, включенного в межкультурное взаимодействие, воспитание базовых навыков человека открытого информационного пространства.

Этап практический.

Руководитель мастер-класса предлагает педагогам ряд заданий для изучения приемов РКМ на практике:

Использование приема группировки:

Педагогам предлагается ряд понятий: суша, легкие, лягушка, саламандра, кожа, вода, червяга, жаба, тритон, ящерица, квакша, крокодил, рыбозмей, сирена, черепаха.

Задание - сгруппировать их, объединив по общим признакам (не называя их) по следующему алгоритму:

а) сравнить понятия;

б) выделить общие признаки;

в) сгруппировать.

Вывод: Прием ориентирован на развитие умения систематизировать и анализировать информацию на всех стадиях ее усвоения. Способствует развитию интеллектуальных способностей, логического мышления учащихся.У каждого учащегося возникает чувство удовлетворённости успешной деятельностью (все по-своему праву).

Написание синквейнов и работа с ними.

Педагоги объединяются в группы и работают с инструктивными карточками (см. Приложение 2) содержащими несколько видов заданий по работе с синквейнами.

Вывод: Прием" Синквейн" ориентирован на развитие умения интерпретировать, творчески перерабатывать новую информацию, позволяет учащимся реализовать свои личностные способности: интеллектуальные, творческие, образные и т.п.

Подведение итогов. Рефлексия.

Руководитель мастер- класса:Таким образом, технология РКМ является личностно-ориентированной и открыта для решения широкого спектра задач в образовательной сфере, в том числе и для создания условий формирования универсальных учебных действий на уроках и во внеурочной деятельности.

Рефлексия. Используя прием "Шесть шляп мышления" дать оценку происходящим событиям.

Список литературы:

  1. Турик Л.А. Педагогические технологии в теории и практике. - Ростов -на-Дону: Феникс, 2009.
  2. Эдвард де Боно. Шесть шляп мышления. Санкт-Петербург: "Питер". 1997.
  3. Загашев И.О., С.И.Заир - Бек. Критическое мышление: технология развития: Пособие для учителя - СПб; Альянс "Дельта", 2003.

Приложение 2.