Урок биологии по теме "Витамины". 8-й класс

Разделы: Биология


Цель урока: рассмотреть свойства основных витаминов и их влияние на организм; сформировать у учащихся представление гиповитаминозе, авитаминозе, гипервитаминозе.

Задачи урока:

  • Образовательная - сформировать понятие о витаминах, как о биологически активных веществах.
  • Развивающие - развивать познавательный интерес к изучению биологических вопросов, логическому мышлению, умения обосновывать свою точку зрения, анализировать, делать выводы.
  • Воспитательные - научить применять теоретические знания на практике, сформировать понимание сложности влияния различных биологически активных веществ, в том числе и витаминов, на организм человека.

Метод: словесный с применением наглядности.

Тип урока и форма его организации - урок изучения нового материала.

Оборудование: учебники, тетради, таблицы, мультимедийная презентация.

Актуализация знаний.

Учитель: Вы, наверное, знаете, что существуют особые вещества, без которых невозможно быть здоровым. -Как они называются? -Какую роль играют эти вещества в жизни человека? -Названия каких витаминов вам известны?

Структура урока:

1. Организационный момент: Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. На уроке мы познакомимся с основными витаминами, заполним таблицу и в конце урока проведем биологический диктант. Так что будьте внимательны! Учитель оценивает готовность учащихся к работе.

Учитель здоровается с учащимися и предлагает им сесть. Учащиеся стоя приветствуют учителя. Учащиеся садятся.

2. Подготовка к восприятию новых знаний: Учитель: Откройте свои тетради, запишите на полях сегодняшнее число, в центре листа тему урока - "Витамины". Учащиеся открывают тетради и записывают в центре листа: "Витамины", на полях сегодняшнюю дату.

3. Изучение нового материала: Учитель: Витаминами называют поступающие с пищей органические вещества, необходимые для регуляции обмена веществ и нормального течения процессов жизнедеятельности. Витамины активно влияют на обмен веществ, рост и развитие организма, его сопротивляемость к заболеваниям. В настоящее время известно более 25 витаминов. Их обозначают буквами латинского алфавита A, B, C, D и цифрами, определяющими порядок открытия витаминов данной группы - B1, B2, B12 и др. Нехватка ведет к гиповитаминозам, избыток - к гипервитаминозам (табл.) Учитель диктует определения. Учащиеся внимательно слушают рассказ учителя. Записывают определения. Рассмотрите предложенные вам таблицу и ответьте на вопрос: почему нельзя использовать витаминные препараты вместо конфет, хотя многие из них обладают приятным вкусом? Если в пище отсутствует хотя бы один витамин, нарушается вся цепочка обменных реакций. Избыток витаминов приводит к чрезмерному ускорению обменных процессов или направляет их по другому пути. В обоих случаях происходит нарушение обмена веществ. Как мы видим из приведенной таблицы, недостаток или избыток витаминов оказываются небезразличными для нашего здоровья. Полное отсутствие витамина обозначают термином авитаминоз.

Вывод: для восполнения суточной потребности в витаминах нужно съедать очень много натуральных продуктов или принимать искусственные витамины, но необходимо помнить при этом, что витамины - это лекарственные препараты, употреблять их без меры нельзя. Ученики изучают и анализируют таблицу. Совместно с учителем делают соответствующие выводы.

Рассмотрим некоторые примеры влияния витаминов на организм человека и заполним таблицу. Разделите лист тетради на три столбца. В первом мы будем указывать название витамина, во втором - его описание, а в третьем - продукты, в которых он содержится.

Учитель заполняет таблицу на доске. Ученики записывают ее в тетради.

Теперь познакомимся с правилами приготовления пищи для сохранения витаминов:

Чистить овощи следует только перед варкой, а не заранее. Варить желательно в эмалированной кастрюле (при контакте с железом некоторые витамины (С) разрушаются). Варить, закрыв крышкой или в скороварке не слишком долго. Учитель знакомит ребят с правилами. Учащиеся помогают учителю примерами из жизни.

4. Закрепление изученного материала - а) биологический диктант

Учитель: Для закрепления полученных знаний проведем биологический диктант по теме "Обмен веществ и энергии. Витамины". Я буду зачитывать вопросы, а вы должны выбрать и записать правильный ответ из тех, что написаны на доске. Будьте внимательны! В некоторых вопросах может быть несколько правильных ответов.

Задания:

Источник энергии в организме человека.

  1. Самое энергетически ценное органическое вещество.
  2. Всасывается без расщепления при пищеварении.
  3. Биологически активные вещества.
  4. Обязательные вещества в составе пищи человека.
  5. Участвуют в образовании ферментов в обмене веществ.
  6. Разрушается при кипячении.
  7. Отсутствие вызывает цингу.
  8. Отсутствие вызывает паралич нервной системы, болезнь бери-бери.
  9. Отсутствие вызывает пеллагру.
  10. Какой витамин необходимо включить в рацион больного рахитом? На доске записаны ответы
  1. Витамин А.
  2. Витамин В.
  3. Витамин С.
  4. Витамин D.
  5. Белки.
  6. Жиры.
  7. Углеводы.
  8. Минеральные соли.
  9. Вода.
  10. Витамин РР.

Выставляет оценки в дневники и журнал. Взаимопроверка. Выставляют оценки в дневники.

б) Ответьте на 7 утверждений. Если согласны "+", нет "-"

  1. Витамины поступают в организм человека только с пищей
  2. Витамины образуются в организме в небольших количествах
  3. Заболевания, связанные с недостатком витаминов в организме называют ГИПЕРВИТАМИНОЗОМ
  4. При отсутствии витамина А в пище поражается кожа, дыхательные пути, роговица глаза
  5. Рахит - заболевание связанное с недостатком в организме ребенка витамина С

Самооценивание:

Если 5 правильных ответов - "5"

Если 4 правильных ответа - "4"

Если 3 правильных ответа - "3"

Рефлексия. Тестирование учащихся. Учитель: А закончим мы наше знакомство небольшим тестированием, которое поможет вам определить, хватает ли витаминов у вас в организме. На вопросы теста надо отвечать словами "да" или "нет" (тестирование и подсчет результатов).

Тест "Есть ли у меня авитаминоз?

1. Весной вы обычно простужаетесь чаще, чем осенью и зимой? А - да Б - нет

2. Весенние простуды вы переносите тяжелее, чем осенние и зимние? А - да Б - нет

3. Вы тяжелее засыпаете и просыпаетесь весной, чем в другие времена года? А - да Б - нет.

4. Свойственны ли вам весной раздражительность, утомляемость? А - да Б - нет

5. Кожа и волосы так же хорошо выглядят в марте, как летом, осенью? А - да Б - нет

6. Не возникают ли весной проблемы с пищеварением? А - да Б - нет

7. Часто ли весной вам приходится снижать физическую нагрузку? А - да Б - нет

8. Вы предпочитаете термически обработанную пищу свежим овощам? А - да Б - нет

9. Каждый день у вас на столе бывает зелень? А - да Б - нет

10. Вы много времени проводите на свежем воздухе? А - да Б - нет

Подсчет результатов: За каждый ответ "А" - 1 балл, за каждый ответ "Б" - 0 баллов.

0 баллов. Вы - идеальный человек! На вас следует равняться.

1 - 2 балла. Риск авитаминоза невысок.

3 - 5 балла. Небольшой витаминный голод налицо.

6 - 8 баллов. Авитаминоз - фон вашей жизни.

9 - 10 баллов. Кардинально измените свой образ жизни.

Вывод учителя. Итак, мы познакомились с различными видами витаминов, выяснили, что без них жизнь невозможна и, что в пищевом рационе нельзя пренебрегать овощами и фруктами. Помните об этом и старайтесь вести здоровый образ жизни!

Список использованной литературы:

  1. Драгомилов, А.Г., Маш Р.Д. Биология: Человек: Учебник для учащихся 8 класса общеобразовательных учреждений. - 2-е изд., 2004.-272 с.
  2. Колесов, Д.В. Биология. Человек: учеб. для 8 кл. общеобразоват. учреждений - М.: Дрофа, 2005.-332.
  3. Муртазин Г.М. Активные формы и методы обучения биологии: Человек и его здоровье: Кн. для учителя.- М.: Просвещение,1989.
  4. Рохлов В.С. Человек и его здоровье. Дидактический материал: пособие для учителя.- М.: Илекса,2001.

Приложение.

7.07.2014