Конспект интегрированной образовательной деятельности на тему "Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет"

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия


Интегрированная образовательная деятельность с использованием современных способов организации детей на занятии и интерактивной формой работы способствует формированию у детей целостной картины мира, дает возможность реализовать творческие способности, развивает коммуникативные навыки, умение свободно делиться впечатлениями, позволяет создать положительную мотивацию, стимулирует работоспособность детей,

Новые способы взаимодействия педагога и ребёнка направлены на социализацию детей с нарушением речи, на защиту и сохранение здоровья, регулируют нервно - психические процессы, стимулируют работу мозга, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Использование единого игрового или сказочного сюжета, красочного демонстрационного материала и оригинальных пособий, доступная и привлекательная игровая ситуация делают познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.

Практика показала, что использование интегрированного подхода к образовательной деятельности развивает потенциал детей, имеющих нарушение речи, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей. Нестандартная, интересная форма занятий с. использованием интегрированного подхода к образовательной деятельности позволяет раскрыть педагогические возможности коллектива, поддерживает у детей стойкий интерес к теме и позволяет избежать переутомления.

Ниже приведен конспект интегрированной образовательной деятельности. Данное мероприятие было разработано в результате поиска новых форм и методов организации коррекционного процесса и проведено в начале 2-го года обучения детей с общим недоразвитием речи с целью повторения ранее изученного материала. Был использован фольклорный материал, являющийся источником богатейшего речевого материала, отвечающего всем требованиям литературного языка. Речевой материал доступен в произносительном плане, прост по звуковому составу слова, что способствует восприятию его детьми радостно и с удовольствием. Герои русских народных сказок помогают детям становиться добрее, понимать шутки, учат радоваться.

"Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет".

Конспект интегрированной образовательной деятельности в группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи (ОНР, 2-ой год обучения)

Цель: повторение ранее полученных знаний, совершенствование речевых возможностей детей с ОНР.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • совершенствование навыка звуко-слогового анализа и синтеза, выделение гласного звука в начале и в середине слова; согласного в начале слова, определение звонкости-глухости, твердости-мягкости согласных;
  • обогащение и активизация словаря детей, развитие связной речи;
  • совершенствование грамматического строя речи, закрепление навыка словообразования и словоизменения, согласования существительных и числительных;
  • составление предложений с опорой на картинки.

Коррекционно-развивающие:

  • развитие зрительного восприятия и внимания, памяти, конструктивного праксиса, мелкой и общей моторики, координации речи с движением, артикуляционной моторики.

Коррекционно-воспитательные:

  • приобщение дошкольников к нравственной культуре и уважению вечных ценностей: любви, дружбы, доброты, трудолюбия;
  • формирование навыка сотрудничества, самостоятельности, инициативности, ответственности, взаимодействия в игре и на занятии на материале разнообразных форм русского народного фольклора.
  • создание благоприятного психологического климата в группе, установление позитивных межличностных отношений, сплочение детского коллектива.

Оборудование:

Домик Вани и Маши, избушка Бабы Яги, корзина с яблоками, картинки яблок с изображениями артикуляционных профилей гласных звуков, листья деревьев с изображенными на обратной стороне картинками, массажные шарики "Су-Джок", мостик, зеркало, шапочки-маски гусей, костюмы для взрослых: Яблонька, Печка, Речка, Баба Яга.

Ход мероприятия

Под народную музыку дети входят в музыкальный зал.

Учитель-логопед: Ребята, сегодня мы совершим путешествие в Страну Сказок. Это удивительная, волшебная страна. Кто побывает в ней, тот становится добрым и чутким, умным и внимательным. Но волшебная Страна Сказок не любит хмурых и сердитых людей. Давайте улыбнемся, как солнышко, и подарим эти улыбки друг другу и нашим гостям.

- Путь нам предстоит долгий, поэтому давайте разомнемся.

Выполнение под музыку упражнений на развитие общей моторики и артикуляционной гимнастики. Песня "Если вы не очень боитесь Кощея:"

Учитель-логопед: Ребята, вы готовы оказаться в сказке? У меня в руках волшебное блюдечко и наливное яблочко, они нам покажут, в какую сказку мы с вами сегодня попадем: "Катись-катись яблочко, по голубому блюдечку, покажи нам сказку".

Театрализованное представление фрагмента сказки "Гуси-лебеди".

Входит Маша и усаживает Иванушку на лавочку перед домом.

Маша.

Милый братец мой, послушай:
Поиграй один, Ванюша!
Здесь на травке посиди!
Никуда не уходи!
А я только на одну минуточку схожу к подружкам!

Маша уходит. Появляются двое детей - гуси-лебеди, они машут руками-крыльями, кричат "га-га-га", берут Ванечку под руки и хотят убежать с ним).

Учитель-логопед:

Ой, постойте, погодите!
Вы Ванюшу отпустите!

Гуси-лебеди:

Мы Ванюшу не отпустим,
Отнесём его Ягуси.
А если будешь нам мешать
Можем и тебя забрать! ШШШ!

(Гуси улетают вместе с Ваней. Прибегает Машенька, оглядывается, видит, что Вани нет, плачет.)

Маша:

Ваня, Ваня! Отзовись!
Где ты, братик, покажись!
Ах, найти мне братца где?
Кто поможет мне в беде? (плачет, закрыв лицо руками).

Учитель-логопед: Ребята, вы догадались, в какую сказку мы с вами сегодня попадем?

Дети: В сказку "Гуси-лебеди".

Учитель-логопед: Машу жалко. Поможем ей найти Ванечку?

Дети: Да!

Учитель-логопед: Тогда отправляемся в сказку!

Взявшись за руки, дети и логопед идут по залу под музыку ("Песенка про сказку" Стихи Ю. Мориц. Музыка С. Никитина. Исполняют Т. и С.Никитины. 1-й куплет "Сказка по лесу идет - Сказку за руку ведет.")

Появляется Яблоня.

Учитель-логопед:

Здравствуй, Яблонька, здравствуй, голубушка!
Ты скажи нам, милая, правды не тая,
Гуси здесь не пролетали?
Над тобой не гоготали?

Яблоня:

В полюшке стою одна,
Вся округа мне видна.
Выполните мои задания,
А потом, мои друзья,
Вам секрет открою я!

Яблоня: Тяжело мне, ребята, ветви до самой земли склонились. Сорвите скорей мои яблочки, помогите мне!

Учитель-логопед: Ребята, давайте поможем Яблоньке.

Логопед срывает яблоки, а дети хором считают: "одно спелое яблоко, два спелых яблока, три спелых яблока и т.д.)

Яблоня: Есть у меня еще яблочки волшебные - поющие! Отгадайте, какое яблочко какую песенку поет!

Яблоня показывает детям яблоки с изображениями артикуляционных профилей гласных звуков. Дети называют гласные и пропевают их с движением рук.

Рис. 1

Яблоня: Ой, какие молодцы! А сейчас я вам назову слово, а вы мне первый звук.

Астра, утка, игра, эхо, обруч.

А теперь вы должны услышать гласный звук в середине слова: дом, пир, мак, суп.

Яблоня: Молодцы, ребята! Идите по дорожке до ближайшего лесочка. Найдете Печку, она вам поможет. И вот еще! Передайте Печке!

Подает детям корзинку с сорванными яблоками.

Дети благо дарят Яблоню и идут под музыку по залу. ("Песенка про сказку". Стихи Ю. Мориц, музыка С. Никитина. 2-й куплет).

Появляется Печка.

Учитель-логопед:

Печка, печенька, голубушка моя,
Ты скажи нам, милая, правды не тая,
Гуси здесь не пролетали,
Над тобой не гоготали?

Печка: Помогите мне, друзья, и вам секрет открою я!

Скажите, ребята, какое время года наступило? А что происходит осенью? Помогите мне убрать опавшую листву, чтобы я могла испечь пирожки.

Дети убирают листья, проговаривая: "это лист клена - это кленовый лист и т.д.", называют картинки на обратной стороне листьев, выделяют первый звук и дают ему характеристику.

Слова: мишка, желуди, пень, грибы, дерево, яблоки.

Печка: Спасибо, ребята! Теперь я смогу испечь пирожки!

Учитель-логопед:

А мы поможем тебе замесить тесто.
Тесто будем мы месить -
Пирожки для всех лепить.

Работа с массажерами Су Джок.

Нам нужно для Вани испечь пирожок! круговые движения по часовой стрелке.

Какая начинка в нем будет? Творог? круговые движения против часовой стрелке.

Он будет куриный? Или мясной? катаем массажеры вдоль ладоней.

А может быть, мы испечем с ветчиной? катаем массажеры поперек ладоней.

Добавим мы ягод и мармелад! перекатываем массажер пальцами правой руки.

Начинке такой будет Ванечка рад! перекатываем массажер пальцами левой руки.

Печка:

По опушке Реченька синяя течет,
Вот она вам поможет, дорожку укажет.

Дети благодарят Печку и идут под музыку по залу. ("Песенка про сказку". Стихи Ю. Мориц, музыка С. Никитина. 3-й куплет).

Появляется Речка.

Учитель-логопед:

Речка, реченька, голубушка моя,
Ты скажи мне, милая, правды не тая,
Гуси здесь не пролетали, над тобой не гоготали?

Речка: Выполните мои задания, друзья, и вам секрет открою я!

Чтение предложений по картинкам. Например: У Бабы Яги ступа и метла, а у Кощея меч и сокровища. У Маши коромысло и ведра, а у Вани балалайка и ложки.

Речка: Молодцы, ребята! Вот тропинка, которая приведет вас к избушке Бабы Яги.

Дети по мостику переходят через речку, мальчики помогают девочкам.

Подходят к избушке Бабы Яги. Перед избушкой сидит Ванечка. Из-за избушки появляется Баба Яга.

Баба Яга: Фу-фу-фу! Русским духом пахнет! Кто это ко мне пожаловал?

Учитель-логопед: Здравствуй, Бабушка Яга! Это мы! Мы за Ванечкой пришли. Отпусти его, пожалуйста!

Баба Яга: Да ни за что не отпущу! Я ведь злая и вредная, вот!

Учитель-логопед: Ребята, что же нам сделать, чтобы Баба Яга стала доброй и хорошей?

Дети предлагают Бабе Яге посмотреться в волшебное зеркало.

Баба Яга берет зеркало. Игра "Скажи наоборот".

Баба Яга: Я злая!

Дети: Нет, добрая!

Старая! (молодая).

Уродливая! (красивая).

Жадная! (щедрая).

Глупая (умная).

И платье у меня грязное! (чистое).

И нос у меня кривой! (прямой).

И уши большие! (маленькие).

Я плохая! (нет, хорошая!)

Баба Яга: Что, правда?! (робко, с надеждой). И все равно Ваньку не отдам! Ну не могу я его просто так отпустить! Задание мое выполните, тогда отпущу!

Баба Яга проводит игру "Слоги перепутались". Поставить слоги в нужном порядке, прочитать слова и подобрать соответствующую картинку. Слова: печка, лавка, кувшин, избушка, самовар, подушка.

Баба Яга. Ну ладно, уговорили! Забирайте своего Ваньку, пока не передумала! Что же мне теперь, опять одной в глуши лесной сидеть? Мне же скучно!

Учитель-логопед и дети: Вот спасибо Бабушка Яга! А мы тебе на прощание станцуем!

Танец "Бабка Ёжка". (Слова и музыка Т. Морозова)

Прощаются с Бабой Ягой. Выходят Печка, Яблоня и Речка. Дети подходят к ним и благодарят за помощь. Печка дарит детям корзинку с пирожками, Яблонька - корзинку спелых яблок, а Речка - кувшин воды ключевой для чая.

В это время в центре зала необходимо поставить стол с самоваром. Вода заливается в самовар.

Дети исполняют танец "Пых-пых, самовар!"

Учитель-логопед: Ну что, ребята, поиграли?

Дети: Поиграли!

Учитель-логопед: В доброй сказке побывали?

Дети: Побывали!

Учитель-логопед: Сказка кончилась моя.

Вам понравилось, друзья?

- Спасибо вам, добры молодцы, спасибо вам, красны девицы, за то, что себя потешили и гостей порадовали!

- И вам спасибо, гости дорогие, за то, что слушали, не скучали, да в ладоши хлопать не забывали! Приходите чаще к нам, рады мы всегда гостям!

- А теперь пора прощаться и со сказкой расставаться.

Давайте на прощанье всем скажем "до свиданья"!