Модель смешанного обучения на уроке литературы по теме "А наш ли Бажов?". 5-й класс

Разделы: Литература


Начало урока – вступительное слово учителя

Интрига урока....

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был добрый волшебник. У него была белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. И когда он ходил по городу, его сразу узнавали – это .... Люди его так любили, что произносили с гордостью: “Наш Бажов”. Ребята, а почему же он наш?

Наверное, и сейчас многие из вас знают ответ на этот вопрос. Но не станем спешить... Ответим на него в конце урока.

Итак, в путь...

РОТАЦИЯ по трем зонам (по 10 минут). 3 минуты начало, 8-финал, 3-переходы. За компьютером по 10-11 мин (СанПин!)

Схема урока по зонам (Р — формирование регулятивных УУД, П — познавательных, К — коммуникативных)

Этапы УЧИТЕЛЬ КОМПЬЮТЕР САМОСТОЯТЕЛЬНО
фронтально
1 Р П К
2 П К Р
3 К Р П
Регулятивные Познавательные Коммуникативные
Рубрика “Это интересно”. Происхождение фамилии Бажов. Познакомьтесь с историей происхождения фамилии знаменитого прозаика. Сам П. Бажов так объяснял происхождение своей фамилии: “бажи?ть — самое ходовое северное слово, означает ворожить, но не угадывать, а предвещать, накликать”. На Руси таких людей ещё называли кудесниками, волхвами, ворожеями. Кому-то из предков писателя приписали такое умение, потому фамилия и стала Бажо?в. Эвристическая беседа.

Демонстрация репродукции картины В. Васнецова. Встреча Олега с кудесником.

Ситуация активного незнания: определение границ учебной задачи, сопоставление, логические связи, выдвижение личной гипотезы и самореализации в доказательстве сходства репродукции с происхождением фамилии Бажов (может быть признание в невозможности самостоятельном решении учебной задачи)

А знаете ли вы историю происхождения вашей фамилии? Разобраться в этом вам помогут словари, энциклопедии и, конечно, справочные страницы интернет-сети.

Рефлексия по итогам самостоятельной работы (что такое палеха?). Опережающее задание.

Рубрика “Это интересно”. Иллюстрации к сказам П. Бажова.

Внимательно рассмотрите иллюстрации к сказам Бажова.

Как вы думаете, почему большинство художников-иллюстраторов выбрали для оформления книги Бажова стиль русского народного промысла — Палеха? Составление фишбона: проблемный вопрос — голова аргументы, факты — кости, вывод — хвост.

Устная рефлексия учащихся по итогам работы с текстом “Антилопья башня” и его обсуждение. Сравните эти две сказки. Увидели ли вы сходства и различия в сюжете этих сказок?

Какое изречение П. Бажова как нельзя лучше подходит для сказки про Золотую антилопу? Почему это изречение нельзя применить к героям сказа “Серебряное копытце”? Составление синквейна СКАЗ

Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование коммуникативных УУД.

Коммуникативные

  • речевая деятельность (и слушание)
  • навыки сотрудничества (в группе, с учителем и т.д.)
  • вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
  • задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • строить монологические высказывания,
  • осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах с учётом конкретных учебно-познавательных задач.

Порядок прохождения зон и задания (создаю инструкции)

самостоятельная киберзона (работа с компьютером) работа с учителем
Работа с текстом “Антилопья башня”

(материалы СДО “Телешкола”: рубрика Мой проект)

Сравните эти две сказки. Увидели ли вы сходства и различия в сюжете этих сказок?

Рубрика Мой проект, гиперссылка Изречение (расширение понятий, работа с текстовой информацией, формирование монологических ответов на вопросы, продумывание аргументации своих умозаключений)

Составление синквейна СКАЗ

Устная рефлексия учащихся по итогам работы самостоятельной и кибер, монологические высказывания-ответы.

Работа с высказываниями. Какое изречение П. Бажова как нельзя лучше подходит для сказки про Золотую антилопу? Почему это изречение нельзя применить к героям сказа “Серебряное копытце”?

Презентация синквейна. Обоснование выбора ключевых слов.

Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование познавательных УУД

Познавательные

  • работа с информацией,
  • работа с учебными моделями,
  • использование знако-символических средств, общих схем решения;
  • выполнение логических операций сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, подведения под понятие.
  • осознавать познавательную задачу;
  •  
  • читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей;
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
  • осуществлять для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы.
киберзона работа с учителем самостоятельная
Работа с электронным словарем (что такое ПАЛЕХА?), прослушав правильное произношение (СДО “Телешкола”. Рубрика Это интересно, 6 стр.) Рефлексия по итогам самостоятельной работы.

Полилог. Учитель: Как вы думаете, почему большинство художников-иллюстраторов выбрали для оформления книги Бажова стиль русского народного промысла — Палеха? Почему вы так решили, аргументируйте свои умозаключения.

Составление фишбона.

Презентация фишбона. Проблемный вопрос — голова; аргументы, факты — кости; вывод — хвост.

Траектория для группы, для которой первоочередная задача – совершенствование личностных и регулятивных УУД

Личностные

положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидательном процессе;

осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;

осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;

стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.

Регулятивные

принимать и сохранять учебную задачу;

планировать (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действовать по плану;

контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;

адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности, искать их причины и пути преодоления.

 
работа с учителем самостоятельная киберзона
Рубрика “Это интересно”. Происхождение фамилии Бажов. Познакомьтесь с историей происхождения фамилии знаменитого прозаика. Сам П. Бажов так объяснял происхождение своей фамилии: “бажи'ть — самое ходовое северное слово, означает ворожить, но не угадывать, а предвещать, накликать”. На Руси таких людей ещё называли кудесниками, волхвами, ворожеями. Кому-то из предков писателя приписали такое умение, потому фамилия и стала Бажо?в. Эвристическая беседа.

Демонстрация репродукции картины В. Васнецова. Встреча Олега с кудесником.

Репродукция картины В.Васнецова. Встреча Олега с кудесником. Что может быть общего между кудесником и Бажовым?

Ситуация активного незнания: определение границ учебной задачи, сопоставление, логические связи, выдвижение личной гипотезы и самореализации в доказательстве сходства репродукции с происхождением фамилии Бажов (может быть признание в невозможности самостоятельном решении учебной задачи)

А знаете ли вы историю происхождения вашей фамилии? Разобраться в этом вам помогут словари, энциклопедии и, конечно, справочные страницы интернет-сети.

Финал урока

  • Продолжите ответ на вопрос: Почему Бажов наш?
  • Синквейн Сказ
  • Рыбка “Почему именно фольклорное оформление книг?”.

Рефлексия учащихся:

  • урок понравился, потому...
  • урок не понравился, потому...

Приложение.

30.07.2014