Урок окружающего мира по теме "Князь Владимир и Крещение Руси". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Цели и задачи урока:

  • познакомить учащихся с жизнью древних славян;
  • познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство;
  • объяснить причины двоеверия;
  • сформировать представление о Великом князе земли Русской - Владимире, о принятии Русью христианства;
  • раскрыть значение принятия христианства;
  • сформировать представление о принятии христианства коми-зырянами (рег. комп.)
  • развивать познавательный интерес к истории своего государства;
  • формировать чувства патриотизма и уважения к прошлому своей Родины, республики;

Планируемые результаты:

Личностные - первоначальное представление о крещении Руси и христианизации коми-зырян;

Метапредметные:

  • регулятивные - принимают позицию активного участника в обсуждении изучаемой темы, участвуют в оценке результатов деятельности;
  • коммуникативные - понимают содержание вопросов, используют доступные речевые средства;
  • познавательные - осознанно и произвольно строят свои высказывания, понимают смысл текста при чтении, объясняют значение понятий;

Предметные - стремиться к приобретению комплекса знаний по данному предмету.

Основные термины и понятия: христианство, язычество, великий князь, бояре, дружина, Крещение, коми-зыряне, кумирница.

Учебное пособие: "Окружающий мир" 4 кл. А.А.Плешаков, Е.А.Крючкова, доп-но учебник-хрестоматия "Твоя Россия" Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова, тексты для чтения.

Компьютер: презентация "Крещение Руси".

Интернет - ресурсы (иллюстрации): http://hristianstvo.ru

Ход урока

I. Организационный этап.

Проверить готовность учащихся к уроку. Настроить на работу, сконцентрировать

внимание для включения в учебную деятельность.

II. Постановка проблемных вопросов.

У. Можем мы ответить сразу на поставленные вопросы? (записано на доске)

  • Почему Владимир отказался от язычества?
  • Почему было выбрано именно христианство?
  • Что такое двоеверие?
  • В чём историческое значение Крещения Руси?
  • Принятие коми-зырянами христианства.

У. Что мы будем сегодня с вами изучать на уроке?

Слайд № 1. Цели и задачи.

У. Но для начала давайте вспомним, что мы уже знаем о жизни древних славян, коми-зырян.

Проверка домашнего задания.

Ответы учащихся строятся с учётом полученных знаний на прошлом уроке по теме: "Жизнь древних славян".(включая региональный компонент "Жизнь и занятия древних коми-зырян")

  • Древние славяне являются предками, каких народов?
  • Какие занятия древних славян и коми-зырян знаете?
  • Как выглядело жилище славян? Коми-зырян?
  • Каким образом связана жизнь древних славян и коми-зырян с природой?
  • Во что верили древние славяне? Коми-зыряне?
  • Почему верования древних славян и коми-зырян были тесно связаны с природой?

Актуализация опорных знаний.

У. В какие времена жили древние славяне и древние коми-зыряне откуда мы узнаём про их жизнь?

III. Новый материал.

а) Русь языческая.

У. В древнерусском обществе длительное время существовали обычаи и ритуалы, связанные с культом природы и мёртвых, вера в леших и водяных, русалок и упырей, но постепенно они уступили место более организованному культу с присущей ему внутренней иерархией различных божеств. В пантеон богов славян входили покровитель воинов, бог Грома и Молнии, бог Вселенной - Сварог, боги - воплощение Солнца - Хорс и Даждьбог, боги плодородия и земли - Симаргл и Мокошь. Каждый союз племени имел своего "главного" бога. У полян таким покровителем был Перун, у славен - Велес. Для предотвращения действия злых сил - использовали амулеты (обереги). Различные проявления природы наблюдались в языческих праздниках Масленица, Коляда.

Слайд № 2.

Самостоятельно подготовленные сообщения учащихся о языческих богах древних славян. (Сварог, Даждьбог, Симаргл, Макошь, Перун, Велес)

б) Выбор веры.

У. Несмотря на свои огромные размеры до Балтийского моря, Киевская??Русь? не признавалась соседними странами великим государством, потому что она была??языческой.?Но Князь Владимир стал сомневаться в силе??языческих? богов: как - то раз в июле не выпало, ни капли дождя; посевы начали засыхать; люди принесли в жертву языческим? богам много юношей и девушек; дождя по-прежнему не было, посевы погибли; наступил страшный голод. Языческие? боги не помогали людям, несмотря на то, что наши предки приносили им человеческие жертвы. Древние славяне переставали верить в??языческих? богов.

Это первая? причина, по которой князь Владимир решил крестить??Русь:?он хотел, чтобы Русь была признана другими государствами.

Вторая причина. Русь была раздроблена на княжества, а в то время на Русь очень часто нападали враги. Русь надо было объединить. Для этого нужна была новая вера. Владимир решает принять веру, но не знает какую. Он стал расспрашивать у других народов об их вере.

Самостоятельное выступление учеников (в виде сценки, князь Владимир выслушивает представителей разных религий: иудейской, магометанской, христианской.)

У. Летописец Нестор сообщает подробно, как была крещена Русь. При выборе веры князь Владимир, выслушав представителей разных религий - иудейской, магометанской и христианской, сделал выбор в пользу христианства, учитывая, что это давало выход как в Византию, так и в Рим. Владимир учитывал, что православный константинопольский патриарх признавал определённую зависимость церкви от государства, допускал использование различных языков в богослужении. Была учтена и географическая близость Византии, давние торговые и культурные связи, и принятие христианства родственными русичам болгарскими племенами.

Слайд № 3. Запись в тетрадь, почему было отдано предпочтение христианству (с помощью учителя)

в-1) Крещение князя Владимира.

У. Внешние обстоятельства в 980-е гг. благоприятствовали усилению Руси. Смута в Византии, где мятежные войска под предводительством Варды Фоки выступили против законной династии, поставила императора Василия II и его брата Константина в положение почти отчаянное. Им пришлось обратиться за помощью к Владимиру, несмотря на то, что совсем недавно Русь в союзе с болгарами воевала против Византии. Князь согласился при условии женитьбы на сестре императора Анне. Условие было принято в обмен на принятие Владимиром христианства. В 988г. князь Владимир обращается в христианскую веру, и она приобретает статус государственной религии.

В 988г. летом, по данным летописи, состоялось крещение киевлян, что послужило официальным началом христианизации Древней Руси. На самом деле христианизация затянулась на долгие века и во многих местах (особенно, в Новгороде, Ростове, где сложились устойчивые элементы религиозной языческой организации) встречала упорное сопротивление. На Руси возникает двоеверие - причудливая смесь христианства и язычества. Причиной двоеверия является насильственное насаждение новой веры. Реально христианство коснулось только верхушки русского общества и жителей городов.

Физминутка.

в-2) Христианизация Руси.

У. Распространение христианства на Руси шло как путём убеждения, так и путём принуждения.

-Самостоятельная работа учащихся с текстами.

Текст для чтения. (у каждого)

Как крестили Русь.

Кто не с нами, тот против нас.

Тех, кто отказывался добровольно принять крещение, загоняли в реку силой. Согласно "Повести временных лет", после крещения в Византии Владимир вернулся в Киев и начал яростно уничтожать им же воздвигнутых языческих кумиров. Одних приказал изрубить, других сжечь. Перуна велел привязать к лошадям и тащить до Днепра, поручив двенадцати мужам бить его по пути палками "не потому, что дерево что-нибудь чувствует, но для поругания беса, который обманывал людей в этом образе". Под плач киевлян Перуна притащили на берег и столкнули в Днепр. Князь повелел стражникам сопровождать плывущего по течению кумира до самых порогов и отталкивать, чтобы того не прибило к берегу. Но за порогами идола все-таки выбросило на сушу, и люди потом долго чтили это место, называя его Перунья отмель.

После расправы над языческими кумирами князь объявил:

- Наутро всяк сойдет на реку Почайну креститься. А ежели кто от некрещеных завтра к реке не явится, богатый или нищий, вельможа или раб, тот за противника по велению моему сочтен будет.

Большинство киевлян не рискнули ослушаться князя. Те же, кто остался верен убеждениям предков, покинули город и укрылись в лесах.

Окрестив Киев, Владимир разослал миссионеров, приставив к ним воинов для усмирения непокорных. Те пошли по городам и селам Киевской Руси и тысячами крестили народ, и "хотя люди неверные весьма о том скорбели и сожалели, но отказываться из-за воинов не смели". Князь повелел также миссионерам отобрать у лучших людей детей для церковного обучения. Как отмечает летописец, когда их забирали у матерей, те "плакали о них, как о мертвых".

Путята - мечом, Добрыня - огнем.

Два года спустя Добрыня отправился крестить Новгород (ведь он являлся новгородским посадником). Как это происходило, подробно описано в Иоакимовской летописи. Новгородцы собрались на вече и поклялись не позволить разрушить древние капища. Когда Добрыня подошел к городу, его встретили с оружием в руках и выставили у ворот два камнеметных орудия. На просьбы Добрыни покориться новгородцы отвечали:

- Лучше нам помереть, нежели богов наших отдать на поругание.

И тогда тысяцкий Путята решился пойти на хитрость. С пятьюстами воинов он на ладьях подошел к городу, выдав себя за союзника новгородцев. Обман удался: Путяту пропустили в Новгород. Тот сразу же подал знак Добрыне. Горожане поняли, что их провели. Завязалась битва. И вдруг в городе вспыхнул пожар - это подоспевшая дружина Добрыни подожгла дома. Новгородцы тут же прекратили сражаться и бросились тушить свои жилища. Сопротивление Новгорода было сломлено. Как и Владимир, Добрыня сначала приказал разрушить все капища, порубить кумиров, а потом повелел всем явиться для крещения. Часть людей покорились, остальных же насильно приводили воины. После этого в Новгороде еще долго повторяли поговорку: "Путята крестит мечом, а Добрыня огнем".

Слайд № 4. Запись в тетрадь: Крещение Руси 988 г.

У. Как вы считаете, хотели ли киевляне принимать новую веру, если известно, что князь Владимир приказал горожанам: "Кто не будет завтра на реке, богатый или убогий, знатный или раб, тот будет мне враг".

У. Сделайте вывод, как отнеслись к желанию князя Владимира крестить всю Русь жители Новгорода, если известно, что их самих, образно говоря, "крестили мечом и огнём".

У. Со временем христианству удалось проникнуть во все слои общества, а сама церковь стала мощной и влиятельной, хотя некоторые элементы язычества сохранились на Руси вплоть до настоящего времени.( Масленица, колядки, праздник Ивана Купала)

Принятие христианства изменило статус Руси в системе международных отношений, сделав её цивилизованным государством, придерживающимся общепризнанных норм и правил поведения.

IV. Исторические последствия принятия христианства на Руси.

Творческая групповая работа (т.к. в учебнике содержится очень мало информации, учащиеся работают по текстам-распечаткам, у каждой группы свой отрывок текста.

(тексты для работы по группам)

1. Группа.

Древнерусское государство крещением упрочило свои экономические, политические и культурные связи, расширило дипломатические контакты, сформировало новую социальную систему, являвшуюся большим шагом вперед по сравнению с предшествующим этапом общественного развития.

Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначаемый константинопольским патриархом; отдельные области Руси возглавляли епископы.

2. Группа.

Христианство укрепило княжескую власть. Церковь внушала подданным необходимость беспрекословного повиновения, а князьям - сознание своей высокой ответственности.

Приняв христианство, Русь перестала быть для европейцев варварской страной. Она стала равной среди равных европейских держав. Укрепление ее международного положения выразилось в многочисленных династических браках.

3. Группа.

Принятие христианства способствовало сплочению восточнославянских племен в единую древнерусскую народность. На смену сознанию племенной общности пришло осознание общности всех русских вообще. Русь была признана как христианское государство, что определило более высокий уровень отношений с европейскими странами и народами.

Принятие христианства способствовало расцвету материальной культуры. С христианством пришла письменность на славянском языке, созданная болгарскими просветителями Кириллом и Мефодием, стали создаваться рукописные книги, при монастырях возникали школы, распространилась грамотность.

4. Группа.

Центрами древнерусской культуры были города с ремесленным производством. Достигнуты большие успехи в выплавке и обработке металлов, налажено массовое производство железных орудий, ювелирных украшений, ремесленники занимались обработкой кожи и дерева, изготовлением тканей, одежды.

Развивается монументальное каменное зодчество. Принципы строительства каменных храмов заимствованы из Византии. Из Византии же на Русь пришли новые виды монументальной живописи - мозаика, фреска и иконопись.

Христианство повлияло на нравы и мораль. Церковь запрещала жертвоприношения, боролась с работорговлей, стремилась ограничить рабство. Общество впервые познакомилось с понятием греха, отсутствующим в языческом мировоззрении.

5. Группа.

Крещение Руси, понимаемое не как кратковременное, внешне эффектное действие, не как массовый обряд, а как процесс постепенной христианизации восточнославянских и соседствовавших с ними племен, - крещение Руси создало новые формы внутренней жизни этих сближавшихся друг с другом племён и новые формы их взаимодействия с окружающим миром.

В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства имело и негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).

(В каждой группе учащиеся обсуждают, какие изменения произошли в Древней Руси с принятием христианства, затем представители групп озвучивают ответ) Слайд № 5.

V. Христианизация коми-зырян.

У. Важным этапом, в распространении христианства на Руси, стала христианизация древних коми-зырян, проведённая в 1380-е ростовским монахом из Устюга Стефаном (Пермским). Миссионерская деятельность Стефана началась "на Пыросе (ныне г. Котлас) и на Виледе" в 1379, где он крестил "нечестивые племени пермян". Местом своей резиденции Стефан избрал устье Выми, где находилась кумирница (место поклонения языческим богам, языческий храм) древних коми-зырян, а возле неё священная берёза, которой они поклонялись. Стефан сжег кумирницу, срубил священную берёзу и в 1380 воздвиг на их месте православный храм - деревянную церковь Благовещения. Отсюда началась проповедь христианства, которая постепенно распространилась не только на ближайшие вымские, но и вычегодские, и сысольские земли.

Согласно одному из вариантов "Жития", Стефан соорудил также православный храм в Ульяново. В 1382 он отправился в Москву к великому князю Дмитрию Ивановичу и митрополиту Пимену с просьбой поставить в Перми епископа. В 1383 в Усть-Выми была создана Пермская епархия, епископом которой поставлен Стефан. По возвращении из Москвы Стефан по благословению митрополита и жалованию великого князя Дмитрия Ивановича начал строить церкви и монастыри. Стефан Пермский выступал в Перми не только как духовный сановник, но и представитель московской администрации, наделённый большими полномочиями. Он получил от Дмитрия Донского право беспошлинной торговли в русских землях, сбор пошлин с приезжавших в Пермь купцов, был наделён и судебными функциями. Стефан принимал энергичные меры для защиты местного населения от набегов вогулов (манси), новгородских дружинников, вятчан, доставки хлеба из Устюга и Вологды в связи с голодом, постигшим коми-зырян в неурожайные годы. После очередного набега новгородцев в 1386 Стефан едет в Новгород с дипломатической миссией - просить прекращения набегов новгородцев на пермские земли и добивается успеха. Важным итогом миссионерской деятельности Стефана было создание коми азбуки, что положило начало древнекоми письменности. Азбука состояла из 24 букв по образцу греческих и русских букв с учётом графики начертания знаков, употреблявшихся в древнекоми "пасах" (знаках). Стефан учил грамоте коми-зырян, готовил кадры местного духовенства, переводил богослужебные книги на коми язык.

Итоги деятельности Стефана Пермского при христианизации древних коми-зырян. (Учащиеся с помощью учителя делают вывод)

Слайд № 6.

а) Стефан Пермский в своей деятельности использовал мирные методы.

б) Важным итогом миссионерской деятельности Стефана было создание коми азбуки, что положило начало древнекоми письменности.

в) Получил право беспошлинной торговли в русских землях.

г) Был наделён судебными функциями.

д) Стефан принимал меры для защиты местного населения от набегов.

е) Доставки хлеба из Устюга и Вологды в связи с голодом, постигшим коми-зырян в неурожайные годы.

VI. Итоги урока. Систематизация полученных новых знаний.

Ответы учащихся на поставленные вопросы в начале урока.

  1. Почему Владимир отказался от язычества?
  2. Почему было выбрано именно христианство?
  3. Что такое двоеверие?
  4. В чём историческое значение Крещения Руси?
  5. Принятие коми-зырянами христианства.

Дополни фразу: Самым интересным для меня на уроке было:

Слайд № 7. Домашнее задание.

Цель: дать учащимся возможность выбрать и выполнить задания различного уровня сложности.

  1. Учебник с.43-45 читать, ответить на вопросы.
  2. Подготовить рассказ о крещении Руси с использованием материала с урока.
  3. Подготовить рассказ о христианизации коми-зырян.

Приложение.