Урок МХК по теме "Три лика Индии"

Разделы: МХК и ИЗО


Цели урока:

  • познакомиться с шедеврами индийского искусства древней и средневековой Индии,
  • продолжить формирование у учащихся умения анализировать произведения искусства, готовить презентации, сравнивать,
  • способствовать формированию уважения к культуре других народов, эстетическому воспитанию.

Основные понятия урока: буддизм, индуизм, ислам, ступа, мавзолей, мечеть, минарет.

Подготовка к уроку: класс делится на три группы. Задания группам:

Первая группа:

  • Особенности буддийского учения и философии,
  • Характерные черты буддийской архитектуры и изобразительного искусства,
  • Аджанта - символ величия древней культуры Индии.

Вторая группа:

  • Особенности учения индуизма,
  • Характерные черты индуистской архитектуры и изобразительного искусства,
  • Шедевры индийского искусства.

Третья группа:

  • Особенности мусульманского учения,
  • Характерные черты индо-мусульманской архитектуры,
  • Тадж-Махал - жемчужина средневековой индийской архитектуры.

Каждая группа готовит презентации по своей теме.

Ход урока

Вводное слово учителя. Индия - загадочная, удивительная страна, отличающаяся самобытным поэтическим искусством. Сегодня мы знакомимся с индийским искусством 3 в. до н.э. - 17 в. н.э. Облик Индии этого времени формировался под влиянием трех религий: буддизма, индуизма и ислама.

Задание классу: слушая выступления групп, выделите особенности и общие черты индийского искусства.

Выступление первой группы. Обобщение в беседе с учащимися особенностей произведений буддистского искусства: направленность к высокому идеалу, умиротворенности и истине, стремление освободиться от мирской суеты.

Выступление второй группы. Обобщение в беседе с учащимися особенностей индуистского искусства: динамизм, контрастность, величие, синтез искусств, сложные формы.

Выступление третьей группы. Обобщение в беседе с учащимися: в Индии произошло слияние древнеиндийских художественных традиций с художественной манерой ислама и сформировалось индо-мусульманское искусство. Его особенностями стало использование в орнаменте изображений птиц и животных, раскрашенные поверхности стен архитектурных сооружений, создание архитектурных ансамблей.

Обобщение и закрепление знаний. Сегодня на уроке мы убедились насколько разнообразно искусство древней и средневековой Индии. Несмотря на это разнообразие, мы можем выделить общие черты, присущие индийскому искусству. Беседа с учащимися, в ходе которой формулируются характерные черты индийского искусства:

  • уникальная преемственность, использование древних художественных традиций: образов, символики, композиции, художественных форм,
  • тесная связь искусства с природой, особенностями ландшафта, растительным и животным миром,
  • единство индийского искусства при всем его многообразии,
  • поэтичность, одухотворенность, радостное мировосприятие.

На протяжении десятилетий Индия хранила высшие духовные заветы предков и щедро одаривала ими окружающие страны. Понимание искусства Индии - это своего рода ключ к пониманию искусства всего Востока.

Подведение итогов урока, оценивание работы групп, подготовки презентаций.