Урок биологии по теме "Класс птицы. Отряды воробьинообразные и голенастые"

Разделы: Биология, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (2,1 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (16 МБ)


ЦЕЛИ УРОКА:

  • Образовательные. Изучить особенности строения и образа жизни птиц, относящихся к Отрядам Воробьинообразные и Голенастые. Закрепить знания о многообразии и систематических группах птиц и птиц, относящихся к разным экологическим группам; о том, что принадлежность к разным отрядам – приспособление к условиям существования.
  • Развивающие. Развивать познавательный интерес учащихся, их логическое мышление, память, внимание, оперативность памяти, аналитические способности, устную речь; развивать умения формулировать вопросы, сравнивать и обобщать, находить главное. Развивать коммуникативные умения.
  • Воспитательные. Продолжить формирование научного мировоззрения, содействовать нравственному, эстетическому, патриотическому воспитанию.

ОБОРУДОВАНИЕ: школьные таблицы “Многообразие птиц”; дидактический материал в конвертах. В каждом конверте два варианта заданий (тест и соответствие) по многообразию птиц и особенностям их строения; два варианта заданий по изучению нового материала (таблица и текст для самостоятельного изучения с заданием); два варианта тестов на закрепление нового материала; карточки для самооценки деятельности на уроке. Компьютер, экран, слайды “Многообразие птиц”, ключи ответов по проверке знаний, закреплению, самопроверке; пример заполнения таблицы и схемы при изучении нового материала, фотографии птиц.

Время урока: 45 минут.

ПЛАН УРОКА.

I. Организационный момент

II. Проверка знаний по многообразию птиц.

III. Формулирование темы, мотивация. Выявление субъектного опыта.

IV. Изучение нового материала

- формулировка задач урока;

- рассказ учителя о систематике, многообразии птиц, о приспособлении птиц к условиям окружающей среды;

- работа с дидиктическим материалом по выбору. Индивидуальная и парная.

- отчёт о работе (заполнение таблицы);

- работа по выбору: с учителем или с/р с учебником и дидактическим материалом по

принадлежности к разным экологическим группам птиц отрядов Воробьинообразные и Голенастые.

- обобщение.

V. Закрепление знаний.

VI. Самопроверка (по выбору).

VII. Рефлексия.

VIII.Информация о домашнем задании на выбор учащихся.

IX. Обобщение о повышении субъективного опыта учащихся.

X. Подведение итогов урока.

Ход урока

Этап урока Дидактические цели ФОПД Деятельность учителя Деятельность учащихся Предполагаемый результат
Организационный момент Настроить учащихся на работу. Общеклассная Проверяет принадлежности у детей. Сообщает о формах работы на уроке. Проверяют у себя принадлежности, слушают учителя. Настраиваются на работу. Учащиеся готовы к работе
Проверка знаний учащихся (по выбору) Проверить, закрепить знания и умения, подготовить к восприятию нового материала. Индивидуальная Раздаёт учащимся задания по выбору: выбрать номера правильных суждений или соотнести признаки птиц с предложенными отрядами птиц. (Приложение 1)

(Презентация 1)

Слайды 3-6

Следит за работой учащихся.

Самостоятельно отвечают на тесты, проверяют по ключу на экране Повторили базовые знания о многообра- зии птиц. Выполнили тесты.
Формулирование темы урока. Мотивация. Активизировать учащихся на изучение нового материала. Общеклассная Задаёт вопросы, с помощью которых учащиеся догадываются о теме урока: “Отряды птиц: Воробьинообразные, Голенастые”.

(Презентация 1)

Слайды1-2

Отвечают на вопросы учителя. Формулируют тему урока. Сформулирована тема урока. Учащиеся понимают значение знаний по новой теме.
Выявление субъективного опыта учащихся. Выявить знания по новому материалу, чтобы их углубить и привести в систему. Общеклассная, полилог. Слушает отвечающих. Задаёт вопросы, с помощью которых дети вспоминают признаки класса и отрядов птиц, понятия, термины: систематика, таксон, эволюция, экологические группы, способы питания птиц.

(Презентация 2. Слайды 1-38)

Обобщает субъективный опыт.

Вспоминают об этих птицах, отвечают на вопросы учителя, слушают товарищей. Вспоминают характеристику класса, отрядов птиц

10-20 % учебного материала учащиеся знают. Заинтересовываются темой.

Изучение нового материала (по выбору). Изучить особенности строения и образа жизни птиц, относящихся к

отрядам Воробьинообразные и Голенастые.

Групповая, индивидуальная (по выбору). Помогает детям выбрать отряд птиц, который они хотят изучать. (Презентация 2. Слайды 1-38)

Раздаёт разные дидактические задания для выбора, объясняет, чем они отличаются друг от друга.

(Презентация 1)

Слайды 7-10

Первый способ изучения – чтение учебника и заполнение обобщающей таблицы (Приложение 2).

Второй способ – изучение структурированного конспекта (Приложение 3) и заполнение обобщающей таблицы (Приложение 2) . Подготовить вопрос для другой группы.

Выбирают для себя форму изучения и изучают новый материал. Выбирают того, кто будет рассказывать и того, кто будет задавать вопрос. Готовят вопрос. Каждая группа изучила один отряд птиц самостоятельно, второй изучает в процессе рассказа представителей другой группы.
Закрепление Закрепить изученный материал, путём проверки таблицы и выведения схемы “Экологические группы птиц”. Общеклассная, парная, полилог. Просит зачитать записи, сделанные в таблице. Выводит на экран при помощи компьютера таблицу для проверки правильности её заполнения. Для обобщения раздаёт учащимся схемы.

(Презентация 1)

Слайды 11-12

I Вариант Заполните схему или запишите тезисно в тетради основные черты отличия представителей отрядов птиц Воробьинообразные и Голенастые. (Приложение 4)

II Вариант

1.Используя школьный атлас-определитель птиц и фотографии птиц, предложенные учителем, определи названия этих птиц. (Приложение 5)

2.Заполни схему

(Приложение 4) по своему ответу и ответу своих товарищей.

Зачитывают свои записи, слушают отвечающего. Дополняют или исправляют свои записи. Отвечают на вопрос другой группы. Закрепили и систематизировали знания об отрядах и экологических группах птиц.
Самопроверка (по выбору) Проверить усвоение нового материала. Индивидуальная. Выбирают форму проверки (соотнести признаки птиц с предложенными отрядами птиц или вставить пропущенные слова и определить отьряд, о котором идет речь).

(Презентация 1)

Слайды 13-14

(Приложение 6)

Выполняют выбранные задания и оценивают их по ключу на экране. Проверили знания. Усвоили новый материал. Оценили свои знания.
Домашнее задание Информировать о домашнем задании, содержащем основную часть и дополнительную по выбору. Общеклассная. Информирует о домашнем задании. Обязательная часть – параграф 30 по учебнику В.В. Латюшина, В.А.Шапкина. “Биология. Животные”, дополнительная часть по выбору:

1. Подготовить сообщение о птицах отряда Голенастые, занесённых в Красную книгу Смоленской области.

2. Составить кроссворд.

3.Составить фотоальбом представителей нескольких семейств отряда Воробьинообразные.

Записывают домашнее задания в дневники. Слушают учителя. К следующему уроку подготовят домашнее задание.
Рефлексия (по выбору) Выявить отношение детей к уроку, вырабатывать у учащихся навык самоанализа. Индивидуальная. Просит учащихся осмыслить деятельность на уроке путём ответов на вопросы

(Презентация 1)

Слайды15-16

(Приложение 7)

Моя самооценка деятельности на уроке.

Мне было очень интересно, все понятно.

Мне было очень интересно, мало понятно.

Мне было не очень интересно, но мне все понятно.

Мне было не очень интересно, ничего не понятно.

Мне было совсем неинтересно.

или отметив на рисунке выражение лица наиболее соответствующее эмоциональному состоянию ученика.

Обдумывают свою работу на уроке, её самоанализируют. Вырабатывается навык самоанализа учебной деятельности на уроке.