Урок химии по теме "Основание". 8-й класс

Разделы: Химия


Цель урока: знакомство с классом неорганический веществ.

Метапредметные:

  • способствовать развитию познавательной деятельности;
  • логического мышления;
  • умения сравнивать, обобщать, делать выводы.

Предметные:

  • дать определение основания , как класса неорганических веществ;
  • отработать навыки классификации оснований по растворимости;
  • закрепить навыки определения степени окисления в сложных веществах и составлять формулу по степени окисления;
  • познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями класса оснований;
  • продолжить формирование знаний об ионах на примере сложных гидроксид-ионов;
  • дать понятие о качественных реакциях и индикаторах;
  • формировать навыки обращения с химической посудой и реактивами;
  • формировать бережное отношение к своему здоровью.

Реактивы и оборудование:

  • кристаллические щелочи и их растворы (КОН, NaOH),
  • все разновидности Са(ОН)2 – "известковая вода", "известковое молоко";
  • индикаторы: лакмус, метилоранж, фенолфталеин;
  • гидроксид меди (2).

Ход урока

1. Приветствие.

(Слайд 1.) Тема урока не объявляется ???????

Урок начинается с проверки домашнего задания.

Учащимся предлагаются карточки (4 вариантов), в карточке пять формул (необходимо определить класс вещества, назвать вещество и определить степень окисления каждого элемента). На выполнение работы 5-7 минут.

Производится взаимопроверка (обмениваются работами с соседом, цветной ручкой проверяется работа и выставляется оценка. На доске вывешивается шкала оценивания. Проверяющий пишет свою фамилию.)

После проверки работы сдаются учителю, а на экране высвечиваются правильные ответы к данной работе (у учащихся есть возможность оценить свои знания самостоятельно).

2. Актуализация знаний.

Учащимся предлагается выполнить задание

(слайд № 2) на электронной доске высвечиваются формулы:

  • СO2
  • NaOH
  • Fe(ОН)2
  • Ca(OH)2
  • K2O
  • Al(OH)3

ЗАДАНИЕ выписать в тетрадь бинарные соединения, назвать их (проверяем)

??????? - Какой класс соединений остался?

Давайте попробуем разобраться, что это за вещества. Кроме бинарных соединений, существуют сложные вещества, которые состоят из трех элементов.

?????? - что стоит на первом месте у этих соединений ( катион металла)

??????? - чем похожи эти вещества? - ( группа ОН - это общее в строении данных веществ). Эта группа называется гидроксо –группой.

(слайд № 3) ОН гидроксиды = "гидро" (вода) + оксид

?????? - Давайте попробуем определить общую степень окисления гидроксо- группы.

* Первый вариант определяет степень окисления по любой из предложенных формул

(слайд № 1)

* Второй вариант пробует определить по формуле - ОН

Что получилось?

Следовательно мы можем вывести общую формулу данного класса

(слайд №4) Ме(ОН)n

Ребята, а что обозначает буква n, и от чего она зависит? ( обозначает число гидроксо-групп, а зависит от степени окисления металла)

Данный класс веществ называется ОСНОВАНИЯ.

Давайте запишем тему урока. (Возвращаемся к теме урока , записываем ее- «ОСНОВАНИЯ»)

Давайте попробуем дать определения этому классу

Основания – это � � � � � � � вещества, состоящие из ионов � � � � � � � � и связанных с ними одного или нескольких � � � � � � � � �-� � � � �.

Проверьте себя по учебнику (стр. 98).

Задание (слайд № 5)

Давайте попробуем составить формулы оснований:

  • Гидроксид натрия
  • Гидроксид калия
  • Гидроксид кальция
  • Гидроксид алюминия

Формулы составляются совместно с классом и еще раз проговариваются названия веществ.

Но некоторые основания имеют и другое название. Примером могут служить гидроксид натрия– едкий натр и гидроксид калия - едкое кали. Как появились эти названия? Данный материал задается на домашнее изучение.(слайд №6)

Давайте рассмотрим образцы оснований и проверим, как они растворяются в воде.

Демонстрационный опыт "Растворимость оснований"

(слайд № 7)

NaOH  Са(ОН)2  Al(OH)3
Р М Н

Вывод: (делают учащиеся) основания можно разделить на

  • растворимые (щелочи 1гр, главная подгруппа)
  • малорастворимые
  • нерастворимые

Записать в тетрадь классификацию оснований!!!!!

Есть еще один источник позволяющий нам узнать растворимо основание или нет - это таблица растворимости (объяснить как ею пользоваться)

А как отличить прозрачный бесцветный раствор гидроксида кальция (известковую воду) – от других подобных растворов?

Демонстрационный опыт

продуть через гидроксид кальция углекислый газ –

(что наблюдаете?) наблюдаем помутнение раствора.

(слайд№8) Такие реакции, в результате которых доказывается наличие данного вещества или иона, называются КАЧЕСТВЕННЫМИ. (записать в тетрадь!!!)

Это доказательство воспринимается нами в виде образовавшегося осадка или газа, появления запаха или изменение цвета.

Вещество, с помощью которого доказывается наличие другого вещества называется реактивом на распознаваемое вещество. В нашем случае углекислый газ является реактивом на «известковую воду».

Реактивы могут быть не только на одно вещество, но и на целую группу или класс веществ. Так щелочи можно распознать с помощью особых реактивов – ИНДИКАТОРОВ ( указателей)

Самым первым появился индикатор лакмус. Лакмус – это водный настой лакмусового лишайника, растущего на скалах в Шотландии. Этот индикатор случайно открыл в 1663 году английский физик и химик Роберт Бойль. Позднее лакмусовым настоем стали пропитывать фильтровальную бумагу; ее высушивали и получали таким образом "лакмусовые бумажки".

Индикаторы меняют окраску в зависимости от среды раствора.

Работа с таблицей в учебнике.

Давайте посмотрим , как ведут себя индикаторы в разных средах

Лабораторные опыты

На столах у учащихся стоят наборы индикаторов и 6 пронумерованных пробирок.

Учащимся предлагается повторить правила техники безопасности при работе с реактивами ( пять можно и пять нельзя) и приступить к выполнению работы по инструктивным карточкам.

Инструктивная карточка.

  1. Вспомните правила техники безопасности при работе с химическими реактивами.
  2. Определите, кто будет выполнять опыт.
  3. Прочитайте внимательно задание .
  4. Выполните задание в соответствие с требованиями в инструктивной карточке.
  • В пробирку под номером 1и 2 капните по 1-2 капли лакмуса
  • В пробирку под номером 3 и 4 капните по 1-2 капли м/о
  • В пробирку под номером 5 и 6 капните по 1-2 капли ф/ф
  • Что вы наблюдаете? Свои наблюдения сравните с таблицей в учебнике.

После выполнения лабораторного опыта проводим обсуждение и вывод (слайд № 7) Учащиеся отмечают, как изменяется цвет индикатора в щелочной среде, а в нейтральной цвет индикатора сохраняется

(слайд № 9)

Индикатор Нейтральная среда Щелочная среда Кислаясреда
Лакмус фиолетовый синий  
Метиловый оранжевый оранжевый желтый  
Фенолфталеин бесцветный малиновый  

В природе все взаимосвязано , такая связь есть и в химии . она называется генетической цепочкой: Ме ------ оксид металла ------- основание.

Давайте попробуем восстановить эту цепочку .

Итак, путешественники по классам неорганических соединений, мы добрались до финиша. Большой багаж знаний вы получили сегодня. Теперь очень важно этот багаж рассортировать, разложить по полочкам, чтобы ни одна крупица не была потеряна.Для этого попытайтесь честно ответить на вопросы таблицы, поставив плюс в той колонке, которая, наиболее реально соответствует вашему уровню усвоения сегодняшнего материала.

Карточки раздаются в начале урока.

  Все понял Частично понял Ничего не понял
1. Состав оснований      
2. Название оснований      
3. Составление формул по названию      
4. Классификация оснований      
5. Качественная реакция на основания Са(ОН)2      
6. Взаимодействие с индикаторами      
7. Оксиды, соответствующие гидроксидами?????????      

(слайд№ 10) Домашнее задание: п.19, вопросы 4,5

Творческое задание: в дополнительной литературе найдите, как по другому называли вещества изученные в классе

Используемая литература:

  1. Габриелян О.С. Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учебных заведений. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002.
  2. Габриелян О.С. Химия. 8 кл.: Рабочая тетрадь к учебнику О.С. Габриеляна "Химия.8"/О.С. Габриелян, А.В. Яшукова.– М.: Дрофа, 2002.
  3. Алексинский В.Н. Занимательные опыты по химии: книга для учителя – 2-е изд.– М.: Просвещение, 1995.
  4. Аликберова Л. "Занимательная химия: книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ–ПРЕСС, 1999.
  5. Степин Б.Д., Аликберова Л.Ю. "Книга по химии для домашнего чтения. – 2-е изд. – М.: Химия, 1995.
  6. Мир химии. Занимательные рассказы о химии: Сост.: Смирнов Ю.И. – СПб.: ИКФ "МиМ–Экспресс", 1995.
  7. Штремплер Г.И. Химия на досуге: Загадки, игры, ребусы: Кн. Для учащихся. – М.

Презентация

6.08.2014