Сетевой проект как образовательное пространство учебно-исследовательской деятельности

Разделы: Внеклассная работа, Общепедагогические технологии


21 января 2010 г. впервые прозвучала президентская инициатива «Наша новая школа», среди пунктов которой были переход на новые образовательные стандарты и развитие системы поддержки талантливых детей. Прошло 4 года. В школах происходит цифровое оснащение кабинетов, педагоги активно повышают квалификацию по ИКТ-компетентности и ФГОС, организуют внеучебную деятельность учащихся. В этих условиях всё более актуальными становятся сетевые проекты.

Сетевой проект –учебный или внеурочный– это образовательное пространство учебно-исследовательской деятельности, организованное посредством социального партнерства в сетевых сервисах Web 2.0. По срокам реализации он может быть краткосрочным, средней продолжительности и долгосрочным, по характеру контактов – внутренним, региональным и даже международным, по предметно-содержательным областям–монопроект или межпредметным[5]. При этом происходит асинхронное либо синхронное взаимодействие участников. Синхронное (коллоборативное) взаимодействиепроисходит в режиме реального времени на единой площадке. При асинхронном взаимодействии участники работают в рамках коллективной площадки, но не одновременно [4].

В рамках данной статьи авторы раскрывают особенности организации, сопровождения и оценивания внеурочного сетевого проекта.

На фоне активно развивающегося Олимпийского движения в стране, в преддверии Зимних Олимпийских игр в Сочи возникла идея реализации такого проекта, который бы объединял в себе множество направлений – игра, спорт, ИКТ, патриотическое воспитание, творчество, требования ФГОС и принципы Intel. Был проведен подготовительный этап, в рамках которого определились название проекта, цели и задачи, предметные области (география, история, физическая культура, ИЗО, технология) и межпредметные связи (русский язык, ИКТ), возраст участников (4 – 9 классы), требования к командам (1 педагог и минимум 4 ученика). Были сформулированы основополагающий вопрос сетевого проекта «Нужны ли зимние Олимпийские игры человечеству?», проблемные вопросы, триада вопросов, которые определили дальнейшую учебно-исследовательскую и творческую деятельность участников проекта. План оценивания сетевого проекта помог нам определить стратегии, методы и средства оценивания. Большое значение отводилось вводной презентации, таблице «Знаю-Интересуюсь-Узнал» и критериям оценивания продуктов проектной деятельности, которые призваны были сформировать навыки критического мышления, анализа и оценки работы по заданным показателям, способствовать самоконтролю участников проекта. Объединяющей площадкой для широкого доступа к проекту в виртуальном пространстве был выбран вики-сайт как один из наиболее удачных инструментов для коллективной работы.

Нами была создана интерактивная Маршрутная карта, в которой все этапы сетевого проекта разместились вокруг вершины Олимпа, которую командам нужно было покорить. Если коснуться метки, можно перейти в вики-страницы нужного этапа.

От коллективной работы в сетевом проекте мы ожидали, что команды, обладающие в разной мере ИКТ-компетентностью, работая над предложенными заданиями, визуализируя свои решения с помощью различных сетевых сервисов, смогут пополнить свои знания по чрезвычайно актуальной теме Зимних Олимпийских игр и ответить на основополагающий вопрос.

С 7 октября по 28 ноября 2013г. на АвачаВикипрошёлсетевой проект «Вместе к снежным вершинам Олимпа»<bit.ly/JSNMVG> под девизом «Олимпиада. Intel. Мы!» с целью формирования представлений о межнациональном взаимодействии в рамках Олимпийского движения через реализацию творческих идей с применением ИКТ

В ходе сетевого проекта осуществлялась техническая и психологическая поддержка команд, помощь в формировании ИКТ-компетенции, сопровождение каждого участника коллективного взаимодействия проходило с помощью инструктивных писем и индивидуальных консультаций. Промежуточное оценивание осуществлялось с помощью Таблицы продвижения, самооценки и взаимооценки команд в соответствии с критериями оценивания заданий.

На подготовительном этапе команды прошли регистрацию в сетевом проекте с помощью анкеты. Анкетирование позволило нам определить уровень подготовленности участников и сопоставить предполагаемые результаты проекта с ожиданиямикоманд.

Далее участники отметились в коллективной Google-карте участников проекта, зарегистрировались в АвачаВики, создали личные и командные страницы, познакомились с этапами и заданиями сетевого проекта, с инструктивными материалами и критериями оценивания продуктов проектной деятельности.

Затем создали синквейны на тему «Олимпиада» и разместили их на коллективной доске Padlet. Таким образом, все зарядились хорошим настроением и были готовы воплотить свои креативные идеи в жизнь.

Покорение виртуального Олимпа началось с «Эстафеты огня». Участники, исследуя проблемный вопрос «Какая география у Зимних Олимпийских Игр?», составили Google-карту «Столицы Зимних Олимпийских игр», где в хронологическом порядке добавляли метки с информацией об Олимпийских играх. Затем команд ожидала онлайн-викторина «Интеллектуальный заезд»– 3 блока по 10 вопросов об истории Олимпийских Игр, символике и зимних олимпийских видах спорта. Таким образом, участники искали ответ на проблемный вопрос: «Что мы знаем об Олимпийских играх?»

На втором этапе команды преодолели «Снежный марафон», отвечая на проблемный вопрос: «Какой зимний вид спорта самый важный»? Участники добавили слайд в коллективную Google-презентацию о зимних олимпийских видах спорта с краткой характеристикой и информацией о российских участниках в этом виде. Следующим заданием было составление кроссворда на тему «Зимние игры мира» в сервисе LearningApps.

Покорение Олимпа продолжилось на 3 этапе в «Многоборье»: на проблемный вопрос: «Где рождаются чемпионы?» команды ответили, создав 3D-книги Calameo о своих земляках, участниках Зимних Олимпийских игр. Следующим творческим испытанием был «Фристайл»: создавались поздравительные интерактивные открытки спортсменам – участникам Игр-2014 в сервисе ThingLink и Loupe, так решался проблемный вопрос: «Нуждаются ли участники Игр в поддержке болельщиков?»

На заключительном этапе мы обсуждали основополагающий вопрос «Нужны ли Зимние Олимпийские игры человечеству?», при этом все команды говорили о важности и необходимости проведения Олимпийских игр, о том, что Зимние игры, исторически возникшие лишь в XX веке, завоевали право на существование наравне с Летними играми.

Помимо этого мы хотели узнать субъективное мнение участников о проектес помощью вопросов рефлексии. Педагоги отмечали стремление учащихся осваивать новые сетевые сервисы, умение работать с информацией, анализировать, логически и критически рассуждать. Ученики писали о том, что многое узнали о Зимних Олимпийских играх, что интересно работать сообща в команде, соревноваться в сети с ребятами из других городов, следить за их работой. Основные трудности, с которыми столкнулись участники, были связаны с нехваткой времени, с уровнем сложности предлагамых заданий, нелёгким опытом самостоятельной работы с инструктивными материалами. Отмечалось, что это приобретенное метапредметное умение весьма полезно и пригодится в будущем. «В ходе работы мы узнали, как много возможностей дарит нам интернет для того, чтобы делать свои работы интересными, расширили представления об олимпийском движении, о спортсменах-олимпийцах, о земляках – победителях Олимпиад. Мы рады, что всё у нас получилось, пусть и не так, как хотелось. Но это первый опыт. Будем продолжать учиться!!!»–писала команда «Полярные звездочки».

Среди заданий для команд было заполнение Карты «Знаю-Интересуюсь-Узнал». Анализ карт дал понять, что на начальном этапе знания участников о Зимних Олимпийских играх, о задействованных в проекте сетевых сервисах были достаточно поверхностными. На рефлексивном этапе колонка «Узнал» была заполнена участниками длинными перечислениями всего, что узнали и чему научились. Таким образом, авторы статьи смогли вместе с командами наблюдать, как меняется уровень знаний и интересов по теме проекта в сторону повышения.

Все отзывы участников дают нам основание полагать, что проект действительно был полезен участникам: и детям, и их руководителям. В итоге нами были выделены 3 победителя и 4 лауреата. Но в связи с тем, что талантливых участников было действительно много, мы решили выделить такие номинации, как «Командный зачет», «Параолимпийский зачет», «Лучшее оформление страниц» и т.д. Участники проекта получили дипломы и сертификаты.

Наш сетевой проект начался 7 октября, в день начала шествия Олимпийского огня по стране. Мы надеялись, что Проект – как и огонь – посетит все крупные города России. Участниками проекта стали представители 7 федеральных округов РФ, не было только команд из Северо-Кавказского ФО. Была одна иностранная команда – из Южной Кореи. Наш проект приобрёл международный статус! Одновременно мы решили поучаствовать в Краевом конкурсе учебных проектов, третий этап которого (защита проектов) прошел 5 декабря, что символично –в День информатики! И приятный результат –2 место!

ФГОС – это уже не инициатива, а реальность. Перед педагогами стоит задача вовремя увидеть и поддержать талантливого ученика, сформировать ключевые образовательные компетенции выпускника школы.

Сетевые проекты – воистину эффективное средство реализации ФГОС в образовательном пространстве учебно-исследовательской деятельности, в котором формируются универсальные учебные действия обучающихся: коммуникативные умения, критическое и системное мышление, умение работать с информацией, в том числе цифровой. Здесь происходит продуктивное межличностное взаимодействие и сотрудничество в коллективе, направленность на саморазвитие, социальную ответственность, шлифование умений ставить цель и решать проблемы, а в целом – формирование исследовательской, учебно-познавательной, ценностно-смысловой, коммуникативной, продуктивной ключевых компетенций, что чрезвычайно важно для выпускника школы [1].

Хочется пожелать коллегам успехов в организации сетевых проектов в образовательном процессе.

Список использованной литературы

  1. Вохменцева Е.А. Актуальные задачи педагогики: материалы междунар. науч. конф.– Чита: Издательство Молодой ученый, 2011. – С. 58-65.
  2. Кубрак Н.В. Е-жилец: Итоги проекта. –natalyakubrak.blogspot.ru/2013/12/blog-post.html#comment-form
  3. Сетевой проект "Вместе к снежным вершинам Олимпа". –bit.ly/JSNMVG
  4. Травкин Иван. «Перевернутое» онлайн-обучение. –funofteaching.tumblr.com/post/34086065520
  5. Ястребцева Е.Н. Пять вечеров: беседы о телекоммуникационных образовательных проектах. – М,: Федерация Интернет-образования, 2001. – С. 55.