Урок литературы по теме "Еще одна загадка «Мертвых душ» Н.В. Гоголя". 9-й класс

Разделы: Литература, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (1,3 МБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

Загрузить презентацию (1 МБ)

Загрузить презентацию (1,6 МБ)


Тип урока: урок-обобщение.

Технологии, использованные на уроке: проектная деятельность, информационные технологии, технология коллективной мыследеятельности.

Цели урока:

  1. Обобщить образы помещиков в поэме, раскрыть основную идею поэмы, закрепить понятия теории литературы: портрет, художественная деталь.
  2. Совершенствовать умения учащихся вдумчивого чтения текста, умения обобщать, развить речь учащихся.
  3. Воспитать у учащихся желания работать над личностью человека.

Оборудование урока: презентации, сделанные учащимися по образам Манилова, Ноздрева, Плюшкина, презентация о цифре 2, о двуглавом орле, отрывки кинофильма “Мертвые души”.

Ход урока

Этап урока УУД Содержание
1 Организационный момент Регулятивные: принятие и постановка учебных целей и задач, Обобщить образы помещиков в поэме, раскрыть основную идею поэмы, закрепить понятия теории литературы: портрет, художественная деталь.

Совершенствовать умения учащихся вдумчивого чтения текста, умения обобщать, развить речь учащихся.

Воспитать у учащихся желания работать над личностью человека

2 Слово учителя Личностные УУД: формирование интереса к автору, к произведению;

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

“Я почитаюсь загадкою для всех”, - сказал однажды Гоголь о себе. Гоголь является самым таинственным писателем русской литературы. И сегодня на уроке мы постараемся разгадать одну загадку, скрытую в его поэме “Мертвые души”.
3 Закрепление знания литературных терминов Познавательные УУД: структурирование знаний. О чем же сюжет этой поэмы? О том, что некий Павел Иванович Чичиков, приехал в губернский город N, познакомился там со всеми, особенно с помещиками, и посещает их поместья с тем, чтобы купить “мертвые души”.

Сюжет. Сюжетом называются связанные между собой и последовательно развивающиеся события художественного произведения. Элементы сюжета: экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация, развязка.

Гоголь - мастер литературного портрета, и в его поэме мы видим яркие незабываемые портреты русских помещиков.

Портрет - изображение внешности литературного героя (черт лица, одежды, фигуры, позы, особенностей мимики, жестов, походки, манеры говорить и держаться).

4 Выступления учащихся по своим проектным заданиям- презентациям Личностные УУД: Регуляция собственной учебной деятельности (принятие и постановка учебных целей и задач; поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач; коррекция процесса и результатов учебной деятельности).

Познавательные УУД

Общеучебные универсальные действия

- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска,

Универсальные логические действия

- умение учащихся производить логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение);

“Помещик Манилов” - работа ЕгоровойК?ннэй. В презентацию вошли слайды: сведения о внешности Манилова, об его семье, усадьбе, доме, о его мечтах и об его страсти. Ученица подчеркивает такие художественные детали, как 2 кресла, покрытые рогожей, 2 разных подсвечника, блюдо, которым угощали Чичикова, - щи.

“Помещик Ноздрев” - работа Ивановой Чэмэлиинэ. В презентацию вошли слайды: сведения о внешности и манере поведения Ноздрева, сведения об его семье, доме, кабинете и об его страсти. Художественные детали: отсутствие книг и бумаг в его кабинете, бутылки вина всегда за столом, “турецкие кинжалы” с русским авторством.

“Помещик Плюшкин” - работа Ивановой Мичилийэ. В презентацию вошли слайды: сведения о внешности Плюшкина, об его семье, доме, усадьбе, деревне и об его страсти. Художественные детали: две церкви, два окна, ещё не забитых досками, ликерчик со всякой дрянью, сухарь из кулича, одежда Плюшкина, клади хлеба, похожие на выжженный кирпич, сапоги для слуг.

5 Работа выступающих учащихся с одноклассниками: творческие задания-вопросы по произведению.

Обсуждение и обобщение ответов учащихся, высказывание своих мыслей.

Личностные УУД

- формирование личного отношения к образу помещиков;

- формирование позитивного отношения к себе и к другим;

- формирование желания выполнять учебные действия;

Познавательные УУД

Умение обобщать, синтезировать, анализировать эпическое произведение.

Коммуникативные УУД

- умение выражать свои мысли; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с нормами русского языка;

- формирование умения строить фразы, аргументировать;

- формирование вербальных способов коммуникации

- формирование невербальных способов коммуникации – посредством контакта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

- формирование умения работать в парах и малых группах;

Вопросы Кэннэй:
  1. Мебель в доме Манилова обита дорогой материей, только ... кресла стоят, покрытые рогожей. Сколько?
  2. Сколько детей у Манилова? Как их зовут?
  3. О чем мечтал Манилов?
  4. У него какая была страсть?

Вопросы Чэмэлиинэ:

  1. Можно ли назвать Ноздрева счастливым отцом?
  2. Чего нет в кабинете Ноздрева?
  3. Каким великим полководцем представлял себя Ноздрев, приказав избить Чичикова?
  4. Какая страсть у него?

Вопросы Мичилийэ :

  1. За кого принял Плюшкина Чичиков?
  2. Сколько внуков у Плюшкина?
  3. Какую обувь носят слуги в доме Плюшкина?
  4. У него какая страсть?
6 Слово учителя Личностные УУД: формирование интереса к автору, к произведению; Вот, ребята, мы увидели слайды по образам русских помещиков. У всех этих помещиков есть нечто, что совпадает. Это часто повторяющееся число. Какое число больше всех повторяется? Это цифра 2: 2 березы у беседки Маниловых, 2 не обитых кресла в их доме, 2 разных подсвечника, 2 сына, 2 года чтения одной страницы книги; 2 ребенка у Ноздрева, 2 часа экскурсии по поместью, 2 кобылы, крымская сука, которая 2 года назад была хорошей, 2 ружья в его кабинете, 2 слуги; 2 церкви в деревне Плюшкина, дом в 2 этажа, 2 башни, 2 подслеповатых окна, 2 дочери, 2 внука, 2 приезда Анны Степановны. Почему так много раз использовал цифру 2 Гоголь? Вот в чем загадка!
7 Просмотр презентации о цифре 2 Личностные УУД

- формирование интереса к окружающему миру;

- эмоциональное осознание окружающего мира;

- использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий.

Познавательные УУД

- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

Содержание презентации:

Еще древний философ и математик, великий Пифагор выделил девять элементарных чисел, каждое из которых имеет свое значение. Двадцать столетий спустя знаменитый Корнелиус Агриппа в своем труде “Оккультная философия”, вышедшем в 1533 году, назвал эти числа и их значения. Там написано:

2 – число антитеза с такими крайностями, как день и ночь. Оно стоит за равновесие и поддерживает равновесие, смешивая позитивные и негативные качества.

Число 2 - это антитеза, равновесие, контраст. Оно как бы находится между светом и мраком, добром и злом, теплом и холодом, богатством и нищетой, жизнью и смертью.

Число 2 - это 2 руки, 2 глаза, 2 ноги, 2 уха, 2 стороны монеты...

Оно есть даже в государственной символике – двуглавый орел, как герб Российского государства.

Историки 18 в. полагали, что двуглавый орел пришел на Русь из Византии в результате женитьбы Ивана III на Софье Палеолог, однако современные исследователи подвергают сомнению это утверждение. Возможно, изображение орла появилось на русских монетах под влиянием южнославянских стран, где двуглавый орел использовался как герб. В Византии же двуглавый орел служил отличительным знаком принадлежности императорскому двору. Высказывается также предположение о заимствовании русскими князьями двуглавого орла из Золотой Орды: в середине 14 века двуглавый орел чеканился на монетах хана Джанибека.

8 Работа с текстом поэмы Познавательные УУД

поиск и выделение необходимой информации;

Самостоятельный поиск цифры 2 в тексте, изображений двуглавого орла: где еще в поэме Н.В.Гоголя мы видим цифры 2 и двуглавого орла? (На Питейных домах).
9 Слово учителя с элементами беседы - обобщение информации о цифре 2 Личностные УУД

- действие нравственно-этического оценивания (“что такое хорошо, что такое плохо”);

- формирование личного отношения к идее произведения, к авторской позиции;

Познавательные УУД

- установление связей и отношений в любой области знания;

- способность и умение учащихся производить логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение и др.);

Коммуникативные УУД

- учитывать позицию собеседника и автора;

Так почему Гоголь так часто использовал цифру 2?

Гоголь искренне надеялся на то, что, прочитав его книгу, русские читатели ужаснутся увиденному и ... станут на путь духовного самовоспитания и исправления. В этой громадной, колоссальной работе человека над самим собой - залог будущего процветания его Родины. Вот сокровенная мысль Гоголя, мысль, которую он стремится донести до своих читателей.

Таким образом, цифра 2 подчеркивает основную идею поэмы – показать отрицательные образы помещиков, чтобы люди задумались над собой. Как две стороны монеты, Гоголь показал худшее, чтобы стало лучше хорошее. Какие страсти обуревают нас, соблазняют нас? Это табакокурение, как у Манилова, игрозависимость, как у Ноздрева, алкогольная зависимость, ложь, как у Ноздрева, скупость, жадность, мелочность, как у Плюшкина. Жертвой всего этого становится семья, ведь у всех помещиков нет нормальной, развитой, счастливой семьи, все эти семьи в чем-то ущербны.

 

10 Домашнее задание Личностные УУД

- готовность к непрерывному образованию на основе умения учиться,

Регулятивные УУД

- принятие и постановка учебных целей и задач,

- поиск и эффективное применение необходимых средств и способов реализации учебных целей и задач,

- контроль, оценка и коррекция процесса и результатов учебной деятельности

Подумать над образом главного героя поэмы – Павла Ивановича Чичикова, найти цифру 2 в его описании, жизни, деятельности.
11 Самооценка своего участия на уроке Личностные УУД

- формирование личного, эмоционального отношения к себе;

- формирование позитивного отношения к себе;

- формирование желания выполнять учебные действия;

Выставление оценок своей деятельности: “отлично участвовал”, “хорошо участвовал”, “не очень активно участвовал”, “слабо участвовал”.

Приложение

23.05.2014