Урок литературы по теме "Стихии света, тепла, огня в стихах русских поэтов"

Разделы: Литература


Цель:

  • создать условия учащимся для определения понятий русскими поэтами стихий света, тепла, огня;
  • развивать умение на практике применять полученные знания о средствах выразительности;
  • воспитывать эстетический вкус.

Ход занятия

I. Вступительное слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы с вами будем говорить о стихиях. Стихии считаются первоэлементами, из которых состоит все сущее. Возникли они ещё в древности. А научное обоснование было сделано греческим философом Аристотелем (384 – 321 до н.э.). Аристотель рассматривал стихии как соединение четырех качеств (сил): холода и тепла, сухости и влаги. Каждый элемент состоит из соединения двух противоположных качеств, одно из которых доминирует. Благодаря бинарному строению стихии могут постепенно взаимно переходить друг в друга. На сегодняшнем уроке мы познакомимся со стихиями света, тепла и огня.

Как вы считаете, какое из трёх названных слов мы поставим на первое место? Почему? (Рассуждая по теме, дети приходят к выводу, что на первое место следует поставить огонь, так как от него свет и тепло).

Разные народы по - своему представляли стихию огня. У многих это представление было похожим. Но нас, конечно, будет интересовать, как представляли природные стихии славяне.

Ваши товарищи об этом подготовили небольшие сообщения. Давайте их послушаем.

II. Выступления учащихся.

1. Древние славяне почитали огонь земной и небесный. Бог может покарать человека небесным огнем, который он посылает в виде молний. Но создан он Богом прежде всего на пользу человеку. У поляков есть редкое поверье, что огонь людям принес черный дятел с красной «шапочкой» на голове.

Огонь воспринимали как живое существо. Он рождается, живет, размножается («разбрасывает мальков»), стареет и умирает. У него есть язык, которым он лижет печные камни. Огонь кормят, подбрасывая ему дрова. Он пьет и умывается, спит, когда его гасят, ходит по земле, говорит, гневается и мстит пожаром тому, кто обращается с ним непочтительно. Иногда огонь даже различали по полу - мужской и женский и давали ему человеческие имена. К огню относились как к дару Божьему. Плевать и мочиться в него считалось грехом. Огонь способен очищать и отгонять всякую нечисть. Поэтому над огнём передавали новую одежду, через него переступали новобрачные, прежде чем войти в свой новый дом. С огнем обходили жилище, чтобы в нём не водились змеи и вредные насекомые. Огнем окуривали ступни от болезней и змеиных укусов. Магическую силу придавали новому, «живому» огню, который добывали старинным способом -трением. Такой огонь разводили в печи в начале года. Когда начинался падёж скота, через него прогоняли стадо, разжигали два костра, и животные шли между ними. В случае эпидемии через него переступали все здоровые, а затем над ним переносили больных.

2. Киевляне называли огонь Сварогом. Сварог олицетворял Небо и был богом, зажигающим огонь и дающим жизнь солнцу, то есть был отцом Сварожича и Даждьбога – двух самых могущественных богов на Руси. Кроме того, имя «Сварога, верховного бога славян, и его происхождение связывают с санскритскими словами, обозначающими свет, солнце на небе. А это подтверждает, что Сварог в древние времена был богом света, неба и всего мира». Богом грома и молнии был Перун. Гром разбрасывает по небу камни или кидает их на землю, по небу на огненной колеснице ездит Илья-пророк или сражаются чудовищные летающие змеи. Огненные стрелы, падающие с неба, люди находят на земле в виде особых камешков - «громовых стрел», «чертовых» или «божьих пальцев». При вспышке молнии виден блеск разверзшихся небес. Во время грозы Бог поражает молнией чёрта: в этот момент он прячется в воду, под дерево, под камень или в некоторых животных. Поэтому в грозу опасно укрываться под многими деревьями или в воде. Градовыми тучами управляют небесные змеи-драконы или обитающие в тучах мифические существа, в которых превращаются самоубийцы, утопленники или висельники. Они гонят по небу тучи - «стада коров», толкут в ступах лед, делают из него град и наказывают им людей за их грехи.

3. Град бьет, если женщина родит внебрачного ребенка, если мать убьет своего младенца, если повесившегося человека похоронят на кладбище, а не на месте его самоубийства. Когда надвигалась градовая туча, старались отвести или отогнать ее заклинаниями, испугать криком и шумом, «рассечь» топором или косой. На двор выкидывали хлебную лопату, кочергу и другую печную утварь. Чтобы остановить град, раскусывали градины, бросали их через голову или в огонь. Вот сербское заклинание градовой тучи:

Эй вы, утопленники и висельники,
Верните обратно белых коров!
Тут чудо чудеснее вашего:
Тут девица семилетняя
Родила семь внебрачных детей.
Их пеленками наше поле оградила,
Их пеленками
Наше поле перекрыла,
Не пускает сюда
Ваших белых коров.
Верните их туда, откуда пришли!
Пусть идут в горы и горные леса,
Где хлеб не родится.
Пусть идут! Пусть идут! Пусть идут!

4.Обитатели загробного мира имеют власть и над дождем. Поэтому во время ненастья называли по именам утопленников и просили их прекратить дожди, а во время засухи голосили по мифическому утопленнику: «Макарка-сыночек, вылезь из воды, разлей слезы по святой земле!»

Мороз представляли старичком с длинной седой бородой. От его стука наступают трескучие морозы. У мороза много общего с образом предка. Как и умерших, его приглашали на рождественский ужин: « Мороз, мороз, иди кутью есть! А летом не бывай, наших пашен не побивай, ячмень не съедай, а то привяжем к груше, пообрываем уши»

III. Чтение стихотворения А.А. Фета «Я пришёл к тебе с приветом».

Я пришел к тебе с приветом,
Рассказать, что солнце встало,
Что оно горячим светом
По листам затрепетало;
Рассказать, что лес проснулся,
Весь проснулся, веткой каждой,
Каждой птицей встрепенулся
И весенней полон жаждой;
Рассказать, что с той же страстью,
Как вчера, пришел я снова,
Что душа все так же счастью
И тебе служить готова;
Рассказать, что отовсюду
На меня весельем веет,
Что не знаю сам, что буду
Петь - но только песня зреет.

-О какой стихии рассказывает нам А.А.Фет?

-Здесь обожествляется Солнце. Солнце почиталось восточными славянами издавна. Подтверждение этому мы находим у арабского писателя X века Аль-Масуди, который называет славяноязычников солнцепоклонниками, в «Слове о полку Игореве». Там Ярославна обращается к солнцу за помощью, да и Олег и Игорь считали себя внуками Солнца. Солнце- это могучий податель тепла и света.

-Лирический герой в стихотворении Фета переполнен радостью жизни. Своими чувствами он делится со всеми, и никто не может остаться равнодушным. Оживает природа, солнце разбудило спящий лес, наполняется энергией солнечного утра и человек.

-Солнце даёт свет, и не просто свет, а горячий свет, то есть тепло. Магическая сила чувствуется в его появлении. Эту силу поэт передаёт при помощи олицетворений( солнце встало, лес проснулся), эпитетов (горячий свет), постепенным нарастание жизни: лес проснулся, птицы запели, человек оживился и готов петь.

IV. Групповая работа.

Задание: как изображается солнечный свет в стихотворениях:

  • 1 группа – Тютчева «День и ночь»;
  • 2 группа – Бальмонта «Аромат солнца»;
  • 3 группа – Бальмонта «Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце…»;
  • 4 группа – Бальмонта «Люди солнце разлюбили, надо к солнцу их вернуть»;
  • 5 группа – Бальмонта «Будем, как солнце! Забудем о том…»;
  • 6 группа – Бальмонта «Гимн солнцу».

Найти выразительные средства, при помощи которых авторы рисуют природу.

Выступление групп.

V. Подведение итогов и рефлексия.

VI. На дом:

читать стихи русских поэтов, в которых описывается вода.

Приложение