Устное высказывание как эффективное средство подготовки учащихся к сочинению на лингвистическую тему

Разделы: Русский язык


В данной статье рассматриваются причины затруднений учащихся при выполнении творческого задания на итоговой аттестации в 9 классе, обосновывается выбор особого типа упражнения «Устное высказывание», представленного в УМК по русскому языку С.И. Львовой, В.В. Львова, являющегося эффективным средством подготовки к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему.

Ключевые слова: государственная итоговая аттестация по русскому языку, сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, критерии оценивания, лингвистические знания, коммуникативные умения, устное высказывание, практико-ориентированный подход ,примеры-аргументы, функциональная грамматика, учебные действия.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе и ФГОС требуют от учителя такой организации обучения русскому языку, чтобы развивались и проявлялись коммуникативные способности школьников в урочной деятельности. Выбор вида творческого задания для государственной аттестации по русскому языку в 9 классе Цыбулько И.П., председатель федеральной предметной комиссии ФИПИ по русскому языку, объяснила так: «На фоне происходящих изменений в образовании и в ситуации внедрения новых образовательных стандартов, мы должны быть готовы к профильной школе в 10-11 классе. Данный вид работы поможет отобрать школьников в профильные классы. …Мы должны быть готовы к новому стандарту, который говорит о когнитивно-коммуникативной (познавательно-коммуникативной) направленности курса и деятельностном подходе». (Слайд №2)

Учителю для решения данной проблемы на предпрофильном этапе необходимо найти эффективное средство подготовки обучающихся к сочинению на лингвистическую тему.

Рассмотрим статистические данные выполнения задания «С2» учащимися 9-х классов Первомайского района города Ростова-на-Дону в 2012-2013 учебном году. Из числа работ, которые оценивают эксперты, лишь 5% за выполнение сочинения на лингвистическую тему получили максимальное количество баллов. Примерно 12,5% получили баллы, соотносимые со школьной четверкой, сочинения 62,5% выпускников 9-х классов слабы, в некоторых из них лишь просматривается коммуникативный замысел, около 20% обучающихся вовсе не приступали к выполнению творческого задания. По оценке экспертов, речь девятиклассников шаблонна, аргументация недостаточно убедительна, подменяется лишь примерами.(Слайд №3)

Сравнив форматы итоговой аттестации в 9 и 11 классах, мы вынуждены сделать вывод о том, что аттестация в 9 классе более сложная, чем в одиннадцатом. Сложность предъявляемых требований к заданию «С2» в 9 классе объясняет причины затруднений учащихся при его выполнении. (Слайд №4).

Выделим некоторые из них (слайд №5).

  1. Прежде всего, одной из причин назовём нестабильность или мобильность творческого задания. В отличие от сочинения-рассуждения, предложенного на ЕГЭ, творческое задание на итоговой аттестации в 9 классе ежегодно совершенствуется. Поэтому целенаправленно готовить обучающихся к работе сложно. Нормы требований к итоговой аттестации в 9 классе каждый год изменяются, растут, сегодня задание «С2» – безальтернативное задание. Может ли рядовой девятиклассник, имеющий слабую мотивацию к учёбе, справиться с предложенным безвариативным заданием, проверяющим не только понимание содержания тезиса, но и умение его интерпретировать на теоретическом уровне, аргументировать своё рассуждение, сопровождать примерами из прочитанного текста, а также строить высказывание соответствующего типа и стиля речи. Уровень требований к базовым знаниям достаточно сложный и предназначен, скорее, для обучающихся специальной языковой подготовки.
  2. Сложность задания «С2» определяется и тем, что в основу сочинения на лингвистическую тему положено знание понятийного аппарата, поэтому одна из причин плохого выполнения работы кроется в несформированности лингвистических знаний и коммуникативных умений учащихся в общеобразовательных классах. Затруднения учителя при подготовке учеников любого уровня подготовки к успешному выполнению «С2» обусловлены отсутствием в некоторых программах и УМК по русскому языку функционального подхода при изучении языковых единиц. Критерий СК2 требует назвать языковое явление, указать его роль, что составляет функциональную грамматику. В некоторых учебниках представлена система упражнений или на опознание, или на различение лингвистических явлений. Но сегодня, как показывают требования к творческому заданию, мало назвать конструкцию, необходимо знать, понимать и объяснять её роль в тексте.
  3. На итоговой аттестации в 9 классе проверяется, насколько учащиеся овладели предметными и метапредметными умениями. Создавать текст – это метапредметные умения, создавать текст на лингвистическую тему в соответствии с заданным функционально-смысловым типом речи – это предметные умения. Трудность заключается в том, что учащийся, зная схему построения текста, т.е. владея метапредметными умениями, при написании сочинения на лингвистическую тему затрудняется создать языковую оболочку, связно и последовательно излагать собственные мысли – требования СК3 смысловая цельность и речевая связность работы западает.
  4. Трудным для учащегося остаётся осуществление выбора языковых средств в соответствии с темой предложенного высказывания о языке, использование в качестве аргументации разнообразных грамматических конструкций и лексического богатства языка, ведь цель итоговой аттестации в 9 классе – проверить лингвистические знания, понятийный аппарат. Поэтому рядовому ученику 9 класса важно овладеть лингвистическим минимумом – словарем лингвистических терминов, что должно быть отражено в рабочих программах учителя.
  5. Наконец, следует отметить, что всё ещё сложно девятикласснику оформлять письменное высказывание в соответствии с орфографическими, грамматическими, пунктуационными и речевыми нормами литературного языка. Самыми распространёнными ошибками в творческом задании остаются орфографические и пунктуационные. Не случайно орфограммы, связанные с написанием гласных в корне слова, правописанием приставок, Н и НН в суффиксах, в 9 классе вынесены в отдельные тестовые задания, они также проверяются и на ЕГЭ.

Предъявляемые требования к экзаменационной работе позволяют охарактеризовать сочинение на лингвистическую тему как задание олимпиадного уровня, которое теперь перенесено в разряд базовых.

Всё названное убеждает учителя в необходимости искать новые эффективные средства подготовки к экзамену. КИМы для 9 класса, в том числе и сочинение-рассуждение, сегодня строятся так, что отражают практико-ориентированный подход в обучении, поэтому следует обратиться к первейшему помощнику учителя и ученика – школьному учебнику.

Среди УМК нового поколения учебник С.И. Львовой и В.В. Львова системно готовит учащихся разного уровня подготовки к итоговой аттестации по предмету и, что очень важно, к выполнению самой трудной части экзаменационной работы «С2», написанию сочинения на лингвистическую тему. Арсенал средств, представленных в учебнике, чрезвычайно многообразен: теоретический материал, рубрики «Знайте и применяйте», «Обратите внимание», сочинения-миниатюры, типовые упражнения – всё это учитель может использовать в своей практике, чтобы сформировать предметные знания, коммуникативные умения и навыки для создания собственного высказывания, точного, уместного и выразительного использования языковых средств, для развития языковой личности.

Учителю важно помнить: то, как ученик объясняет языковое явление, как строит устный ответ, определяет его успешность или неудачу на итоговой аттестации при выполнении творческого задания. Не может быть успешности письменной работы без постановки устной речи. Если ученик научится хорошо говорить, он и в письменном виде сможет четко и ясно изложить свои мысли: как говорит ученик, так и пишет, устное слово в письменной речи материализуется. В устном выступлении человек свободен в изложении мыслей, однако не всегда последователен, поэтому письмо помогает выйти на структуру сочинения, однако эта работа тормозится введением в сочинение понятийного аппарата. Становление такого вида речевой деятельности, как говорение, не проверяется на экзамене, но этот вид речи готовит к нему. К сожалению, работа над устной речью часто несправедливо игнорируется некоторыми учителями-словесниками.

Особым типом упражнений в учебнике С.И. Львовой, В.В. Львова, обучающим речи, является «Устное высказывание». Системная работа с таким упражнением готовит обучающихся 9 класса к написанию сочинения на лингвистическую тему. Устные высказывания, предложенные в УМК, учат объяснять сущность языковых явлений, сопоставлять изучаемое явление, обобщать знания по теме, запоминать теоретические сведения. Задания носят развивающий характер и требуют от учащихся как лингвистических знаний, так и коммуникативных умений.

Типология упражнений «Устное высказывание» (слайды №6-7), представленных в учебниках 5-9 классов, самая разнообразная, рассчитана на детей с устойчивым лингвистическим интересом и испытывающих затруднения, для которых русский язык воспринимается вообще как неродной – устное высказывание для них – это образец, по которому они учатся строить сочинение и который оценивается по тем же критериям, что и творческая работа на экзамене.

Критерии к творческому заданию на итоговой аттестации, заставляют учителя по-другому посмотреть на этот тип упражнения.

Обратимся к критерию СК1, который проверяет наличие обоснованного ответа на вопрос, понимание сути высказывания о языке и речи. На это нацелены задания в УМК, связанные с объяснением смысла высказывания о языке и речи выдающихся лингвистов и писателей. Такой тип упражнений можно классифицировать по способу предъявляемого материала:

  • работа с эпиграфом к разделу;
  • работа с текстом упражнения (формулировка основной мысли);
  • работа с разделом словарика «Высказывания о языке и речи» и другие.

Тема для устного высказывания – это работа с эпиграфом, который представляет собой высказывание о языке лингвиста или писателя. Они подобраны составителями учебника к каждому разделу с 5 по 9 класс, соотносятся с изучаемыми в разделе языковыми явлениями. Работа с эпиграфом интересна и тем, что развивает у школьников навыки поиска опорного слова, помогающего раскрыть основную мысль цитаты (слайд №8).

Упр.92 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. Объясните, как вы понимаете смысл высказывания Георгия Владимировича Степанова (см. эпиграф к разделу «Повторение изученного в 5-8 классах»). (… Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают).

2. Среди цитат из произведений Самуила Яковлевича Маршака (см. раздел «Высказывания о языке и речи» в приложении к учебнику) найдите и запишите те, которые созвучны по смыслу высказыванию Г.В. Степанова. (Грамматика дисциплинирует наш язык и объясняет нам, почему следует говорить так, а не иначе).

Устное высказывание, связанное с объяснением смысла высказывания лингвиста или писателя о языке, в 9 классе расширяется и обращает учащихся к разделу словарика «Высказывания о языке и речи». Подобранные задания не только помогают соотнести то или иное высказывание с изучаемым параграфом, но и предлагают новый приём интерпретации через сопоставление с другими высказываниями, созвучными по смыслу.

Что сложного в высказываниях о языке и речи для девятиклассника? Не все они однородны. Есть такие, в которых языковое явление спрятано, не названо. На расшифровку понимания сути высказывания направлен такой приём, как выделение опорных слов, формулировка главного тезиса. Важно, чтобы в понимании смысла высказывания не было фактических ошибок.

Так как понятие «грамматика» очень сложное, оно не всегда адекватно воспринимается учащимися, требуется дополнительная работа с высказываниями, где рассматривается грамматический строй. Можно предложить такие приёмы, как работу с таблицами, схемами, объясняющими морфологические и синтаксические явления, способствующими их классификации.

Второй критерий СК2 проверяет наличие примеров-аргументов, по этому критерию оценивается умение приводить примеры-аргументы из текста, указывая их роль в речи, тексте. Устные высказывания в УМК Львовой построены на функциональной грамматике. Такие упражнения предполагают обобщение и систематизацию теоретического материала на основе работы с планом и конспектом, со схемой и таблицей, с рисунком на лингвистическую тему. Устные высказывания, предложенные в учебниках 5-9 классов содержат функциональный подход, который помогает обучающемуся понимать роль языкового явления в речи (слайды №9-10).

Упр.103 (7) Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: познакомьтесь с приведённым ниже сложным планом. Опираясь на него расскажите, в чём сходство и различие между синонимами. Для чего используются в речи эти слова.

Синонимы

  1. Сходство в основном значении.
  2. Различия:
    а) в оттенках значения;
    б) в стилистической окраске.
  3. Для чего используются:
    а) для точной передачи разных оттенков мыслей и чувств;
    б) для создания стилистического единства высказывания;
    в) для предупреждения ненужных повторов;
    г) для связи предложений в тексте.

Сочинение на лингвистическую тему в 9 классе требует высокого (профильного) уровня обобщения и систематизации понятийного аппарата. Задания УМК отрабатывают навык иллюстрировать теоретические положения примерами. Оперировать лингвистическими терминами и понятиями, владеть словарём лингвистического минимума помогают таблицы, схемы. Это своего рода шпаргалки, доводящие теоретический материал до уровня понимания, осмысления и запоминания (слайды №11-15).

Упр. 136 (7класс) Устное высказывание. ЗАДАНИЕ:

  1. Рассмотрите схему и расскажите об использовании кратких и полных прилагательных в словосочетаниях.
  2. Докажите, что сочетание РЕБЁНОК РУМЯН является не словосочетанием, а грамматической основой.

Данная система заданий может быть усилена деформированными схемами (слайды 16-17).

Чтобы создать устное высказывание, схемы должны сопровождаться системой вопросов и служить практическим материалом учителю для формирования коммуникативных умений учащихся:

  • выделять главное и существенное в теоретическом материале,
  • опознавать, классифицировать, анализировать языковые явления;
  • иллюстрировать правило примерами,
  • применять лингвистические знания на практике, запоминать, сравнивать,
  • продумывать речевые модели,
  • строить лингвистическое высказывание.

Ученики, работая над устным высказыванием с деформированными схемами, запоминают лингвистические термины, учатся сопровождать высказывание примерами, делать выводы. Этот вид задания пошагово формирует учебные действия, необходимые на итоговой аттестации и в дальнейшем обучении. Работа с устным высказыванием развивает лингвистическую компетенцию учащихся. В результате такой работы на каждом уроке учащиеся не просто запоминают теоретический материал, а приобретают определённый багаж по моделированию устного высказывания на лингвистическую тему. Такая работа становится средством формирования коммуникативной компетенции, соотносимой с критериями к проверке «С2» (слайд №18):

  • умение анализировать содержание читаемого текста (определять основную мысль);
  • умение обдумывать коммуникативное намерение своего высказывания, развивать высказанную мысль, аргументировать свою точку зрения;
  • умение использовать в речевой практике языковой подбор;
  • умение композиционно стройно оформлять связное высказывание, обеспечивать последовательность и связность сочинения;
  • умение пользоваться в речи богатством словаря и разнообразием грамматических форм и конструкций родного языка (выбирать нужный для данного случая стиль и тип речи, отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи);
  • владение нормами современного литературного языка.

Критерий СК4 содержит требование к построению работы в соответствии со стилем и типом речи (слайды №19-20). Упражнения УМК формируют знание норм построения текста, типовых видов речи, особенностей научного и публицистического стилей. Они также развивают навыки самоконтроля, а, следовательно, помогают редактировать написанное.

Упр.163 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. На основе данной информации расскажите о требованиях к содержанию текста.

Требования к содержанию текста:

  1. Соответствие содержания текста теме и основной мысли.
  2. Полнота раскрытия темы.
  3. Последовательность изложения (развёртывание по плану).
  4. Правильность выделения абзацев (для письменного текста).
  5. Достоверность фактического материала.

2. Руководствуетесь ли вы этими требованиями при написании сочинений и изложений? Установите, какие нормы построения текста вы обычно нарушаете. Сделайте выводы.

Трудность при написании «С2» заключается в том, что учащиеся, приводя два примера-аргумента, должны связать их общей мыслью текста. Поэтому важно знать способы и средства связи предложений в тексте (слайд №21).

Упр.149 (9). Устное высказывание. ЗАДАНИЕ: 1. Расскажите о способах связи предложений в тексте: последовательной, параллельной и комбинированной (сочетание последовательной и параллельной). 2. Изучите информацию, содержащуюся в данной таблице, и расскажите об основных средствах связи предложений в тексте. Приведите 2-3 примера из проанализированных вами текстов (упр.145, 146 или 148).

Опыт работы показывает, что монологической речью учащиеся общеобразовательных классов владеют хуже, чем диалогической. Поэтому учитель совместно с обучающимся проводит подготовительную работу по обсуждению содержания высказывания, его структуры, составлению плана в соответствии с композицией текста, по моделированию устного высказывания. В центре внимания учителя должна быть работа по формированию у учащихся умения облекать свои мысли в адекватную содержанию языковую форму, т.е. соотносить не только содержание и форму каждого предложения, но и содержание и языковую форму отдельных частей и всего высказывания в целом.

Деятельностная форма обучения способствует более успешному усвоению знаний, умений и навыков. Критерии оценки устных ответов учащихся на лингвистическую тему на уроках адекватны критериям итоговой аттестации, предъявляемым к написанию «С2»:

  • правильность сообщаемых фактов и приведенных примеров, их анализа,
  • понимание изучаемой темы (способность применить знания при анализе соответствующих примеров),
  • полнота ответа (достаточность приведенных фактов и примеров),
  • композиционное оформление (наличие вступления, последовательность изложения, завершенность ответа),
  • речевое оформление (соответствие языковым нормам: орфоэпическим, грамматическим, лексическим).

Для того чтобы получить хорошую или отличную оценку, сильный ученик должен не только проговорить, но и записать то, что проговорил, т.е. выполнить двойной стандарт языкового образования. Это станет надёжным средством для воспитания и развития языковой личности.

Таким образом, содержание экзаменационной работы в 9 классе, соответствующей профильному уровню, требует от учителя в условиях учебного процесса выбора эффективных средств подготовки учащихся к успешному выполнению творческого задания на итоговой аттестации.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Программы по русскому языку для общеобразовательных учреждений. 5-11 классы: основной курс, элективные курсы / (автор-составитель С.И. Львова). – 3-е изд., М.: Мнемозина, 2009.
  2. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 9 класс. В 2 ч.: учеб. для общеобразовательных учреждений. – М.: Мнемозина, 2011
  3. Демонстрационный вариант контрольных измерительных материалов для проведения в 2013 году государственной (итоговой) аттестации (в новой форме) по РУССКОМУ ЯЗЫКУ обучающихся, освоивших основные общеобразовательные программы основного общего образования.

Приложение