Урок русского языка по теме "Обобщение знаний о глаголе как части речи". 4-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 4


Планируемые результаты:

личностные: активно участвовать в совместном принятии решений; формировать адекватную самооценку, умение видеть свои достоинства и недостатки; уважать себя и верить в успех;
предметные: активизировать знания учащихся о глаголе как части речи; закрепить навыки правописания глаголов; ознакомить с семантикой глаголов света;
метапредметные: уметь осуществлять информационный поиск; уметь сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем; уметь сравнивать, анализировать, обобщать.

Тип урока: Урок повторения и закрепления знаний (рефлексия).

Технология: системно–деятельностный подход.

Форма проведения: индивидуальная, парная, групповая.

Оборудование: экспозиционный экран, персональный компьютер, мультимедийный проектор; учебник “Русский язык” А. В. Поляковой, 4 класс (часть 2); презентация; иллюстративный и дидактический материал для работы в группах: рисунки солнца, звезды, молнии, росы; индивидуальные карточки с текстом, слова – опоры, план работы каждой группы.

Ход урока

1. Самоопределение к деятельности. (Организационный момент.)

Задачи: включение учащихся в учебную деятельность – тренировать в понимании значения уметь учиться; определить содержательные рамки урока; мотивировать к учебной деятельности

Учитель:

– Звенит звонок.
И все мы рады вновь оказаться в царстве языка.
И снова в поиске нам находиться надо,
Ведь много неизвестных тем пока.
Сегодняшний урок, надеюсь, вам покажет,
Как удивителен язык наш и богат.
А ваша интересная работа лишь докажет –
Для тех, кто хочет знать, нет никаких преград!

– Ребята, а что вы ждёте от сегодняшнего урок?
– Подумайте, что пригодится для успешной работы на уроке русского языка?

(Знание правил, умение грамотно писать, давать полные обоснованные ответы, доказывать, делать выводы самостоятельно, дополнительные знания по предмету, полученные на олимпиадных занятиях и дома, желание и целеустремлённость.)

Учитель: Заканчивается февраль. Весна уже на пороге. И хотя ещё лежит снег, природа оживает и радостно встречает пока ещё не очень смелые лучи солнца.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи.

Задачи: повторение используемых способов действий – понятий, алгоритмов, свойств – с фиксацией соответствующих эталонов; самостоятельная работа (в форме индивидуальной деятельности) с самопроверкой по готовому образцу и фиксацией ошибок).

Игра “ Узнай часть речи”.

Учитель: Мне захотелось разбавить серые краски яркими оттенками. Составьте такую палитру, которая бы объединяла слова, записанные на разноцветных кругах. Работать будете в группах.

цвет поздравит яркий удивлять
белила красота радостные солнечная

Варианты:

Имя прилагательное Имя существительное Глагол
яркий цвет поздравит
радостные красота удивлять
солнечная белила белила

Учитель: В каком случае слово “ белила” – это глагол, а в каком – существительное?

Уч-ся:

– Мама белила потолок. В этом случае “белила” – это глагол.
– Для ремонта купили белила. Здесь уже это слово выступает как существительное.

Учитель:

– Как называются такие слова? (Омонимами.)
– Приведите свои примеры?

(Ответы: ели, окуни, покрывала, пила, жгут, дуло и др.)

Итак, ребята, как доказать, что слово является глаголом?
– Какой же части речи будет посвящён наш урок?
– Чтобы обобщить знания о глаголе, нам необходимо дать ответы на вопросы.
– Какие вопросы по данной теме вы можете задать?

(На доске появляется перечень вопросов.)

3. Включение в систему знаний и повторение.

Задачи: способствовать развитию этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развивать способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности; умение осознанно строить речевое высказывание; учить давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

3.1. Лексическая и орфографическая работа.

Учитель:

– Ребята, а что произойдёт, если из нашей речи исчезнут глаголы?
– Действительно, они всю работу взяли на себя.

Задание. Перед вами текст. (Он напечатан на листочках.)

Предлагаю побывать в весеннем лесу, насладиться его красками и звуками. Вам необходимо вставить подходящие по смыслу глаголы.

Весна! Кругом ______________ молодая травка. ___________ весёлый ручеёк. _____________, а кругом всё ________________. Скоро _______________цветки мать – и – мачехи. ____________ в лесу и ______________ чудный аромат первоцветов. ____________ вокруг них мохнатые пчёлы.

Слова для справок: жужжат, зеленеет, зажелтеют, стоишь, посмотришь, расцветает, журчит, вдыхаешь.

(Восстановленный текст:
Весна! Кругом зеленеет молодая травка. Журчит весёлый ручеёк. Посмотришь, а кругом всё расцветает. Скоро зажелтеют цветки мать – и – мачехи. Стоишь в лесу и вдыхаешь чудный аромат первоцветов. Жужжат вокруг них мохнатые пчёлы.)

Учитель: Работа в парах. Разделите глаголы на группы, запишите их в тетради. (После выполнения задания идёт проверка.)

Уч-ся:

– Мы распределили слова в две группы: глаголы настоящего времени и глаголы будущего времени.
– А мы выписали глаголы 2-го и 3– го лица.
– Ещё можно было сгруппировать их по спряжениям:
– А я выписала глаголы с приставкой и без неё.
– Глаголы в форме единственного и множественного числа.

(Возможна группировка по орфограммам, по количеству слогов.)

Учитель:

– Назовите глаголы, обозначающие цвет. (Зеленеет, зажелтеют.)
– Какие из слов передают звуки леса? (Жужжат, журчит.)
– Ребята, а какой человек может увидеть красоту и услышать звуки леса?
– Посмотрим, есть ли среди вас такие.
– Напишите самостоятельно по 1 глаголу звучания и цвета вместе с существительными.
– Укажите морфологические признаки одного глагола. (Проверка)

3.2. Ознакомление с семантикой глаголов света.

Учитель: От ваших прекрасных ответов класс наполнился ярким светом. Это не простые лучики. Догадайтесь, почему они встали вместе в один ряд?

Светить, сиять, сверкать, блестеть.

Уч-ся: Я считаю, что это синонимы, т.к. они близки по значению.

Учитель: Как вы думаете, а как правильно их расположить?

Уч-ся выполняет работу у доски: светить, блестеть, сиять, сверкать.

Учитель:

– Правильно, эти глаголы действительно различаются степенью усиления действия излучения света.
– Подумайте, какие глаголы ещё имеют такое же значение? Дополните наш ряд.

Уч-ся: светиться, искриться, блистать, переливаться.

3.3. Работа с предложениями.

Учитель: Чем интересны ещё эти слова?

Уч-ся:

– Я считаю, что они стоят в неопределённой форме.
– Среди них есть глаголы с суффиксом -ся.

Учитель: А как они называются? Значит, мы не всё знаем о глаголе? Какой же вывод напрашивается? Впереди у нас новые “открытия”!

(На доску прикрепляется лист с вопросами.)

Как называются глаголы, в которых есть суффикс -ся?
Как образованы такие глаголы?
Когда в них пишется ь?

Учитель:

– О чём можно сказать, используя глаголы: светит, сияет, блестит, сверкает? (Уч-ся составляют на доске пары.)
Как назвать полученные записи?

Уч-ся: Это нераспространенные предложения.

Светит звезда. Сверкает молния. Сияет звезда. Блестит роса.

Учитель:

Распространите одно из них и запишите.
– В каких глаголах безударная гласная в окончании находится в слабой позиции?
– Светит, сверкает, сияет.
– Докажите правильность написания гласной в окончании глаголов.

4. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Деятельность в группах, соответственно выбранным ролям.

Задачи: каждый уч-ся выбирает задания из числа предложенных; решает их, затем выполняет самопроверку по эталону, сравнивает своё решение с готовым образцом и фиксирует знаково результат деятельности.

Учитель: Молодцы! У вас есть хорошие знания о глаголе как части речи. А теперь я предлагаю поработать в группах. Распределим роли.

1-я группа: “Мыслители”.

Я знаю, что вы очень любите решать головоломки, отгадывать загадки. Предлагаю вам заменить словосочетания подходящим по смыслу глаголом. Проверим, как вы помните глаголы-исключения.

Различать, воспринимать звуки. слышать
Причинять огорчение обидеть
Воспринимать окружающее с помощью зрения. слышать
Заставлять двигаться куда-нибудь. гнать
Не давать упасть, вырваться. держать
Втягивать и выпускать воздух. дышать
Срезать волосы до корня. брить
Подчиняться другим. зависеть

2-я группа: “Языковеды”.

Чем занимаются языковеды? Изучение русского языка – дело сложное, но интересное. Мы трудностей не боимся. Вам предстоит подумать над происхождением слов “жужжать”, “поздравлять”. Вспомнить способы образования слов и записать, если возможно, однокоренные глаголы.

Слова Происхождение. Образование новых слов.
жужжать От исчезнувшего слова “жузг” – жужжание жужжать
поздравить От старославянского слова “ЗДРАВ” – здоровый поздравить

3-я группа: “Практики”.

Вы должны уметь применять теоретические знания на практике. Работать будете с текстом о весне, который восстановили в начале урока. В выписанных вами глаголах выделите все изученные орфограммы. Вспомните другие правила правописания глаголов, приведите примеры.

4-я группа: “Теоретики”.

У вас ответственное задание. Знания о глаголе, которыми вы владеете, необходимо представить в виде опорной таблицы. Она должна стать помощницей при устном ответе.

5. Обобщение знаний о глаголе. “Проверь себя!”.

а) “Мыслители” – слайд 7.
б) “Языковеды” – слайд 8–9.
в) “Практики” – устный ответ, остальные – выделяют в тетради..
г) “Теоретики” – слайд 10 (отвечает один ученик).

5.1. Упражнение “Проверь себя!”

Запишите следующие глаголы в указанной форме:

отвечать в н. в., в 3-м лице, в ед. ч. отвечает
строить в б. в., в 1-м лице, во мн.ч. построим
рассказать в п.в., м.р рассказал
видеть в н.в., во 2– м лице, во мн.ч. видите
написать в б.в., во 2-м лице, в ед.ч. напишешь

Самопроверка.

5.2. Роль глагола в предложении.

Учитель: У вас есть возможность самим придумать задание к тексту. (На экране появляется текст.)

Ярко светит солнце и греет землю. На траве сияет, переливается роса. Просыпаются весёлые шмели, разноцветные бабочки. От цветов льётся душистый запах, он привлекает насекомых. Птицы, звери радуются тёплым лучам.

Уч-ся:

– Можно выполнить синтаксический разбор предложений.
– Я предлагаю выделить орфограммы.
– Интересно, думаю, будет поработать с глаголами.
– Ещё мы сможем доказать правильность постановки запятых.
– Можно, например, придумать продолжение рассказа.

Учитель: Молодцы, очень интересные задания. Их мы сможем использовать на следующих уроках. А сейчас вам необходимо выбрать предложение, соответствующее схеме, и записать его.

[ =] , [= ] .

Уч-ся:

– Это четвёртое предложение, т. к. в нем две грамматические основы:
первая – “льётся запах”, вторая – “он привлекает”. Такое предложение называется сложным.

(Уч-ся выполняют задание в тетради, а один – у доски.)

Учитель: Как вы думаете, зачем мы выполнили это задание?

Уч-ся: Чтобы доказать, что сказуемое чаще всего в предложении выражено глаголом.

6. Рефлексия.

Задачи зафиксировать новое содержание, изученное на уроке; организовать рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; оценить собственную деятельность на уроке; зафиксировать неразрешенные на уроке затруднения, если они есть, как направления будущей учебной деятельности; обсудить и записать домашнее задание.

6.1. Фразеологизмы.

Учитель: Посмотрите на экран. Иллюстрации к чему я подобрала?

Уч-ся: Здесь проиллюстрированы фразеологизмы.

Учитель: Какие подписи вы могли бы сделать к рисункам?

Уч-ся:

1. “Зарубить на носу” Запомнить крепко-накрепко, раз и навсегда.
2. “Спустя рукава” Относиться к делу неохотно, работать кое-как.
3. “Бить баклуши” Бездельничать, праздно проводить время.
4. “Быть на седьмом небе” Находиться в состоянии безграничного счастья, быть в полном восторге.
5. “Лебедь, рак и щука” Отсутствует согласованность в каком-либо деле.
6. “Дело выгорело” Благополучно закончилось дело.

Учитель: Оцените нашу работу на уроке, используя подходящий фразеологизм?

Какие ещё крылатые выражения характеризуют хорошее выполнение дела, его успешность, старание?

Уч-ся: “Не покладая рук”, “Засучив рукава”, “Внести свою лепту” и другие.

6.2. Итог урока. Домашнее задание.

Учитель:

– Удалось ли нам обобщить знания о глаголе?
– Какое задание вызвало у вас затруднение?
– Над чем вам ещё необходимо поработать?
– А смогли добиться хорошего результата, потому что мы вместе. А это великая сила. Ведь “С маленькой удачи начинается большой успех”.

Домашнее задание будет творческим.

Предлагаю вам написать сочинение – миниатюру, которое будет являться продолжением первого текста.

Постарайтесь включить в него как можно больше глаголов. Выполните морфологический разбор одного из них.